АФГАНСКИЙ СИНДРОМ
Юрий БОРИН
СЕКРЕТЫ ИЗ ОСОБОЙ ПАПКИ
Вот уже 30 лет в Афганистане идет незатихающая война. Началась она с того, что в апреле 1978 года так называемая Народно-демократическая партия Афганистана, исповедавшая научный социализм, совершила государственный переворот.
Вскоре после «афганской революции» советские вожди решили присоединить Афганистан к социалистическому лагерю. Проще говоря, подчинить его Москве. Но поскольку попытка мирным путем не удалась, в Афганистан был введен «ограниченный контингент» советских войск.
О том, как и почему были введены советские войска в Афганистан, повествует Особая папка ЦК КПСС. Все важные документы того времени прятались в этой особо секретной папке, которая была недоступна простому народу. И лишь недавно «папка» стала достоянием гласности.
ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ С ПОСТАВОК ОРУЖИЯ
В январе 1979 года ЦК КПСС дает указание советскому послу в этой стране:
«Посетите Х. Амина (тогдашний премьер министр Афганистана)... и, сославшись на поручение, сообщите, что просьба афганской стороны об осуществлении поставок имущества общегражданского назначения для вооруженных сил..., а также о командировании за счет советской стороны специалистов для работы в вооруженных силах Демократической Республики Афганистан внимательно рассмотрена.
Скажите, что Правительство СССР, исходя из дружественных отношений, существующих между нашими странами, оказывает помощь в укреплении афганских вооруженных сил на исключительно льготных условиях. Специмущество и запасные части к нему («специмущество» — это в переводе на нормальный язык означает вооружение и боеприпасы. — Ю.Б.) поставляются Демократической Республике Афганистан за 25 процентов стоимости в кредит из 2 процентов годовых с погашением кредита в течение 10 лет (т.е. фактически абсолютно бесплатно, потому что Афганистан и не думал отдавать долги — Ю.Б.)…
Далее скажите, что Советское правительство приняло решение удовлетворить просьбу афганской стороны командировать всех специалистов для работы в вооруженных силах Демократической Республики Афганистан за счет советской стороны».
Одним словом, в секретных документах совершенно недвусмысленно говорится, что гражданская война в Афганистане ведется с помощью советских специалистов, советским оружием и за счет Советского Союза.
И ХОЧЕТСЯ, И КОЛЕТСЯ
Но давайте почитаем второй документ из той же папки. Это запись беседы членов Политбюро А.Н.Косыгина, Д.Ф.Устинова и Б.Н.Пономарева с лидером так называемой афганской «апрельской революции» Нур Мухаммедом Тараки. Беседа происходила 20 марта 1979 года. (В том же году вышеозначенный лидер чем-то не угодил Москве и был зверски убит подосланными к нему советскими агентами. — Ю.Б.).
«А.Н.Косыгин. Мы внимательно обсуждали положение дел, создавшееся в вашей стране, искали такие пути оказания вам помощи, которые в наилучшей степени отвечали бы интересам нашей дружбы и вашим отношениям с другими странами. Пути решения возникших у вас проблем могут быть разными, но наилучшим из них является путь, который сохранил бы авторитет вашего правительства в народе, не испортил бы отношений Афганистана с соседними государствами, не нанес бы ущерба международному престижу вашей страны. Нельзя допускать того, чтобы дело выглядело таким образом, будто бы вы не смогли сами справиться со своими проблемами и пригласили на помощь иностранные войска.
Свои же задачи на нынешнем этапе мы видим в том, чтобы охранять вас от всяких возможных международных осложнений. Мы будем вам оказывать помощь всеми возможными средствами — поставлять вооружение, боеприпасы, направлять людей, которые могут быть вам полезными в обеспечении руководства военными и хозяйственными делами страны, специалистов для обучения вашего военного персонала обращению с самыми современными видами оружия и боевой техники, которые мы вам направляем. Ввод же наших войск на территорию Афганистана сразу же возбудит международную общественность, повлечет за собой резко отрицательные многоплановые последствия. Это по существу будет конфликт не только с империалистическими странами, но и конфликт с собственным народом (подчеркнуто мной. — Ю.Б.). Наши общие враги только и ждут того момента, чтобы на территории Афганистана появились советские войска. Это им даст предлог для ввода на афганскую территорию враждебных вам вооруженных формирований. Хочу еще раз подчеркнуть, что вопрос о вводе войск рассматривался нами со всех стороны, мы тщательно изучали все аспекты этой акции и пришли к выводу о том, что если ввести наши войска, то обстановка в вашей стране не только не улучшится, а наоборот, осложнится. Нельзя не видеть, что нашим войскам пришлось бы бороться не только с внешним агрессором, но и с какой-то частью вашего народа...» (Советские партийные боссы как в воду глядели! Всё именно так и случилось. — Ю.Б.).
