СТАНДАРТЫ И ПОКЛОННИКИ

СТАНДАРТЫ И ПОКЛОННИКИ

Время от времени по СМИ Германии прокатывается волна публикаций, которую можно условно назвать «немецко-американский мост». Предлагаю прогуляться по этому «мосту» и попытаться понять, что же роднит Старый и Новый Свет, их историю — недавнюю и актуальную?

ОХОТНИЧИЙ СТАНДАРТ. ВЗГЛЯД ИЗ НЮРНБЕРГА
Нынешнего президента США многие давно окрестили техасским ковбоем. Подразумевая лихого пастушка, который виртуозно владеет лассо — им подсекается, а затем и стреножится бодливый бычок. Впрочем, доподлинно известно, что «оседлать» Джорджу Бушу-младшего удалось куда более строптивую субстанцию — истребитель-перехватчик F-102. Всепогодный охотник с треугольным крылом, к созданию которого, кстати, приложил свою руку немецкий конструктор, доктор Александр Липпиш, стал прообразом других, более совершенных моделей.
Однако не всякий знает, что примерно тогда же, когда F-102 доводился до совершенства на проектном ватмане, чтобы вот-вот поступить на вооружение ВВС США, выдающимся охотником был назван Джек Г. Уиллис.
А похвалил американца ... фашист.
Дело было в октябре 1946 года в тюрьме, где Джек Г. Уиллис, лейтенант американской охраны, близко сошелся с обитателем одной из строго охраняемых камер — легендарным шефом люфтваффе Германом Герингом. Нацистский вождь, начинавший карьеру, к слову сказать, как пилот истребителя, и завершивший ее в качестве приговоренного к повешению, обнаружил в американце родную душу. Страсть к охоте.
И к золоту. Известно, к примеру, что униформа Геринга в бытность его шефом военно-воздушных сил Германии была увешена знаками различия из чистого золота.
Легко представить, как ахнул Джек Г. Уиллис, когда на фоне серой тюремной стены просияла гордость заключенного — огромные золотые наручные часы с бриллиантами. Ими-то и расплатился Геринг за ампулу с цианистым калием, которую доставил ему Джек.
На память у Джека осталась фотография, на которой они вместе с нацистом рассматривают стопку бумаг в камере. На ней-то, точнее, на ее обороте – надпись «Геринг — великому охотнику из Техаса». Американский лейтенант помог нацисту избежать веревки: всего за два часа до того момента, когда Геринга должны были вздернуть, он принял яд.
Согласно решению Международного военного трибунала, оглашение обвинительного заключения которого завершилось 1 октября 1946 года, вместе с Герингом к смертной казни через повешение были приговорены еще 11 нацистов высших эшелонов власти.
Но вот вопрос: были ли они... преступниками?
Генри Резник, адвокат, вице-президент Международного союза адвокатов, член Московской Хельсинской группы, как и многие его коллеги в разных странах мира, мнение которого приводит «Эхо Москвы», считает:
— С точки зрения чисто правовой, приговор Нюрнбергского трибунала и сам суд весьма уязвимы: победители судили побежденных. Получается так: собрались государства-победители, собственно говоря, судили... А за что судили? Судили за соблюдение, выполнение тех законов, которые были приняты в гитлеровской Германии.
Нюрнбергский процесс, отмечает газета «Русская Германия», оказался единственным, где присутствовали судьи всех четырех стран-победительниц (СССР, США, Франции, Великобритании), но не последним. 12 последующих процессов, проводившихся в Нюрнберге (в американской оккупационной зоне), хоть и называются международными, но на них судебный персонал представляли только американские юристы.
Нюрнбергский стандарт, если рассматривать его через многие десятилетия, оказался весьма уязвимым.
К примеру, пишет «Русская Германия», Германии ставилось в вину вероломное нападение на СССР. Но при этом забывалось: в глазах мирового общественного мнения СССР сам был к 1941-му агрессором. Он успел провести бесславную непродолжительную, всего трехмесячную, но по сути агрессивную войну против Финляндии, следом оккупировать прибалтийские государства, Бессарабию и Северную Буковину, а чуть раньше, в сентябрьской компании 1939 года, - часть Польши. Так были захвачены в плен десятки тысяч поляков. Польские офицеры, священники, представители интеллигенции были расстреляны в Катынском лесу вблизи Смоленска чекистами, хотя многие десятилетия большевики навязывали свою точку зрения: дескать, это — дело рук немецких нацистов. Хотя расстрел состоялся весной 1940 года, когда фашистами близ Смоленска еще не пахло.
СССР должен был ответить за свою политику двойного стандарта, когда на словах позиционировал себя как оплот мира и прогресса, а на деле по тайному сговору с Гитлером делал все для нового передела мира. Гром грянул 21 мая 1946 года, когда в американской печати был опубликован полный текст секретного советско-германского протокола от 23 августа 1939 года с комментариями. Этот документ позволил совершенно по-новому взглянуть на двойную игру не только Гитлера, но и Сталина, великого творца Победы. И цена этой Победы оказывалась под большим сомнением — ведь советское правительство категорически отрицало сам факт существования секретного протокола.
Получается, что СССР был таким же агрессором, как и нацистская Германия. И Сталину нельзя было доверять. Напротив, надо было противостоять ему точно так же, как в свое время Гитлеру. Выходит, Сталин своими руками создавал блок, противостоящий Советскому Союзу, и сплачивал недавних врагов по оружию. Завершение Второй мировой — это начало новой войны, холодной. Эта новая война рождалась на фоне знаменитого Нюрнбергского процесса. 88 процентов приговоренных американцами в Нюрнберге к разным срокам заключения, были освобождены досрочно. Более половины членов кабинета первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра и 70 процентов работников тогдашнего Министерства иностранных дел ФРГ состояли из нацистских кадров. А ведь именно они стояли у истоков послевоенного «экономического чуда» Германии. Выходит, что сегодняшняя ФРГ обязана сегодняшними успехами преступникам?
Какова же цена другим нюрнбергским стандартам, в том числе понятию «агрессор»? Дальнейшая история еще более ярко высвечивает их шаткость. Ведь за прошедшие после Второй мировой войны годы мир стал свидетелем десятков войн, в том числе развязанных мировыми державами — основателями ООН (США во Вьетнаме в 1964— 1973 годах, СССР в Афганистане в 1979—1989 годах). И при этом ни один из их зачинщиков наказан не был.

