НОВОСТЬ ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА АБСОРБЦИИ

НОВОСТЬ ДЛЯ МИНИСТЕРСТВА АБСОРБЦИИ

Тимур БОЯРСКИЙ

Сегодняшний репатриант в Израиль из стран постсоветского пространства так же похож на своего предшественника 15-летней давности, как американский доллар похож на российский рубль. И то, и другое деньги, но содержание у них разное. Можно предположить, что это произошло в результате недоработки российских политиков Егора Гайдара и Анатолия Чубайса, которым не удалось сосредоточить собственность на жильё в руках десяти-двенадцати олигархов, как это они сделали с промышленностью. Поэтому, без ваучеров, акций и аукционов каждый стал собственником той государственной квартиры, в которой проживал до приватизации, и с этим уже ничего не поделаешь. То же самое произошло и в других бывших республиках Советского Союза, словно они выполняли неизвестно кем отданную команду: «Смирно! Равнение на Москву!».
В связи с тем, что на рынке жилья появились не единицы, а миллионы собственников, этот рынок развивался не совсем так, как развивался рынок остальной недвижимости. Цены на жильё за этот период выросли, где в 8, где в 10, а где и в 15 раз. Вот это и есть новость, которую знают все, кроме двух израильских министерств – министерства абсорбции и министерства строительства.
Таким образом, средний репатриант 2008 года, хоть и не является богачом, но все же он не такой неимущий, как репатриант 1993—94 гг.
Если он продал свою квартиру в Москве, Санкт-Петербурге, Минске или Киеве, на появившуюся у него сумму он спокойно может купить аналогичную по размерам квартиру в Холоне, Нетании, Кфар-Сабе или Беер-Шеве, и ещё останутся деньги на мебель и на автомобиль. При этом ему не надо с помощью машканты привязывать себя тяжелой цепью к какому-нибудь израильскому банку, который за 28 лет получит в три раза больше, чем выдал.
Я выписал цены на квартиры в разных городах бывшего Советского Союза из публикаций различных агентств по торговле недвижимостью,
складывал их и усреднял, после чего некоторые из полученных сведений свёл в следующую таблицу.
Одна из белорусских газет опубликовала статью с красноречивым заголовком: «Квартиры в Минске дороже, чем в Берлине и Страсбурге».
Автор немного перехлестнул через край. Он сопоставил однокомнатную квартиру в Минске стоимостью в 55 тыс. долларов США с такой же квартирой в Берлине, которая стоит 50 тысяч евро, почему-то забыв, что между евро и долларом лежит коэффициент — 1,45. Но не будем придираться. Суть явления от этой ошибки не изменяется.
Даже в бедной Молдавии стоимость квартиры сегодня несопоставима с той, которую получили при отъезде их владельцы в каком-нибудь 1995 году.
Однокомнатная квартира в Кишинёве сегодня стоит 40 тыс. долларов США, а трёхкомнатная — 60.
Тем не менее, гребёнка, под которую стригут всех репатриантов, за последние 15 лет не изменилась. Эта гребёнка допускала одно исключение для выходцев из Эфиопии, которые по сравнению со всеми остальными пользовались большими квартирными льготами. Наверное, это неполиткорректно — так называть эту категорию репатриантов, поэтому вслед за американцами, которые называют выходцев из Африки афроамериканцами, будем называть их афроевреями. В Израиле афроевреем быть значительно выгоднее, чем русским евреем. Но и для русских евреев существуют немалые льготы. Им положены большие скидки при покупке автомобиля, а министерство строительства ежемесячно выдаёт им определённые суммы на съём жилья. Зная это, сегодняшние репатрианты свои квартиры в стране исхода предпочитают не продавать. Они их или сдают в аренду, или переписывают на родственников. Но есть и такие, которые перед отъездом их продают, а после приезда не спешат покупать себе жилье, чтобы не выпасть из поля зрения министерства строительства. Так возник новый перекос, новый элемент неравенства.
Те, кто не нуждается в субсидиях на съём жилья, получает их наравне с теми, кто нуждается. При этом, несмотря на рост цен, связанный с арендой жилья, размер этих субсидий много лет остаётся неизменным, а Беньямин Нетаниягу, будучи министром финансов в правительстве Ариэля Шарона, однажды изловчился и произвёл существенное обрезание сумм, предназначенных для этой цели.
Правительство, которое следит за экономической обстановкой, конечно бы перераспределило бюджетные средства в пользу тех, кто в них нуждается, но экономические советники в министерствах израильского правительства не читают экономических обзоров, а, если и читают, то ни с кем полученными сведениями не делятся. В результате, расслоение населения по финансовым признаком не сглаживается, а углубляется.
Лично я ничего не имею против, если, по крайней мере, часть населения будет жить богаче всех остальных. Но та часть, которой не так повезло, всё-таки не должна переступить границу, за которой начинается беспросветная бедность.