Вот что отвечает Косыгину Нур Мухаммед Тараки:
«Я, конечно, согласен с Вами в том, что необходимо принимать меры политического воздействия и что война — очень рискованная вещь. Было бы излишним подробно останавливаться на вопросе о том, почему пакистанцы, иранцы, американцы и китайцы ведут против нас подрывную деятельность. Я хочу лишь подчеркнуть, что мы были и останемся вашими друзьями, что мы никогда не будем ни с кем так близки, как с вами. Мы учились и учимся у Ленина».
Увы, несмотря на усиленную «интернациональную помощь», афганским «революционерам» приходится отступать. В Особую папку ложится новое указание советскому послу в Афганистане (документ от 24 мая 1979 года):
«Скажите, что в Москве разделяют озабоченность афганского руководства в связи с активизацией контрреволюционной деятельности реакционных сил в Афганистане. Советское правительство, руководствуясь стремлением оказать дальнейшую интернациональную помощь в деле стабилизации положения..., приняло решение поставить Афганистану в 1979—1981 годах безвозмездно (подчеркнуто мной. — Ю.Б.) специмущество на сумму 53 млн. рублей, в том числе 140 орудий и минометов, 90 бронетранспортеров, 48 тысяч единиц стрелкового оружия, около 1000 гранатометов, 680 авиационных бомб...»
СООБРАЖАЛИ ПОД ПОКРОВОМ НОЧИ
Но ни советские пушки, танки и самолеты не спасают положения. «Реакционные силы» продолжают наступать. И тогда-то начинается решающая фаза в афганской игре.
Решающая фаза оформляется в виде рукописного текста. Писал его лично тогдашний член Политбюро Константин Устинович Черненко (машинистке уже не доверяют!). Впрочем, авторы сего произведения не доверяют и бумаге. Документ написан в форме головоломки. Вот он полностью (датирован 12 декабря 1979 года).
«Председательствовал Л.И.Брежнев.
Присутствовали: Суслов М.А., Гришин В.В., Кириленко А.П., Пельше А.Я., Устинов Д.Ф., Черненко К.У., Андропов Ю.В., Громыко А.А., Тихонов Н.А., Пономарев Б.Н.
Постановление ЦК КПСС
К положению в «А»
1. Одобрить соображения и мероприятия, изложенные тт. Андроповым Ю.В., Устиновым Д.Ф., Громыко А.А.
Разрешить в ходе осуществления этих мероприятий им вносить коррективы непринципиального характера.
Вопросы, требующие решения ЦК, своевременно вносить в Политбюро.
Осуществление всех этих мероприятий возложить на тт. Андропова Ю.В., Устинова Д.Ф., Громыко А.А.
2. Поручить тт. Андропову Ю.В., Устинову Д.Ф., Громыко А.А. информировать Политбюро ЦК о ходе выполнения намеченных мероприятий.
Секретарь ЦК Л.Брежнев».
«Соображения» были осуществлены в ночь с 27 на 28 декабря 1979 года. «Ограниченный контингент» советских войск пересек границу Афганистана и двинулся на помощь «афганской революции», каковая была при последнем издыхании.
ПРИКАЗАНО: ЛИШНЕГО НЕ БОЛТАТЬ!
Вторжение в Афганистан, как и ожидалось, вызвало резкий протест не только афганского народа, но и всей мировой общественности. Дело передали в ООН. И вот тогда озабоченный министр иностранных дел Громыко вызвал в Москву своего афганского коллегу Ш.М.Доста, чтобы прояснить некоторые вопросы осложнившейся ситуации.
