КИББУТЦЫ ВЧЕРА, КИББУТЦЫ СЕГОДНЯ

КИББУТЦЫ ВЧЕРА, КИББУТЦЫ СЕГОДНЯ

Лев ПАРАНСКИЙ

Страна Израиль готовится к празднованию даты своего основания — это произошло 15 мая 1948 г., шестьдесят лет назад, в тяжелейшее время для молодой, борющейся за свое существование страны. В ее истории были различные периоды, оказавшие свое влияние на ее развитие. И, безусловно, к тому времени идея киббутизации хозяйства страны сыграла определенную роль, и для ее оценки необходима, прежде всего, объективная непредвзятая оценка, без навешивания ярлыков. Никто не пытается доказывать, что то, что было полезно и необходимо для одного периода в развитии страны, обязательно применимо и в другое время с другими условиями и тенденциями. Ведь известна истина — все течет, все изменяется, но для понимания необходима разумная толерантность и желание понять.
Я с большим интересом прочел большую информативную статью обозревателя из Иерусалима Марьяна Беленького в альманахе «Панорама», Лос-Анджелес, №49 (1391) под названием «Какая идея была!!» (Интонацию читатель может выбрать по своему понятию). Автор дал подробное описание движения. Это взгляды и точка зрения иерусалимского обозревателя, и он имеет на них полное право, тем более что его эрудиция и знание проблемы не оставляют никакого сомнения. Но читателю представляется возможность составить свое мнение.
Преамбула статьи Марьяна Беленького гласит: «У киббутцев оказался страшный враг. Пострашней суховеев и арабских набегов. Человек, скотина этакая, упорно не желал жить общиной и стремился к тому, чтобы иметь свои штаны, свой дом, свою машину... Он не желал жить по законам коллективизма». И т.п.
Но факты говорят и о другом. Это общеизвестный факт, что за 60 лет, прошедшие со дня его основания, Израиль утвердился на своей земле, сказочно ее обустроил, пустыню и болота превратил в плодоносящие угодья, создал высокотехнологичную промышленность, возродил и развил свою культуру — и это на голом месте, без нефти и других энергоресурсов, кроме единственного и неповторимого энергоресурса, изначально вложенного в душу его народа. Да не иссякает этот ресурс в грядущие века!
На тему о роли кибутцев в развитии страны на современном этапе откликнулась и одна из центральных газет США Nеw York Times статьей обозревателя Изабель Кершнер из израильского киббутца «Ясур» под названием «Киббутц ...вновь приобрел популярность».
Вот краткое содержание статьи.
С начала 80-х годов прошлого столетия глобальный социализм пошел по спирали вниз, и Израиль был охвачен гиперинфляцией. Над киббутцами страны — их было свыше 250 — нависла угроза исчезновения, опустели жилые и бытовые помещения, бывшие основатели киббутцев, люди престарелого возраста, оказались невостребованными, и они были лишены всего самого необходимого. Молодежь, в поисках рационального применения своих сил и способностей, в соответствии с требованиями времени, стала покидать в массовом порядке насиженные места. В начале 90-х годов основатели и члены киббутцев, после десятилетий самоотверженного, упорного труда в одночасье оказались без необходимых средств существования. Ранее, в период расцвета, члены киббутцев получали одинаковое вознаграждение, независимо от характера трудовых обязанностей — будь они руководителями предприятий или простыми доярками. Основанный в 1949 г. — всего лишь через год после провозглашения независимости Израиля — ранее успешный киббутц «Ясур» вблизи Хайфы прогорел, его фабричные цеха были закрыты. Киббутц «Трува», который всегда славился на европейском рынке своей молочной продукцией, был распродан по частям. Из 257 киббутцев страны более половины обанкротились. Но уже к началу нового 2008 г. многие киббутцы вновь встали или встают на ноги.
Но здесь уместно привести краткую справку.
Первый киббутц — его назвали «Дегания» был основан еще в далеком 1909 г., это около ста лет тому назад. Историки пишут, что его основателями были российские «толстовцы» еврейской национальности. Подростки из еврейских семей оставляли своих родных в нищенских местечках черты оседлости и любыми доступными и недоступными путями отправлялись в далекую заморскую Палестину в надежде приобрести и строить там свою родину. Это был год 1909-й, когда иммигранты из Европы, собрав скудные гроши, купили участок приморской земли на северо-востоке Яффы, на котором были только песчаные барханы. Этим городом стал Тель-Авив, первая столица Израиля — теперь крупнейший город Ближнего Востока.
