ГОРОД ТРУДА, ЛЕГЕНД И… НАВЕТОВ
Тимофей Лиокумович
Продолжение. Начало №47.
Бобруйск, мировая слава которого, пожалуй, не уступает известности Минска, встретил обновленным железнодорожным вокзалом, выглядевшим как нарядная игрушка. Глаз также радовала широкая привокзальная площадь.
С новостройками в городе приходилось встречаться на каждом шагу: новый мост пролег через Березину, новые микрорайоны, построенные с использованием новейших строительных материалов и новейших архитектурных открытий. Как в Минске и Бресте, многие старые здания получили вторую жизнь, изменив в лучшую сторону свой внешний вид. К примеру, бывшая водонапорная башня превратилась в оригинальное красочное кафе «Чырвоная вежа».
Преобразился городской парк культуры и отдыха, украсившись каскадом фонтанов, ожививших его притягательную красоту.
Новый вид приобрела центральная площадь. И даже памятник В.И.Ленину (скульптор П.Белоусов), стоявший раньше на высоком пьедестале, опустился на несколько метров ниже, «пошел в массы». Монументальная пластика, выразительность силуэта, а ныне и удачно найденный масштаб создают впечатление, что вождь бывшего пролетариата шагает рядом с пешеходами-бобруйчанами.
В городе только и разговоров о строительстве ледового дворца на территории Бобруйской крепости. Да и сама крепость — одна из крупнейших в Европе (ее первоначальная площадь превышала 120 га) — вписала яркую страницу в историю Бобруйска, в историю России. В 1812 году, находясь 4 месяца в осаде, крепость сдерживала у своих стен значительную часть превосходящих наполеоновских войск. Она оказалась единственной, так и не сдавшейся врагу. К тому же в начале войны дала возможность передохнуть, переформироваться, пополнить запасы провианта и боеприпасов 2-й русской армии под командованием П.И.Багратиона. «Ни одна крепость России не была столь полезною, как Бобруйская в 1812 году», — отмечал генерал-майор А.И.Михайловский в книге «Герои Отечественной войны».
После избавления от наполеоновского нашествия в Бобруйской крепости служили многие будущие декабристы (С.И.Муравьев-Апостол, М.П.Бестужев-Рюмин, И.С.Паволо-Швейковский, В.К.Тизенгаузен, В.С.Норорв и др.). Они даже разработали один из первых планов восстания декабристов, так и вошедшим в историю как «Бобруйский план»: предлагали арестовать Александра I на бобруйском смотре войск (1823), полагая, что пленение царя должно послужить толчком к свержению самодержавия, к восстанию и преобразованию России.
В мирное время власти превратили крепость в каторжную тюрьму. Известно, что А.И Герцен, ожидая наказания, взмолился: «Пусть Сибирь, пусть что угодно, но только не эта страшная тюрьма на реке Березине».
В период второй мировой войны немецко-фашистские захватчики превратили крепость в лагерь смерти. Уже к августу 1942 года в ней содержалось около 40 000 военнопленных и мирных советских граждан.
Сейчас на территории крепости ведется строительство ледового дворца, рассчитанного на 7 000 мест, ориентированного на соревнования международного уровня. Архитекторы подумали и над тем, чтобы сохранить фортификационные сооружения. Местные власти рассчитывают на то, что ледовый дворец даст возможность получить дополнительные деньги на реставрацию оставшихся частей крепости, вдохнуть в нее новую жизнь, развивая как туристический объект.
Усовершенствован мемориальный комплекс вокруг танка-памятника генерал-майора Бориса Бахирева, освобождавшего Бобруйск от немецко-фашистских захватчиков.
Обновлен также мемориал в честь воинов-освободителей, погибших при освобождении города в июне 1944 г. В «бобруйском котле» тогда оказалось 73 000 немцев. Из них 40 000 были уничтожены в кровопролитных боях, 33 000 взяты в плен. Архитектурное сооружение, воздвигнутое для увековечения памяти освободителей города, выполнено в форме открытой книги, расположенной полукругом, на которой записаны имена 938 погибших солдат и офицеров Красной армии. Верхняя часть памятника исполнена наподобие пантеона и имеет вид полусферы. Вход оформлен аркой-вратами. На 10 опорах высотой в 21 м закреплен конный памятник высотой в 5,5 м. В центре композиции фигура святого Георгия Победоносца в форме советского солдата, пронизывающего фашистскую свастику в виде змея-аспида (скульптор Г.В.Буралкин).