АФГАНСКИЙ СТАНДАРТ. ВЗГЛЯДЫ ИЗ ВАШИНГТОНА И БЕРЛИНА
Недавнее восьмистраничное послание министра обороны США Роберта Гейтса своему берлинскому коллеге, в котором американец требует увеличения военного присутствия Германии в Афганистане, вызвало тревожную реакцию в Берлине. Правда, Гейтс поспешил упомянуть, что точно такие же письма направлены им в адрес всех двадцати пяти членов НАТО. И тон тот же — пора заменять 3200 морских пехотинцев, которые участвуют в боях с талибами. По мнению министра обороны США, военным операциям на юге Афганистана надо уделять больше внимания со стороны партнеров по НАТО. А правительство Германии неоднократно под тем или иным предлогом отказывалось направить своих военнослужащих в неспокойные южные районы страны.
На сайте Deutsche Welle опубликован развернутый комментарий журналиста-международника Бернда Ригерта по этой теме. «Как бы ни старалось правительство Германии отсрочить проблему, партнеры по НАТО рано или поздно потребуют ответа на вопрос, почему немцы так элегантно уклоняются от участия в боях, — пишет он. — Можно, конечно, кивать на итальянцев и испанцев, мол, они тоже не рвутся в бой. Однако голландцы и канадцы, например, с полным правом спрашивают: почему мы воюем с талибами, а вы нет?»
Дело в том, что большинство немецких экспертов убеждено: усиление военного присутствия НАТО в Афганистане является бессмысленным. Поэтому ФРГ изначально ставила задачу вовсе не боевого свойства. Главное — помочь Афганистану в мирном строительстве: проложить дороги, возвести новые больницы и школы, реформировать армию и полицию, чтобы само общество могло справляться с актуальными проблемами.
Подвижки в этом процессе есть. Оценивая сделанное в 2007 году, президент Афганистана Хамид Карзай, как сообщает сайт Afghanistan.ru, отметил, что численность военнослужащих АНА достигла 58 тысяч человек. Одним из главных достижений АНА афганский лидер назвал освобождение южного города Муса-Калы. По словам президента, в прошлом году Управлением национальной безопасности (УНБ) Афганистана было раскрыто и уничтожено свыше 120 баз и лагерей боевиков. Он также отметил темпы восстановления национальной полиции. По его словам, за прошедший период в ряды национальной полиции поступили около 6 тысяч офицеров-выпускников военных вузов, 400 курсантов для получения высшего образования были отправлены за рубеж. В 2007 году были созданы условия для получения образования 5 млн. детей и молодежи.
На фоне этих заметных перемен пришлый вояка, бряцающий оружием, будет смотреться странно, считает официальный Берлин. Поэтому более действенным признает участие 3500 немецких военнослужащих не в пещерных и, как правило, безрезультатных боях с «Талибаном», а в гражданском восстановлении северной части Афганистана.
Однако шеф военного ведомства США смотрит на Афганистан в окуляры своего полевого бинокля. А видится там исключительно человек с ружьем. Он, конечно, присутствует там в мундире бундесвера — в рамках миссии немецких самолетов-разведчиков «Торнадо», которые совершают полеты, в том числе и на неспокойном юге страны, поставляя собранные данные американцам. Однако Роберту Гейтсу этого мало. И его понять можно: пора в развернувшейся борьбе за кресло будущего президента США рапортовать об успехах. Но американским военным, уже не один год ведущим настоящую войну на юге Афганистана, особо похвастаться нечем.
Зато партнер по НАТО в лице Германии мягко уходит от темы. На чьи плечи перекладывать неудачи? Вот Гейтс и упрекает Германию, ставя в пример другие страны. Ту же Болгарию, к примеру, которая, как сообщает «Радио Болгария», с середины 2007 года увеличила в пять раз свое участие в миссии ISAF. Ту же Канаду, которая пригрозила вывести свои 2500 солдат из Кандагара, если они не получат серьезного подкрепления. Полностью или частично отзовут военнослужащих Норвегия, Дания и Чехия. Как на этом фоне смотрится Германия, которая если и планирует что-либо предпринять в этом направлении, так это послать осенью на север Афганистана всего-то 250 солдат танковой дивизии бундесвера...
При том, что существует «острая необходимость в отправке на юг Афганистана примерно 1 тысячи солдат», как сообщает сайт Afghanistan.ru, ссылаясь на заявление главы пресс-службы Госдепартамента Шона Маккормака. Замечу, что по мнению газеты «Красная Звезда», «командование международных сил настаивает на увеличении контингента по крайней мере еще на семь тысяч человек».
Положение у ФРГ сложное. Но, как пишет Бернд Ригерт, «сколько бы ни спорили партнеры о более справедливом распределении тягот операции, всем ясно: провал операции в Афганистане был бы катастрофой. Международное сообщество просто не может допустить, чтобы в этом взрывоопасном регионе появилось еще одно несостоявшееся государство. Ведь этого только и ждут «Талибан», «Аль-Каида» и прочие террористы, которые долго использовали Афганистан в качестве своей базы».