В ходе беседы стороны пришли к выводу, что предыдущий руководитель афганской революции Х.Амин на самом деле не кто иной, как «новоявленный фашист и душитель афганского народа, агент США и мирового империализма». Он «последовательно проводил линию на дискредитацию идеалов апрельской революции, демократического движения в Афганистане, советско-афганской дружбы. Х.Амин и его группа физически истребили множество преданных делу партии и афганских трудящихся деятелей, настоящих патриотов своей страны... Если бы не события, происшедшие 27 декабря (имеется в виду вторжение советских войск в Афганистан. — Ю.Б.), национальный суверенитет Афганистана был бы сорван, страну разорвали бы на части Иран, Пакистан, Китай, в ней утвердилось бы господство США, других западных стран».
Но теперь, слава Аллаху, в Афганистан доставлен новый выдающийся вождь и руководитель Бабрак Кармаль, который «постоянно подчеркивает необходимость внимательно прислушиваться к доброжелательным и своевременным советам и пожеланиям, исходящим от советских руководителей».
После обсуждения важных вопросов текущей политики советский министр популярно разъяснил афганскому коллеге, что и как следует говорить на заседании Совета Безопасности ООН. Необходимо особо подчеркнуть, что введение в Афганистан ограниченного военного контингента было осуществлено Советским Союзом в ответ на неоднократные обращения правительства ДРА к руководству СССР. Эти просьбы высказывались ранее со стороны Н.М.Тараки, когда он бывал в Москве, и со стороны Х.Амина (что с того, что оба они потом оказались «врагами и агентами мирового империализма», важно, что именно они просили о помощи. — Ю.Б.)... Представители западных стран, в частности Тэтчер, стремятся провести параллель между сменой афганского руководства и вводом в Афганистан советского воинского контингента, говорят о якобы имеющейся связи этих двух событий. Однако, и это следует особо отметить, никакой причинной связи тут нет. Это — чисто временное совпадение». Мол, так и надо говорить: «сов-па-дение».
И еще Громыко строго предупредил афганского министра, чтобы тот в помещениях ООН не болтал лишнего. А для надзора за афганским министром в Нью-Йорк был послан советский агент Софрончук.
ОНИ ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА
Почти десять лет воевал в Афганистане «ограниченный контингент» советских войск. Пятнадцать тысяч советских воинов погибли, так и не узнав толком, во имя каких высоких целей и интересов они отдали свои молодые жизни. А многие из тех, что остались в живых, вернулись с войны физическими или моральными уродами. Сегодня это называется «афганским синдромом».
Как и предполагали московские вожди, война в Афганистане велась по сути против собственного народа. Даже постоянные перетасовки «лидеров» (Амин-Тараки-Кармаль-Наджибулла) ничего не изменили.
И лишь в годы перестройки прекратилось наконец бессмысленное кровопролитие. В Особую папку в то время еще не упраздненного Политбюро ЦК КПСС легла выписка из протокола № 146 от 24 января 1989 года «О мероприятиях в связи с предстоящим выводом советских войск из Афганистана». В этом протоколе говорится, что в результате войны «афганская экономика находится в критическом состоянии, по существу на грани срыва». Впрочем, на этой «грани» она находится и по сей день. И всю эту экономику держит опиумный мак, который является главной сельскохозяйственной культурой и основной статьей дохода в стране. Известно, что 90% всех наркотиков в мире поставляет Афганистан.
А воцарившийся после советско-афганской войны «Талибан» (это движение возникло в 1994 году) и вовсе привел страну к полному запустению, а людей — к ожесточению.
«Ограниченный контингент» советских войск был выведен 15 февраля 1989 года. Афганская авантюра позорно провалилась.
НА СЦЕНЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ ОСАМА
Конечно, с тех пор многое изменилось. Изменился и характер войны. А талибы успешно пользуются оружием, которое им досталось от бежавших когда-то советских войск.
Не удивительно, что именно Афганистан стал прибежищем самых рьяных «воинов Аллаха» во главе с террористом № 1 Осамой бин Ладеном, который вот уже много лет прячется там и практически остается неуязвимым. В этой стране, где половина мужчин неграмотны, а грамотных женщин не более 15 процентов, легче всего задуривать головы людям. Из такого контингента очень легко подобрать шахидов, которые идут на смерть ради вечного блаженства на том свете. А если добавить гористый рельеф, труднопроходимые тропы, почти полное отсутствие коммуникаций, а также радио и телевидения, то можно понять, как нелегко приходится странам антитеррористической коалиции в этой пещерной стране.