ЗВЁЗДНАЯ ПЫЛЬ
Виктор БОРОВИКОВ, наш корр.
Верхорадская «гора» родила первого министра. Произошло это спустя девять месяцев после президентского указа о внеочередных парламентских выборах, через 2.5 месяца после самих выборов, и лишь со второй попытки – предложения президента Ющенко Раде кандидатуры будущего премьера. Накануне дня Св. Николая главой украинского правительства избрана Юлия Тимошенко, не слишком давно романтически именуемая «Жанной Д’Арк» и «Леди Либерти». Однако святые чудотворцы вряд ли вмешивались в этот приземлённый процесс. «За» открыто проголосовали 226 депутатов коалиции, при 1 воздержавшемся нардепе-«нашеукраинце» (И. Плющ) и отсутствующем, было объявлено, из-за болезни. Планка только дрогнула. Перед тем воинственная, «Жанна-Юлия» не скрывала триумфа: приосанившись и принимая поздравления депутатов коалиции, демонстрировала необратимость победного результата. Тогда как премьерские перспективы Тимошенко могли бы отдалиться, если вовсе не кануть. До голосования оставалось минут десять, когда лидер «Народной самообороны» Ю. Луценко у всех на виду настраивал на солидарный лад соратника по коалиции Ю. Еханурова. В украинской столице уроженец морозной Якутии окончил техникум и народнохозяйственный вуз, и теперь строитель по диплому и удобный аппаратчик по призванию, кого президент и госсекретарь захотели увидеть на посту министра обороны, нуждался в дополнительных уговорах. Экс-премьер дожидался подтверждения гарантий обещанного назначения, и таковые поступили, едва Луценко созвонился с Ющенко. Обмен «ты мне — белую метку за даму в белом, мы тебе — министерские сапоги» состоялся. Теневые сделки наподобие этой, никакая не редкость на Печерских олимпах.
Cценка показательная: как барометр доверительности и переменчивости капризной власти. Ехануровские сомнения тоже понятны. Два года назад заменив на премьерстве отправленную в отставку Тимошенко и будучи званым сбалансировать интересы фигурантов президентской интриги, человек, называющий себя «профессиональным управленцем», совсем не был уверен в благосклонности памятливой дамы. Особенно после того, когда на бизнес-горизонтах украинской верхушки замаячил газовый консорциум РосУкрЭнерго. Или — после отставки ехануровского кабмина, куда чуть позже его мстительно отправила фракция БЮТ. Сам «бывший» премьер, среди близких по прозвищу «Бурят», поклялся «никогда больше не работать в кабмине». Ан, пребывание на скамейке запасных излечило фигуранта от обиды двухлетней давности. Апломб, однако, остался. На этих чувствительных струнках сыграли президентские аппаратчики, понимая, что прививки Тимошенко делают новоназначенного миноборонца ещё более противовесным её премьерским начинаниям и, соответственно, послушным Банковой.
Не марионеточное противостояние Ющенко-Тимошенко, которое можно бы называть традиционным, усугубило предвыборное обещание БЮТ «уже с 1 января 2008 г. отменить всеобщий воинский призыв». Категорически несогласный на немедленный, «с понедельника», перевод армии на контракт, министр обороны А. Гриценко добился превентивных приказов главкома Ющенко о весеннем и осеннем призывах 2008 г. Напуганные реформой по Тимошенко, грозящей покончить с халявной генеральской жизнью и беспрецедентно сократить, например, численность старших офицеров, миноборонцы теперь винят даму с косой. Мол, дожидаясь обещанного, молодёжь отлынивает от призыва, не являясь по первому военкоматскому зову. Будто до этого обстояло принципиально по-другому. Если советская обязаловка, отнимающая у молодых украинцев вдохновенный возраст, одинаково мила и бывшему минобороне, и главкому, то в делах финансово-имущественных вельмиповажные персоны расходятся. К примеру, министр отказался за здорово живешь передать танкодром для переоборудования под футбольный стадион на играх Евро-2012, сулящих устроителям сказочные прибыли. Предполагается, не служивший в армии новый министр обороны будет посговорчивее.
