МАЖУ УТРОМ БУТЕРБРОД, ДУМАЮ — А КАК НАРОД?

МАЖУ УТРОМ БУТЕРБРОД, ДУМАЮ — А КАК НАРОД?

Дмитрий КАРАСЕВ

Создается ощущение, что за месяц до судьбоносных президентских выборов власть предержащим «И компот не льется в горло, и икра не лезет в рот». По крайней мере, официальные заявления первых лиц политического бомонда и высших чиновников России становятся все более популистскими. Первые стремятся любой ценой заручиться поддержкой электората, тогда как вторым необходимо поучаствовать в «процессе», чтобы сохранить свои кресла при новом старом (и старом новом) «Хозяине».
Так, самый «тяжеловесный» кандидат от партии власти и пока еще вице-премьер Дмитрий Медведев, будучи на форуме «Роль гражданских инициатив в развитии России в XXI веке», обрисовал контуры своей предвыборной программы. При этом «гора» родила не мышь…, а ни много, ни мало национальную идею. «И создание справедливого государства (чего пока не удалось достичь ни одной общественной системе), и развитие сильного гражданского общества, и благополучие людей, на мой взгляд, и есть основа, вокруг которой можно строить рассуждения (!) о национальной идее», — заявил преемник В.Путина. Оно конечно лучше, чем ничего, но национальная идея или есть или её нет. А свобода и справедливость — это звучит как-то слишком абстрактно. С другой стороны, чем черт не шутит — все гениальное просто. Им в Москве со своей башни из черного дерева, наверное, виднее…
Далее — еще интереснее. О большом прорыве в сознании кандидата в президенты №1 накануне выборов говорит сделанное им удивительное открытие, что «…власть существует не для самой себя, а для эффективного управления страной в интересах граждан». В связи с чем он призвал стремиться к «модели, которая основана на общественном договоре между властью и обществом». Где-то мы это уже слышали… Ах, да — помните надписи на товарах «Цена договорная»? В смысле «Сколько хочу, столько и попрошу». Остальные «программные пункты» тоже ничего «свежего» не включали и были составлены так, чтобы «и волки были сыты, и овцы целы». Мы-то с вами знаем, что такого в природе (и обществе) не бывает, но доброе слово и «волкам», и «овцам» приятно. Достаточно привести следующие пассажи: «Я уверен, у современной России есть все возможности стать благополучным успешным государством», «Мы будем проводить курс на свободное развитие предпринимательства, защиту прав собственности», «Коррупция имеет огромные масштабы, борьба с которой (с коррупцией или её масштабами?) должна превратиться в национальную программу». Но самые громкие и продолжительные аплодисменты снискало заявление «Человек будет главным объектом вложений со стороны государства» (И мы знаем этих людей!). Отзывы на такой «позитивчик» тоже были, мягко говоря, неоднозначными. Если люди «приближенные» встретили лозунги типа «Капиталы — капиталистам, земли — латифундистам», «От каждого — по возможности, к каждому — по кошельку» с ликованием, то глава Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова обозвала выступление пафосным и пустым. А известный адвокат Генри Резник со всей бескомпромиссностью заявил: «Если государство станет декларировать одно, а делать другое, мы будем критиковать власть, как бы негативно к нам ни относились».
Кстати говоря, то, что, согласно опубликованной ЦИК декларации о доходах, Дмитрий Медведев во времена грабительского капитализма не нажил палат каменных, а лишь квартиру в Москве, дачный участок в его окрестностях и 2,74 млн. руб. на 8 банковских вкладах, его положительно характеризует. Хотя как сказать. Если скажем, «хрущобу» площадью 400 м.кв. в Москве еще можно назвать выделенным по очереди социальным жильем, то накопленные за «смутные времена» $100,000 для делового сообщества должны звучать как насмешка — где же его деловая хватка? И это наш будущий президент?
В это время правительство и президент тоже не сидели сложа руки, а думали думу, как улучшить жизнь пенсионеров и бюджетников. По расчетам Минфина, «в связи с дополнительным (!) ростом ВВП» федеральный бюджет может уже с 1 февраля (улавливаете смысл?) повысить базовую часть пенсий и зарплат бюджетников аж на 14%. С этого же числа власти намереваются продолжить «заморозку» цен на чувствительные для социально незащищенных слоев населения продукты питания. Однако рынок все равно возьмет свое, как это было в прошлом году.