Среди пионеров киббутца «Дегания» был и философ-сионист Ф.Д. Гордон, поглощенный идеей создания трудового коллектива и который своим личным трудом и энтузиазмом вдохновлял членов первого киббутца на создание нового вида трудового содружества. На их долю выпал тяжелейший изнурительный труд без элементарных приспособлений и строительных средств по осушению болот и обустройству хозяйств при крайне скудном нищенском питании и отсутствии необходимой одежды. Киббутц превратился в особую форму общинного ведения хозяйствования, аналогов которому во всей человеческой истории не было. Никто из его членов не мог владеть какой-либо частной собственностью, и все результаты совместного труда складывались в общий котел. Вся собственность принадлежала киббутцу, который, в свою очередь, безоговорочно удовлетворял все доступные нужды своих членов и их семей. Все выполняли повседневную необходимую работу и пользовались равными правами в решении назревающих проблем. В некоторых киббутцах на начальных периодах мужчины и женщины даже жили раздельно. Обслуживание, учеба и воспитание детей считалось приоритетным и было образцовым. Среднее количество членов киббутца обычно составляло 275 членов. Израильтянин, желавший поступить в киббутц, обычно проходил годовой испытательный срок, и решение о его приеме принималось на общем собрании.
И не удивительно, что очень многие уставные положения вследствие коренных требований изменившихся условий жизни явились причиной краха ряда хозяйств, которые не нашли путей выхода из трудностей. Но некоторые все же выжили, и об этом речь пойдет ниже.
Это уже установившийся факт, что в последние годы в жизни многих киббутцев произошел положительный перелом, но это выпало из поля зрения некоторых обозревателей. Снова — в это трудно поверить, но это факт, что после длительного этапа инфляций и неудач для приема желающих поступить в киббутц теперь снова выстраиваются очереди. Киббутц «Негба» юго-западнее Иерусалима в течение одного лишь дня принял 80 новых членов. И это имеет место и в других хозяйствах.
Экономика не может стоять на месте. В настоящее время в киббутцах проходит процесс приватизации. В них господствует баланс между коллективной ответственностью и личной инициативой. Новых кибутцим привлекает лучшее качество жизни в них, более спокойный ритм и более низкая стоимость проживания — по сравнению с городской. Администрации хозяйств термин «приватизация» не нравится, и они предпочитают термин «обновление». В новом киббутце его члены теперь получают зарплату или ежемесячные вознаграждения в зависимости от выполненной работы с вычетами налогов и возмещения других хозяйственных нужд.
В статье упоминался киббутц «Ясур». Теперь он переживает второе рождение: в 2003 г. — пять лет тому назад — он приступил к набору новых членов — жителей близлежащих населенных пунктов, кроме них возвращаются многие бывшие кибутцим. Пустовавшие после банкротства жилые помещения уже полностью заселены и также подыскиваются дополнительные возможности для строительства новых жилых домов на площадях бывших сельскохозяйственных угодий. Председатель киббутца г-н Килон соглашается, что хозяйство еще очень далеко от совершенства, но в материальном смысле положение значительно улучшилось. «После проведенных изменений мы теперь прочно стоим на ногах», - утверждает он. Киббутц «Лахшон», расположенный между Тель-Авивом и Иерусалимом, также перешел на новую систему два года назад.
Но факты говорят и о том, что не все киббутцы — их 30% от общего бывшего числа — пошли по новому пути. Некоторые консервативно придерживаются старых принципов, и дела у них идут, по их заявлениям, совсем неплохо. По свидетельству председателя киббутца «Ейн Хашовет», количество заявлений на поступление превышает возможности, и при отборе приходится подходить крайне избирательно. В настоящее время киббутц владеет собственной фабрикой, дающей устойчивый доход. О моральном настроении членов киббутца можно судить по одному фактору: одна из старейших его основателей, ее зовут Иехудит Котцер, уже отметила свой 92-ой день рождения, но на ежедневную четырехчасовую работу все же выходит регулярно.
Хочется сделать несколько выводов.
Всем известен тот факт, что то, что было полезно и рационально на одном этапе развития, изменяется и не обязательно сохраняет свое значение в дальнейшем. Хорошо, если движение находит в себе силы для оптимального решения назревших проблем, в частности для совершенствования своей экономики.
Автор статьи с большим удовлетворением принял сообщения о том, что то движение, которое способствовало в свое время выживанию и укреплению Израиля, рано хоронить, как это, к сожалению, иногда проскальзывает в печати, оно все же продолжает жить, и если оно приобрело новые прогрессивные формы — то это только на благо своей страны.