КИПР В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ

КИПР В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ

Рамис ЮНУСОВ

Прошедшую недавно ежегодную Мюнхенскую конференцию по безопасности мировые средства массовой информации будут, без сомнения, обсуждать еще долго. Слишком многое было сказано, заявлено и подчеркнуто в ее ходе. И по вполне понятным причинам, наибольший интерес вызвала дискуссия о судьбе договора СНВ и противоракетной обороны, ДОВСЕ и т.д. После своего памятного многим выступления в Мюнхене в прошлом году российский президент Владимир Путин предпочел сам не светиться, направив в столицу Баварии одного из ястребов российского правительства, первого вице-премьера Сергея Иванова, который и «озвучил» все, что надлежало услышать участникам конференции: и о том, что обвинения в том, что Россия поставляет в Иран ядерные материалы и технологии — это «кондовая пропаганда времен холодной войны», что от «газпромовского» шантажа Украины европейцы не пострадают, и т.д. и т.п.
Однако примечательно и другое. Как указывают западные СМИ, одной из важных тем дискуссии на Мюнхенской конференции стал вопрос о судьбе Турецкой Республики Северного Кипра( ТРСК). Первым его в ходе своего выступления поднял премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган. А затем «отметиться по теме» решил и Сергей Иванов. Комментируя ситуацию в Косове, он не нашел ничего умнее, чем заявить: «Давайте рассуждать логично, если НАТО, ЕС признают Косово, они обязаны будут признать Северный Кипр со всеми вытекающими последствиями».
Какими такими жуткими последствиями грозит Европе признание ТРСК, Иванов. впрочем, не пояснил, предпочитая, чтобы «европейцы» догадались сами. То ли слишком долго в России общались исключительно с государствами так называемой «православной арки», то ли поверили в собственный пиар, но, видно, в Москве уверены, что слова «мусульманская община» действуют на европейских политиков так же, как «кавказцы» — на российский ОМОН и «скинхедов».
Однако, возможно, сам того не желая, своей параллелью между Косово и Северным Кипром Сергей Иванов «попал в точку». И дело не только в том, что российский вице-премьер был вынужден искать другие примеры, чтобы не расписываться перед европейской аудиторией в готовности признать Абхазию и Южную Осетию. Куда важнее другое: Эрдоган еще раз напомнил о том, что кипрскую проблему необходимо решать, а не держать в «подвешенном состоянии», и еще неплохо было бы ответить на вопрос о дальнейшей судьбе турок-киприотов, которые, кстати говоря, поддержали план Кофи Аннана по кипрскому урегулированию.
Плюс ко всему «подвижек» в кипрском вопросе уже нельзя не заметить. Как с неудовльствием отмечали многие ереванские СМИ, в ходе своего недавнего исторического визита в Турцию премьер-министр Греции ни словом не обмолвился о «геноциде армян» и еще к тому же не стал выдвигать сверхжестких условий по кипрскому урегулированию. Более того, он сделал крамольное заявление, что воспользоваться плодами членства в ЕС должны все киприоты.
Наконец, несмотря на всю «евроистерику», держать изоляцию ТРСК на прежнем уровне не получается. Так, между сирийской Латакией и побережьем Северного Кипра уже установлена паромная переправа, в Дамаске, притом что у Сирии и Турции отношения складываются как минимум непросто, открыто представительство ТРСК.
И при этом очевидно, что точно так же, как в случае с Косовым, «ключ» от решения проблемы следует искать не на севере, а на юге острова. Выступая перед иностранными журналистами, президент ТРСК Мехмет Али Талат приводил десятки примеров, как на юге острова просто отказывались от заранее намеченных встреч, срывали диалог, отступали от уже заключеных договоренностей.
Плюс ко всему сегодня, уверены многие, уже невозможно взваливать всю ответственность и, соответственно, все последствия на турецкую сторону. Как напоминал глава МИД ТРСК Тургай Авджи, в 2003 году Кофи Ананн, тогдашний генсек ООН объявил, что переговоры провалились, и выступил, как и обещал, с собственным планом. Его появление потребовало долгих переговоров, уточнений, план трижды перерабатывали. Наконец, его третья версия после долгих согласований была вынесена на референдум. Как уже многократно указывалось в СМИ, на севере острова ее поддержали. А на юге, после призыва президента южного Кипра Тассоса Паподопулоса, отвергли. Более того, Паподопулос, выступая в ООН, заявил, чо греки-киприоты выступили против этого плана, так как он, мол, «был предложен турками».
Плюс ко всему поддержку ТРСК, несмотря на всю «евроистерику», усиливает и Турция. По сообщению СМИ, 2008 год объявлен Годом Турции в Турецкой Республике Северного Кипра, 2009-й планируется объявить Годом Турецкой Республики Северного Кипра в Турции. Кроме того, Турецкая Республика Северного Кипра провела широкую рекламную кампанию во время туристической ярмарки EMITT, которая прошла в Стамбуле с 14 по 17 февраля 2008 года. В Турцию уже прибыл министр экономики и туризма Турецкой Республики Северного Кипра Эрдоган Шанлыдаг, который отметил в своей речи, что необходимо уделять больше внимания рекламе Северного Кипра, и не только в Турции, но и в Великобритании и Германии. В северокипрским Гирне проходит одна из самых престижных в мире регат яхтсменов-любителей.
А это уже не может не отразиться и на политической ситуации на юге острова, где 17 февраля должны пройти президентские выборы. Трое ведущих кандидатов: действующий президент Тассос Пападопулос, спикер парламента Димитрис Христофиас и бывший глава МИД Иоаннис Касулидис набирают около 30% голосов каждый, явного лидера опросы не выявляют. Однако наблюдатели отметили: нынешний президент Республики Кипр Тасос Пападопулос считается сторонником «жесткой линии» в отношениях с турками-киприотами, в ходе предвыборной кампании он вновь заявил, что ни при каких обстоятельствах не допустит возвращения к обсуждению плана Аннана. Но его соперники Димитрис Христофиас и Иоаннис Касулидис считаются более умеренными в вопросе сближения с турками-киприотами. И даже если на выборах потребуется второй тур, один из них точно бросит вызов Паподопулосу. И если на Южном Кипре во второй раз откажутся от своих слов и обещаний, дипломатические последствия могут оказаться весьма драматическими.