В городе, как и в Бресте, воздвигнуто немало монументов, свидетельствующих о светлой памяти и признательности бобруйчан борцам за свободу и независимость родной земли.
Бережно охраняется братская могила подпольщиков, расстрелянных белополяками в 1920 г.
Воздвигнуты памятники в честь войсковых частей и соединений, отличившихся при освобождении города, погибшим партизанам и подпольщикам, советским военнопленным, замученным и расстрелянным фашистскими палачами в Бобруйском концентрационном лагере в 1941—1944 годах, бобруйчанам — жертвам необоснованных репрессий, воинам-интернационалистам. Установлены памятные знаки в честь бобруйчан, погибших на фронте и в тылу в смертельной схватке с озверелым врагом, в честь моряков Днепровской военной флотилии, бюст Героя Советского Союза, деятеля революционного движения в Западной Беларуси, организатора и руководителя патриотического подполья в годы войны уроженки города Бобруйска Вере Хоружей. В общем-то в городе насчитывается 63 памятника истории.
Горожане гордятся Героем Советского Союза танкистом Соломоном Гореликом, который совершил доблестный подвиг под Белгородом, Борисом Ковзаном – единственным в мире летчиком, на счету которого четыре тарана в небе и при этом посчастливилось остаться живым.
С Бобруйском связаны имена родоначальника белорусской драматургии В.И.Дунина-Марцинкевича, белорусских писателей Михася Лынькова, Бориса Микулича, Платона Головача, Василя Витки, Пимена Панченко, Сергея Граховского, Алеся Адамовича, Миколы Аврамчика и других, а также русских и еврейских художников слова Михаила Герчика, Эфраима Севелы, Абрама Рабкина, Леонида Коваля, Сола Шульмана и других, композиторов Евгения Тикоцкого и Владимира Оловникова, народного артиста СССР Владимира Владомирского, народного артиста Беларуси Исидора Болотина… Просто трудно перечислить всех знаменитых бобруйчан, прославивших свой город в различных областях человеческой деятельности.
Улица Социалистическая, одна из центральных магистралей города, отдана в распоряжение пешеходов. В народе теперь ее зовут «бобруйским Арбатом». А в одном из самых оживленных мест города, рядом с Бобруйским рынком установлена в сентябре 2006 года фигура Бобра (скульптор Владимир Гавриленко) ростом в 1м 70 см, напоминающего собой почтенного бобруйчанина начала ХХ века, одетого в типичный костюм того времени, с тросточкой в руке, домовитого добряка, приподнявшего шляпу-канотье в дружеском приветствии прохожим. Скульптура понравилась горожанам, превратилась в визитную карточку города. Бобруйчане и гости города с удовольствием фотографируются на память со своим уникальным любимцем. Не удержались и мы от соблазна запечатлеться вместе с ним. Встреча с Бобром непременно вызывает улыбку на лице. И уже успело сложиться поверье: если дотронуться руками до перстня на пальце Бобра или потереть его «золотую» цепочку на брюшке, то обязательно разбогатеешь, а об адекватной заработной плате своему нелегкому труду мечтают не только бобруйчане, но все честные труженики на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси.
Кстати, бобруйский Бобр в настоящее время стал достопримечательностью и Москвы, где в районе Сокольники открыт «Бобруйский дворик». Изображен он там сидящим на скамейке, на которую присел после долгой дороги из Бобруйска. Он вежливо приподымает шляпу, приветствуя москвичей, пришедших на прогулку в скверик, приглашая их посидеть рядом с собой, поразмышлять о жизни, сфотографироваться на память.