ГОЛЛИВУДСКИЙ СТАНДАРТ. ВЗГЛЯД ИЗ МЮНХЕНА
Баварская фирма Flowline открыла свое бюро в Голливуде. Своего рода праздник на фоне потери более чем $3 млрд. в ходе длившейся почти 15 недель забастовки сценаристов. Но ущерб нанесен не только хозяйству Голливуда и округа Лос-Анджелес, которые только сейчас получили возможность развернуть подготовку к 80-й церемонии вручения «Оскаров». Но и аудитории, которая, ощутив непривычный дефицит развлекухи, начал ее поиск в интернете. Каждый четвертый опрошенный уверен, что и теперь, по окончании забастовки он вряд ли вернется к просмотру некогда любимых телепрограмм.
На этом фоне и состоялось весьма примечательное в жизни Голливуда событие. Судя по всему, Flowline в скором времени станет законодателем мод в кинематографической столице мира. К этому мнению приходит немецкая пресса, анализируя успехи Flowline, которую представляют Штефан Троянски, Томас Гансхорн и Оливер Пиларски. За свои достижения они на днях удостоены престижной премии «Оскар» в технической номинации.
Именно эта троица — создатель глобальных иллюзий, которыми полон экран Голливуда, будь это наводнения, пожары, торнадо... Изобразить катастрофу могут, конечно, и другие мастера специальных эффектов. Но так достоверно, как это делают Штефан Троянски, Томас Гансхорн и Оливер Пиларски, в состоянии немногие. Секрет прост: Flowline — программа, по имени которой и была названа фирма — более гибкая, чем другие программы, что позволяет эффективно обрабатывать огромные массивы информации, которые необходимы для создания правдоподобной картины.
— Разумеется, есть множество других компьютерных программ-симуляторов, но нам удалось сегодня достичь такого уровня, какого просто нет у других, — приводит газета «Русская Германия» слова Томаса Гансхорна. Он знает, о чем говорит. Ведь он и его коллеги — авторы сцен катастроф, которые запечатлены в таких художественных и телевизионных фильмах, как «Посейдон», «300», «Герой гладиаторов», «Мальорка: акулы могут напасть», «Поиск и обретение любви», «Древо желаний».
Больше всего троицу из фирмы Flowline увлекает идея невероятных ситуаций. «Мы можем управлять на экране отдельными физическими законами и даже полностью их отменять, — рассказывает Гансхорн. — Например, убрать такой элемент, как земное притяжение, — и тогда вода начинает течь не сверху вниз, как обычно, а по кругу». То, что кажется поначалу невыполнимым, с помощью компьютерной программы, разработанной асами спецэффектов, становится реальным. И именно поэтому, не довольствуясь изображением на экране телевизора или монитора, мировой зритель спешит в залы кинотеатров. На большом полотне спецэффекты обретают масштаб. А в условиях сыто-размеренной жизни, в которой «прозябает» тот же Старый Свет, это означает дополнительный приток адреналина.
Вот почему благодаря Flowline европейские кинотеатры пополняются зрителями. Киноиндустрия прирастает настоящими фанами подобных зрелищ. Замечу, что специалисты из баварской фирмы — не единственные оскароносцы из числа немцев. Если лучшие художественные фильмы производства ФРГ, получившие почти 4-килограммовую позолоченную статуэтку из сплава никеля, меди и серебра, можно перечесть буквально по пальцам одной руки, то в технической сфере немцы всегда были на передовых позициях. Буквально с момента вручения первых «Оскаров» (1929) инженеры и конструкторы Германии неоднократно награждались в таких номинациях, как «За научные и технические достижения» и «Лучшие визуальные эффекты».
По этой причине фирма Flowline, которая обосновалась отныне в Голливуде, — достойный продолжатель традиций немецкой киноиндустрии.