«ОСТАНОВИТЕ БЛЭРА»
Иэн ТРЕЙНОР и Дэвид ГОУ
ПО-ВИДИМОМУ, ПОМЕХАМИ ДЛЯ ИЗБРАНИЯ ТОНИ БЛЭРА НА НОВЫЙ ПОСТ «ПРЕЗИДЕНТА ЕС» СТАНУТ ИРАК И ОТНОШЕНИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ К ЕВРОСОЮЗУ В ПРОШЛОМ
Надежды Тони Блэра сделаться первым президентом Европы натолкнулись на растущее сопротивление со стороны различных государств-членов ЕС; Германия твердо намерена забаллотировать бывшего премьер-министра Великобритании.
На веб-сайте «Остановите Блэра», созданном сторонниками развития ЕС, начат сбор подписей под петицией против его кандидатуры; в Европарламенте формируется транснациональная, объединяющая членов различных партий фракция, которая будет вести кампанию против избрания Блэра; высокопоставленные брюссельские чиновники в кулуарах отмахиваются от предположений, что новый пост достанется британцу; а высшие дипломаты в европейских столицах также сомневаются, что Блэр годится для работы на посту, который учрежден в рамках реформ, предусмотренных новым договором между членами ЕС.
«Когда имя Блэра прозвучало так рано, в Берлине удивились», — сказал один из послов. Канцлер Ангела Меркель уважает Блэра и «сам Тони вызывает у нее большую личную симпатию», добавил он.
«Но в общем и целом германская политическая элита воспримет кандидатуру Тони Блэра озадаченно, — продолжал дипломат. — Его послужной список в том, что касается дел ЕС, далеко не блестящий. Перспектива дать такую высокопоставленную должность британцу вызывает настороженность. Кроме того, если говорить конкретно о Блэре, есть еще и Ирак».
Источники, близкие к Меркель, подтвердили, что она настроена против этой кандидатуры. «Он произнес массу красивых речей о Европе, но, по сути, оставался в стороне, когда речь шла о конкретных шагах вперед», — пояснили они.
Лиссабонский договор, который сейчас проходит ратификацию в государствах-членах ЕС, предполагает создание нового поста президента Совета Министров ЕС, который будет выполнять роль представителя ЕС, а также председательствовать на саммитах лидеров 27 государств-членов ЕС с начала будущего года. Максимальный президентский срок — пять лет. Роль и полномочия президента пока точно не определены. Как ожидается, постоянные представители государств-членов ЕС в марте встретятся и попытаются сформулировать, в чем будет состоять работа президента.
В октябре прошлого года, похвалив Блэра как «самого ярко выраженного европейца среди англичан», президент Франции Николя Саркози впервые вынес на рассмотрение его имя. Блэр предпочитает не развеивать слухи о выдвижении своей кандидатуры.
В руководстве ЕС считают, что агитация за Блэра начинается; они надеются поставить заслон на пути «агитационного фургона». «Здесь по поводу Блэра считают, что он никогда не подставлялся под удар ради Европы, — сказал высокопоставленный источник в руководстве ЕС в Брюсселе. — Все политические риски, на которые он шел, были исключительно трансатлантическими, он всегда пододвигался к Вашингтону, но никогда ничего не делал для Европы. Его шансы невелики. Меркель настроена против него».
Неприятие Блэра основывается на его приверженности идее войны в Ираке, высоком уровне скептического отношения к ЕС в Великобритании, амбивалентном, лишенном истинного энтузиазма отношении британского правительства к ЕС, а также деятельности Гордона Брауна, который за последние полгода добивается, чтобы на Британию не распространялись несколько ключевых элементов Лиссабонского договора; Браун, так сказать, «защищает рубежи Великобритании» от остальной Европы.
«Этот договор знаменует, что Великобритания весьма отдалилась от ЕС», — сказал другой источник в высшем руководстве ЕС.
«Решение взять на себя общие обязательства наверняка помогло бы стране получить этот пост для своего представителя», — отметил председатель Европарламента Ханс-Герт Пёттеринг из Германии. Тем самым он косвенно раскритиковал решение Великобритании не брать на себя такие общие обязательства, как ввод евро вместо национальной валюты, присоединение к Шенгенской зоне свободного передвижения (в нее сейчас входят 24 государства ЕС), а также выполнять другие условия нового договора.
Бренд «Блэр» широко считается величайшим преимуществом бывшего лидера лейбористов: его имя знают по всему миру, он талантливый оратор, умелый «торговый агент от политики», да к тому же имеет связи в могущественных кругах Вашингтона.
Премьер-министр одного из европейских государств сказал Guardian, что именно поэтому поддержит Блэра, а не какого-нибудь кандидата из небольших стран ЕС либо малоизвестного политика. Если верить брюссельской молве, в качестве потенциальных претендентов рассматриваются лидеры или бывшие лидеры Австрии, Дании, Люксембурга и Ирландии.
Официальное выдвижение кандидатуры Блэра вызовет горячее одобрение влиятельной группы лидеров стран ЕС: восточноевропейцев, а также Саркози. Поддержит Блэра и Сильвио Берлускони, если вернется на пост премьер-министра Италии. Но против Блэра выступают небольшие государства Бенилюкса. Его также вряд ли поддержит левоцентристское правительство Испании. Главное же в том, что против него Берлин.
Источники в руководстве социал-демократов в Брюсселе отметили, что премьер-министра Люксембурга Жана-Клода Юнкера попытаются склонить к публичному выдвижению его кандидатуры, если в марте премьер-министром Испании будет переизбран Хосе Луис Родригес Сапатеро. Все это будет проделано для того, чтобы «остановить агитационный фургон Блэра».
Официально президент избирается путем голосования членов ЕС. За него должно быть подано большинство голосов не ниже определенного предела. Это означает, что Германия — крупнейший и самый могущественный член ЕС — может остаться в меньшинстве, так что Блэра изберут вопреки ей. Но такое развитие событий, по распространенному мнению, просто немыслимо.
«Навязать кандидата вопреки мнению Германии было бы просто невозможно», — отметили источники, близкие к Меркель.
The Guardian