В свое время качество бобруйских ремесленников высоко ценилось. Никто так не умел подковать лошадь, как местные кузнецы. Булочки и крендели таяли во рту. Костюмы и платья, сшитые бобруйскими портными, выглядели как с иголочки. Даже перешитое из старого не отличалось от нового. Сапожники ставили на обувь заплатки, невидимые глазу. Столяры и плотники возводили прочные дома, а печники складывали печи, в которых с веселым треском горели деревянные чурки. Не было нареканий на кровельщиков и жестянщиков. Если понадобилось бы, то, без сомнения, бобруйские умельцы и блоху смогли б подковать. Но как настоящие мастера, знающие цену добросовестному труду, без зависти по достоинству оценивали изделия, изготовленные в других местах. Это даже запечатлелось в широко бытовавшем анекдоте:
— И где это ты сшил себе такой костюм?
— В Париже.
— А где это?
— Ой, не спрашивай!.. Две тысячи километров от Бобруйска.
— Смотри-ка, такая провинция, а неплохо шьют.
Почти 250-тысячный Бобруйск с его 50 промышленными предприятиями, в том числе с гигантским шинным комбинатом, живет напряженной трудовой жизнью. Предприятия выполняют взятые на себя обязательства, работая по новым технологиям, часто по качеству продукции обставляя российских производителей, выпуская изделия, не имеющие аналогов в СНГ. В 1987 году в связи с 600-летием города за вклад в борьбу с фашистскими захватчиками в годы войны и трудовые успехи в хозяйственном и культурном строительстве в мирное время Бобруйск был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Омолодили Бобруйск возникшие в нем высшие учебные заведения. Много молодежи учится в техникумах и училищах. Число общеобразовательных школ возросло до 39.
Запись моих путевых заметок уже подходила к концу, когда печать принесла как гром среди ясного неба унижающее евреев обвинение из уст президента республики в нечистоплотности, в неаккуратности, в захламленности Бобруйска. Не ведаю, какая антисемитская муха укусила Лукашенко, но его облыжный плевок не по адресу настолько лжив и противоречит истине, что не поддается здравому осмыслению. Читал и глазам своим не верил, что руководитель страны, для которой евреи сделали столько добра, может позволить себе безосновательные высказывания, обманный смысл которых лежит на поверхности и воспринимается обществом как несусветная чушь.
Во-первых, Бобруйск всегда отличался особой чистотой. И в 60-е годы ХХ столетия, когда я в нем учительствовал и когда в нем явно было еще еврейское лицо. Субботников и воскресников по благоустройству города проходило не меньше, чем в пограничном Бресте, санитарному состоянию которого придавалось особое внимание.
И сейчас, уверяю, Бобруйск привлекает своей опрятностью. Я прошелся не только по центральным улицам — Советской, Социалистической, Пушкинской, Октябрьской, Интернациональной, К.Маркса, но и по другим уютным улочкам, отстоящим далеко от центра, по городскому парку — и везде дома и улицы привлекали своей чистотой, ухоженностью.
В дни пребывания в городе остановился в новом микрорайоне, в самом окраинном доме. Однако и строящийся микрорайон не устрашал своим видом, как это часто случалось ранее. Жители домов даже соревнование ведут за лучшее убранство своих дворов. Мягко говоря, заявление президента не соответствует действительности, а по большому счету является клеветой не только на евреев, но и на всех бобруйчан, радеющих о чистоте своего города.
Приходится сожалеть, что президент не захотел увидеть, что как раз достижения Бобруйска являются в большей части «прямым результатом еврейской деятельности».
Следует особо подчеркнуть, что высосанное из пальца мнение президента расходится с мнением и представлениями самого народа. Наезжая в конце 70-х и в начале 80-х годов прошедшего века в Бобруйск к родным жены (а это было время, когда в магазинах республики стали исчезать самые необходимые продовольственные продукты и промтоварные изделия) убеждался, что в магазинах города прилавки еще не были окончательно опустошены. В пригородных поездах и автобусах приходилось слышать от колхозников, везущих из города свои покупки:
— Нам повезло, что в Бобруйске живут евреи. Без них совсем бы исчезли товары из магазинов, как в других городах. Евреи умеют жить и нам с ними лучше живется.
А когда в начале 90-х годов и в бобруйских магазинах стало хоть шаром покати, тогда и среди народа зазвучали иные заявления:
— Что вы хотите? Евреи покинули Бобруйск, разъехались по свету. У кого сейчас на уме заботиться о снабжении города продовольствием и другими товарами? Нам и стало жить хуже.