За не очень прогнозируемым финалом просматриваются узнаваемые президентские тенденции. Стабильно-послушные симпатичнее харизматичных. В этом контексте усмиряемый Луценко маленький бунт Еханурова выглядел как напоминание об амбициях; от которых, казалось, напрочь отказалась Тимошенко. Оба знали много чего потаённого из непрозрачной жизни украинского правительства. Впрочем, президент почти всегда незримо присутствовал где-то поблизости, и не каким-нибудь «третьим не лишним», или пусть даже на «первых» ролях. Главный кукловод комфортно расположился за кулисами этого необъявленного спектакля, поручив суровые ниточки секретариатским управителям.
Вот незадолго до голосований по кандидатурам спикера и премьера, «кто же хозяин в доме под куполом, т.е. в Раде», выяснял у депутата-бютовца, прежде — социалиста, порвавшего с А. Морозом, когда тот переметнулся к «антикризисникам» — нынче министра транспорта и связи, И. Винского. «Диктуют регионалы, в частности, Р. Богатырёва, говорил собеседник, но ситуацию контролирует президент». «Всё, что происходит, по плану президента?», «Я этого не сказал», выдержав паузу, опять по-украински поправил дипломатичный И.В. Потом они избирали А. Яценюка на спикерство, тогда ещё министра иностранных дел, и в кулуарах, перед процедурой с этаким парткомовским шиком на все лады варьировали национальность претендента. Тему нейтрализовал черновицкий земляк А. Яценюка, Г. Москаль, ранее работавший в Крыму президентским представителем. Уже в зале заседаний по поводу «пятой графы» кандидата в спикеры ёрничали коммунисты, и когда один из красно-коричневых спросил будущего спикера про национальность, А. Яценюк осадил любопытного насчёт «графы», называя себя украинцем. Совместный выбор кандидатуры спикера — президентом и образованной в Раде коалицией НУНС и БЮТ, вряд ли основывался на каких-либо национальных симпатиях-антипатиях. Пресловутая «графа» действительно исключена из украинского делопроизводства. Разруха, однако, осталась в головах, и, наблюдая процедуру, понимаешь, что национально-ориентированные человеконенавистники ничем не лучше коммунистических бонз, изображающих народного врага. В этом смысле примечательно, что, отвергая советский геноцид, национальные идеологи, вслед за Ющенко, настаивают на российско-имперском происхождении проявлений, как, например Голодомор 1932—33 г.г. Русофобия и антисемитизм, на государственном или обыденном уровне, вопреки официозным заявлениям, процветают в Украине; на сегодня это составляющие идеи «титульной нации» или — «Украины для украинцев».
Избрание на спикерство 33-летнего правоведа, стартовавшего в юридическом бизнесе в 18-летнем возрасте и воспитанного в семье вузовского преподавателя, тем не менее, потянет на культурный прецедент в истории страны жуликоватых правителей. Правда, выбор скорее обусловлен умением Яценюка находить компромиссы. Оборотную сторону иллюстрирует знаковая реплика, отчасти приоткрывшая характер и, может быть, житейский опыт: «не ждите от меня прямых ответов на прямые вопросы». Дружба с ровесником — сыном начальника исправительно-трудовой колонии, милицейскими чинами, юридическое обслуживание фирмы, глава которой от партии регионов затем возглавил министерство труда и социальной политики, — пожалуй, начинающему бизнесмену было на кого опереться в родных Черновцах и в Крыму, где А. Яценюк продолжал карьеру с подачи небезызвестных Б. Дейча, Л. Грача и Г. Москаля. Ющенко отказывался поддержать эту кандидатуру, пока не согласился с доводами целесообразности. А. Яценюк равноудалён от соперничающих парламентских группировок, не предан Тимошенко и не станет, как считают, выдвигаться кандидатом в президенты на выборах 2009 г. Какое-то время работал в банковской системе. Перевесило, поговаривают, субъективное обстоятельство — не был на Майдане и, стало быть, не составит конкуренции его «помаранчевому» имиджу. Наконец, у обоих — у президента и новоизбранного спикера — имеется склонность уходить от прямых вопросов.
По-прежнему доминирует президентская фобия оказаться вытесненным на политическую обочину, не допускающая к власти сколько-нибудь выразительных лидеров. Среди фигурантов нон-грата первого ряда — отверженные профессионалы, запятнанные интригами президентского окружения. Имена у всех на слуху: адвокат, добывший победу президенту Ющенко в Верховном суде — Н. Катеринчук; министр иностранных дел, которому не идёт слово-приставка «бывший», — Б. Тарасюк; неустанно выполняющий программу, одобренную Ющенко, им же и изгнанный из Минздрава — «помаранчевый» профессор медицины Н. Полищук. Список отторгнутых парткомовской системой титульного диктатора не заканчивается.