Например, даже согласно не самой объективной статистике Росстата, стоимость набора продуктов питания, входящих в нищенский прожиточный минимум, установленный государством, выросла на 22,3% до 1802 руб./мес. на человека в среднем по стране. А дальнейшее наращивание госрасходов способно привести к новому витку инфляции, который съест «прибавку» и не поморщится.
В это время в Давосе на фоне ипотечного кризиса в развитых странах, падения биржевых индексов и роста цен открылся очередной Международный экономический форум. И собравшимся на нем лузерам-толстосумам из 88 стран предстоит понять, простудится ли весь мир, если Америка «чихнула».
В России пока нет единого тому понимания. Хотя фондовые индексы РТС и ММВБ немедленно отреагировали на азиатский биржевой кризис (падение достигло 4,09% и 8,15% соответственно), а учетная ставка Федерального резерва США понижена сразу на 75 процентных пунктов (до 3,5%), первый зампред Центробанка России Геннадий Меликьян полон оптимизма: «Сегодняшняя негативная ситуация отразилась на Российской Федерации», но «Фатальной опасности, что мы стоим перед кризисом, нет». Зато вот «На Западе давно сложились условия для возникновения кризиса». И пообещал, что кризис на Западе продолжится. В отличие от нас.
Действительно, пора почаще говорить о том, что у нас все хорошо (а лучше написать 10 писем, разослать друзьям и всем будет счастье). По крайней мере, государственные телеканалы убеждают россиян, что перелом в сознании международных инвесторов (биржевых спекулянтов) произошел и деньги хлынули на иссушенную от нехватки средств российскую почву золотым дождем. Хотя падение выгодности вложений в т.н. «финансовые инструменты» могут привести к тому, что деньги с фондового рынка перетекут в нечто более «материальное», например, на рынок недвижимости, что сделает улучшение жилищных условий для миллионов россиян еще более проблематичным.
Однако есть и альтернативная точка зрения. Например, на встрече в Высшей школе экономики Андрей Клепач из Минэконоразвития, Евгений Гавриленков из «Тройки-Диалог» и Евсей Гурвич из Минфина сошлись во мнении, что в 2009 году в России возможно повторение девальвации образца 1998 года. Хотя и по другим причинам. Во-первых, семимильными шагами увеличивается внешний частный долг страны. Во-вторых, ожидаемое падение цен на углеводороды может привести к обнулению в 2009 году положительного платежного и торгового баланса РФ, что повлечет за собой ослабление национальной валюты и вслед за тем бегство иностранных капиталов и остановке роста ВВП. В этом случае единственным выходом из создавшейся ситуации будет официальная девальвация рубля, свертывание социальных программ. А о пресловутой диверсификации экономики можно будет (еще лет на 5—10) забыть. Однако эксперты надеются, что ценам на нефть не даст упасть планируемая США военная кампания против Ирана.
Поэтому критическую роль в системе принятия решений политиками по-прежнему будут играть соображения «выгодно-невыгодно». Деньги — это власть. И наоборот. Поэтому, если в российской политике в соответствии с итогами выборов идет перераспределение финансовых потоков и «синекур», то в экономике приближенность к власти дает больше возможностей. Ибо такова религия денег. Если во времена античных и средневековых богов собственность перераспределялась как с помощью государства, так и с помощью института рабства и религиозного культа, и убедить хозяев лачуг в правильности существующего строя были призваны служители культа и величественные храмы, то сегодня принуждение имеет в основном экономический характер и для плебса строятся «чумовые» «моллы» (гипермаркеты). А для тех, у кого нет денег, существует бесплатная красочная реклама, побуждающая человека занимать и попадать в долговое рабство. Ибо жадность — двигатель капиталистического прогресса. А страх — его естественный ограничитель. И именно эти два не самых лучших человеческих качества стимулируют как экономический рост, так и естественный следующий за ним кризис (сокращение). Поэтому и России без этих неизбежных «кровопусканий» не обойтись…