В связи с высказыванием президента хочется вспомнить и о таком случае. В первый год работы в Бресте я жил в студенческом общежитии. У нас в семье только что родился третий сын и переезжать в общежитие с новорожденным не представлялось возможным. Да хотелось, чтобы и старшие сыновья завершили учебный год в своей школе. При первом же удобном случае я старался навестить семью и часто курсировал между Брестом и Бобруйском. Автобус останавливался на полчаса в Барановичах для отдыха шоферов. Однажды моя поездка совпала со сдачей в эксплуатацию долгостроящегося привокзального туалета. Все в нем было сделано по тогдашнему последнему слову техники. Блестели краны, белизной отсвечивала кафельная плитка… Через неделю я возвращался в Брест. Заглянул в туалет — и ужаснулся. Как будто дикая орда прошлась по нему. Краны повыкручены, умывальники разбиты, в бочонках с водой «дергалки» вырваны, в дверях и стенах кабинок пробиты дырки, не говоря уже о многочисленных безграмотных гадких надписях. И новый туалет за короткое время успел превратиться в то зловонное заведение советского времени, в которое было противно войти.
К концу ХХ века Бобруйск перестал быть еврейским городом. Именно тогда, когда евреи массово покинули его, в анархо-перестроечный период санитарное состояние в нем резко ухудшилось — он приобрел кричаще неблагоустроенный вид. И, как говорится, слава Богу, что за последние годы, особенно при подготовке «Дажынак» (2006 г.), состояние города стало нормализоваться, хотя явственно ощущается до сих пор, что с исчезновением из него еврейского духа культура и вся энергетика города снизились.
А вот что правда, то правда: как в Бресте, так и в Бобруйске, да и в других городах во внешне привлекательных домах приходилось встречаться с такими изгаженными подъездами, что не поддается никакой критике. К сведению президента, ни одной еврейской семьи, которых и вообще-то мало осталось в Беларуси, в подобных страшных подъездах не проживает.
Удивительно, как это президент не постеснялся переложить вину с больной головы на здоровую. Не гоже ему было к антисемитским бредням присовокупить еще один всплеск примитивной лжи. Как тут не вспомнить французского сатирика ХVII века Жана Лабрюйера, подметившего: «Не следует обижаться на человека, который, будучи мало знаком с нами, тем не менее отзывается о нас дурно; его нападки относятся не к нам, а к призраку, созданному его воображением». А ведь Лукашенко, выступая в 1997 году на мемориальном комплексе «Яма» в Минске, вселюдно торжественно заверил, что евреи на белорусской земле никогда не будут изгоями.
В конце октября, уже после своего антиеврейского пассажа, на международной конференции «Диалог христианства и ислама в условиях глобализации» Лукашенко заявил: «Так называемого еврейского вопроса в Беларуси нет вообще. История нашей страны теснейшим образом связана с евреями. В годы Российской империи белорусские земли находились в черте оседлости евреев и потому этносы здесь перемешались настолько, что просто глупо было бы думать, что белорусы настроены против евреев». Не значит ли такое заявление, что президент свое оскорбительное высказывание признает полностью глупым и, отрезвев, целиком аннулирует его?
На этой же конференции Лукашенко доказывал: «Если кто-то скажет, что в Беларуси процветает антисемитизм или мы угнетаем здесь мусульманское население, вы этому не верьте. Это говорят недруги… Наша страна положила в основу политики принцип интернационализма. На белорусской земле места хватит всем. Мы не просто это декларируем, мы демонстрируем это на каждом квадратном метре нашей земли. Белорусские законы не допускают никакой дискриминации по расовым, национальным или религиозным признакам, стоят на страже свободы слова».
Будем надеяться, что президент понял, что ему необходимо соответствовать толерантности своего народа, его терпимости, установившемуся в стране взаимоуважению людей разных национальностей, укреплять свой собственный дом, а не подтачивать фундамент, на котором он стоит.