Перечисление новоизбранных — утвержденных министров правительства Тимошенко, наоборот, не внушает сколько-нибудь выразительных аналогий. Например, Минюст озаглавил человек малоизвестный, но управляемый чиновниками Банковой, во главе Минздрава — также не харизматичный и не конфликтный, «борозды не портящий», администратор от медицины. За некоторыми исключениями из этого президентского правила, ключевые кабминовские высоты отданы аппаратным статистам, в послушании и личной преданности не отличимых от «профессионалов» Януковича. На сереньком фоне выделяется заново восходящая звезда Тимошенко, хотя думается, вскорости многим покажется угасающей. Президент поступил по правилу. В оппозиции Тимошенко сделается для него ещё более опасной, если вести речь о будущих президентских выборах. Сегодня сияние звёздной г-жи подогревается нескрываемой ненавистью, враньём и уголовными выходками регионщиков и коммунистов. Характерное: загодя объявленному голосованию помешал детективный случай. Это когда в почтовое отделение на Владимирской, как нарочно рядом с КГБ-СБУ, некто неустановленный передал записку с предупреждением Ю. Тимошенко. Дескать, Юля, за тобой следит снайпер. Хотя в оригинале, кажется, было «тебя следит». В намеченный день процедура голосования сорвалась по соображениям безопасности. Т.к. лидеры фракций на согласительном совете недружно делили должности вице-спикеров и глав парламентских комитетов, со дня на день откладываемое избрание на премьерство также происходило под знаком противостояния. Предыдущий сбой системы «Рада» подсказал голосование руками. Причём депутатское волеизъявление фиксировали телекамеры: завидев себя, депутат поднимал руку и произносил «за». Нардепы В. Яворивский и А. Шевченко (БЮТ) прибавили пафоса о будущем Украины, связанном с Юлией. Так рождаются кумиры и угодники, но, возможно, депутаты прониклись судьбоносностью и были вполне чистосердечными. Атмосфера в зале тому способствовала. Наверное, Рада и коалиция прибегла к единственно честному способу подсчёта голосов, однако, в телесюжетах и печатных СМИ картинка часто подавалась в искажённом виде. Депутат-«нашеукраинец» попросил: «Расскажите, как было, нас никто никого не заставлял голосовать «за», и только поднявшись с места». Тимошенко перед этой деликатной процедурой выступила с трибуны. То была пламенная революционерка: «Не удивлюсь, если опять что-нибудь случится и не хватит одного-двух голосов. Прекрасно известно, кто и с кем встречался в эти последние дни, и какие поступали предложения… Пусть не сейчас, через полгода, год, но мы развенчаем эту коррупционную банду…» Имелся в виду Янукович & Ко, в ответном слове известивший о переходе в оппозицию, и по обыкновению передернувший карту успехов за истекший период, взвалив ответственность за повышение цен и инфляцию на новых коалициантов вообще, и БЮТ, в частности. Такая постановка в целом должна бы понравиться Ющенко, как почётному главе НУНС и вероятному сопернику вожака советско-уголовного клана, провоцирующего раскол Украины. Если даже президентские расчёты строятся на фальсификациях регионщиков, о чём высказывают предположения украинские политики. Удивили, однако, не эти ожидания.
Покидающего трибуну Януковича, его правительство, при котором в разы подскочили цены, выросла инфляция… проникновенно благодарили за плодотворную работу. Вот этот момент истины (антиистины), когда торжествует лицемерие, показался важнее политических прогнозов. Сказать на «чёрное» «белое», оказывается, означает провести «демократическую смену правительства».
Чего стоят кредиты взаимного доверия, регионщики наглядно продемонстрировали на минувшей неделе. Используя регламентные «запятые», фракционеры заявили о несостоятельности коалиции НУНС-БЮТ. Потому-де, что в связи с переходом на работу в кабмин 14 депутатов сложили полномочия, и коалиция теперь недосчиталась необходимого для принятия решений количества голосов, поскольку следующие по списку депутаты, от БЮТ и НУНС, не утверждены Центроизбиркомом, не принимали присягу в Раде и т.д. Что правда, то правда. Но покинувшим коалицию следовало повременить складывать депутатские полномочия, что снова-таки подпадает под параграфы. Обойти двоякие трактования, коалицианты и регионщики, как пояснили, договорились на согласительном совете не обращать внимания на регламентные несуразности. Депутат-бютовец А. Шкиль: «Они не держат слова. Теперь зависит, что решит Центризбирком, где большинство состоит из представителей кризисной коалиции, которые затормозят работу правительства». Депутат-«нашеукраинец» Н. Катеринчук: «Согласно положению, Центризбирком соберется на заседание не ранее, чем через 6 дней, предположительно во вторник, 25-го. В понедельник, чтобы порушить кворум, как это уже случалось, кто-нибудь из них заболеет дипломатической болезнью…» До решения Центризбиркома в работе Верховной Рады объявлен перерыв. Коалицианты снова попытаются договориться с напёрсточниками, которые, по всей вероятности, перехватят инициативу. При этом переговорщики обеих сторон сделают праведный вид, и это к вопросу о двойных стандартах и «хозяине в доме», к которому, как и в первое своё пришествие, Тимошенко попросится не хозяйкой — на постой. Фигурально выражаясь. Не однажды обманутые, коалицианты продолжают ставить на кон напёрсточнику.
Это происходит на фоне массированных медийных атак, упреждающих любые начинания кабмина. «Пускай сначала выполнят предвыборные обещания, вернут вклады Сбербанка в полном объёме, отменят обязательный призыв!» — взахлеб вещают в радийном, телевизионном эфире коммунисты и регионщики. Фирменный предвыборный лозунг «Улучшение жизни уже сегодня!» за последние год-полтора забыт вместе с ценовыми скачками. Зная опасения президента, они стараются вбить клин раздоров между ним и премьером, запуская сплетни об участии Тимошенко на президентских выборах-2009. «Давайте деньгами поможем Юле, которая всё ещё прописана в двухкомнатной днепропетровской «хрущёвке». О резиденциях, построенных для Януковича — на черноморском берегу в Никитском ботаническом саду, в Ново-Петривцах под Киевом — чуть не по полмиллиарда долларов, кликуши смолкают. Не медля, регионщики организовали «оппозиционное правительство», а его глава Янукович предупредил о жёстких мерах, которые может предпринять его оппозиция в случае «политических люстраций». Путаясь в терминологии, «оппозиционеры» возмущаются «кадровыми люстрациями», «увольнениями по политическим убеждениям», заполняя радио- и телевизионный эфир очередной бессмыслицей. Однако заметен испуг от заявлений Тимошенко «проверить, как потрачена каждая бюджетная копейка». В МВД Луценко проводит кадровые перестановки, возвращая перед этим изгнанных Цушко, аналогичные ходы производятся в других министерствах. Янукович заявляет о «политических преследованиях» и грозится протестными акциями. Ничего подобного не происходило, когда полгода назад его опричники, и милицейские генералы, в т.ч., с руганью выбрасывали «помаранчевых» из офисов. Сейчас они заново громоздят баррикады, обвиняя в гражданском противостоянии тех, кого два года тому пообещали вешать на оранжевых шарфиках.
Сами «помаранчевые» помалкивают и по умолчанию, не рискуя обострять противостояние, утрачивают инициативу. Кажется, их устраивает, что этот караван хоть как-то сдвинулся. Чему надобно поучиться оранжевым, так это организованности круговой поруки регионщиков, не желающих сдавать позиции и жертвовать своими. В похожих ситуациях бывшие майданные лидеры предпочитали не дразнить гусей, а будучи при власти — выставляться в невыгодном свете, признавая факты политических преследований — с какой угодно стороны. Вопрос, однако, не терминологический. До сих пор «перейти в оппозицию» в Украине понималось в уничижительном значении. Всё равно как быть «отпихнутыми от кормушки». Когда преобладают животные инстинкты.
Увлечённая борьбой Рада не озаботилась самочувствием коллеги-депутата, которого на голосование так и не довезли из реанимационной палаты. Один его знакомец огорчённо констатировал: инсульт — штука серьёзная. И — задумался. «А вдруг он получил взятку?» Потому-то навещать больного не торопился. А ну, как соратники-фракционеры заподозрят в нём соучастника. Это похуже диагноза.