А на славу уникальной еврейской столицы Бобруйск уже не претендует. Материалы местного музея свидетельствуют, что в конце ХIХ века 70% городского населения были евреями. По числу жителей их было больше, чем белорусов, русских, украинцев и поляков вместе взятых. Тогда даже шутили, что одна половина бобруйчан — евреи, а вторая половина — еврейки. Теперь же евреев в городе чуточку больше 1500 человек, т.е. счет уже пошел не на проценты, а на количество душ. И все же Бобруйск остается интернациональным городом, в котором люди всегда жили мирно. Об интернациональном характере города убедительно написал Леонид Коваль в своей книге «Корни дикой груши»: «Бобруйск любил красить небо в цвет Мечты, траву — в цвет Любви, а дома — в цвет Надежды. С детства на всю жизнь город внушал человеку простую и прекрасную мысль: нет хороших и плохих народов. Великих и малых. Честных и лживых. Умных и глупых. Добрых и злых. Нет высших и низших рас. Народ — это люди. Человеки. Все равны перед Создателем». Благотворный дух еврейских традиций еще не выветрился из Бобруйска окончательно. Способствует этому и местная синагога. Да еще и два магазина, с названиями, подобным которым не встречал даже в Израиле: продовольственный — «Цимус» и промтоварный — «Шалом». Взаимопониманием и взаимоуважением между людьми разных национальностей насыщена городская атмосфера. Газета «Вечерний Бобруйск» выходит под девизом-призывом: «Бобруйчане всех стран, соединяйтесь!»
Хотя евреев в Бобруйске осталось как кот наплакал, они живут, следуя принятому национальному обычаю милосердия и благотворительности. Чтобы не быть голословным, сошлюсь на конкретный пример. Разговорился с сотрудницей городской еврейской школы. К слову сказать, русской по национальности. Она свидетельствовала, что «чисто» еврейских детей в городе уже почти не осталось. В школу принимают всех, у кого есть хотя бы капля еврейской крови и не отталкивают тех, у кого нет и ни капли ее. Работают разные кружки. Проводятся познавательные и увеселительные мероприятия. Детей балуют немудреными подарками, водят и возят на экскурсии, организуют их оздоровление в летних лагерях, расположенных в живописных местах республики. Дети спешат в эту школу, как на праздник. Женщина глубоко благодарна евреям, которые помогли ей, живущей без мужа, поднять на ноги трех детей. А теперь уже ее четырехлетняя внучка не дождется воскресного дня — так интересно ей в школе.
Мы сослались на частный случай. А на государственном уровне Израиль выражает готовность внести инвестиции в промышленное развитие и улучшение социальной сферы Беларуси. Еврейское государство предложило оказать помощь в создании новых мощностей по производству цемента, по развитию туристической отрасли в республике, что будет сопутствовать росту рабочих мест, занятости населения. Израиль готов оказать содействие и в решении вопросов гуманитарной сферы, в поддержке социальных проектов. Израильская сторона предложила построить в Беларуси детскую больницу и взять на себя ее последующее содержание. Содружество, а не враждебность приносит благотворные плоды народам…
Подтверждением бережного отношения бобруйчан к своему населенному пункту служит и передача местному краеведческому музею удобного здания для расположения экспонатов, выразительно повествующих об истории, о замечательных людях, о сегодняшнем дне и будущем города на Березине. В действующей экспозиции широко представлены археологические находки, документы о строительстве и укреплении Бобруйской крепости, деятельности бобруйских декабристов, материалы о партизанской и подпольной деятельности в годы Гражданской и Отечественных войн, об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков, о достижениях бобруйчан в области экономики и культуры и т.д.
В беседе директор музея Наталья Петровна Артемчик, с которой я знаком по прежним приездам в Бобруйск, с удовольствием повествует о перспективах своего заведения по достойному представлению в его залах историко-культурного наследия города. Преподносит в подарок набор красочных открыток с видами Бобруйска. Проходя по залам музея, мне отрадно было увидеть стенд, посвященный пребыванию потомков А.С.Пушкина на Бобруйщине. Цитата из моей книги находится в его центре, обрамленная фотоснимками трех поколений поэта, чья жизнь проходила в здешних краях. Но об этом отдельный рассказ, начало которого перенесет нас почти на полвека назад.
А посещение Бобруйска, новые приятные впечатления от него в очередной раз укрепили в мысли, что бобруйчане по-настоящему любят свой город и по праву гордятся им, прилагая максимум усилий к тому, чтобы он хорошел из года в год.
Продолжение следует.