ЛЮДИ Х

ЛЮДИ Х

Екатерина ИЗОТОВА

Советская тоталитарная предвыборная пропаганда выглядит весьма бледно на фоне того, что творится ныне в демократической и по-прежнему нищей России. Ситуация и впрямь напоминает картину Брейгеля «Слепцы» — где первый слепой из цепочки обреченных уже летит в яму, которой заканчивается «надежная тропа», а последний еще ни о чем не подозревает. Мы сейчас как раз на месте последнего.
Конечно, если смотреть только прикормленные телеканалы, слушать прирученные радиостанции и читать верноподданные газеты, то жизнь российская в начале третьего тысячелетия и в разгар «эпохи Путина» выглядит сущим мармеладом. ВВП растет, как на дрожжах, по рождаемости скоро обгоним плодовитые среднеазиатские республики, каждая молодая семья получит по комфортабельной квартире, каждый работник — по достойной зарплате, каждый пенсионер — по не унизительной пенсии... Словом, рай уже за следующим поворотом, только руку протяни.
Но как бы вместо руки не протянуть ноги. Если отвлечься от лубочно-сериальной реальности, предлагаемой федеральными СМИ в период избирательной кампании, и с закрытыми глазами просто посчитать успехи и провалы российской власти, то выяснится много интересного и поучительного.
Начнем с сакраментального — с инфляции. Итак, в прогнозы инфляции на 2007 год мы не уложились (инфляция составила 11,9%, существенно превысив прогнозируемые 7—8%). Ожидания на год 2008-й и 2009-й также, мягко говоря, не радуют: в минувшем декабре Минфин пересмотрел прогноз инфляции с 7% до 8,5% — в текущем году, и до 7% с 6,5% — в 2009-м. Только в «предвыборном» феврале, по оценкам первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева, инфляция составила 1,1% (а в январе цены выросли на 2,3%). Таким образом, в предсказания Алексея Кудрина о 3% инфляции в январе-феврале мы уже не вписались. И нет никаких оснований думать, что цены снизятся.
Что важно: дорожают в первую очередь продукты питания, причем не фуа-гра и не лазанья, а банальнейшие хлеб, сахар, молочные продукты, крупы, овощи. По прогнозам экономистов, инфляция в этом году превысит даже «подправленные» прогнозы правительства и составит 10—11%, а не 8,5%. Меры, принимаемые властями для сдерживания роста цен, эксперты хором назвали неэффективными, что, собственно, подтверждается и продолжающимся подорожанием продуктов. Можно предположить, что после выборов резвость цен заметно усилится, ибо уже нет смысла делать реверансы перед «электоратом».
Кстати, буквально накануне выборов «Независимая газета» напечатала статью, в которой ведущие российские экономисты развенчали миф о феерических успехах последнего восьмилетия. Естественно, ни по одному центральному телеканалу не показали репортажа с презентации доклада «Задачи для будущего президента» — зачем расстраивать избирателя? Пусть живет безмятежно. А лучшие экономисты-академики утверждают: «За последнее десятилетие власть не смогла воспользоваться благоприятной мировой конъюнктурой, не сумела направить ресурсы в высокотехнологичные секторы и диверсифицировать экономику. Из-за этого в стране продолжается социальная деградация и примитивизация экономики».
Ученые указывают и на еще один фактор: в России при оценке экономических успехов игнорируют общепринятые показатели качества жизни. Это ее продолжительность, качество образования и здравоохранения, уровень доходов населения. Ну, о том, что в России разница в доходах между бедными и богатыми составляет разы (чего нет ни в одной демократической стране), и о том, что такое неравенство губительно, говорят давно. Но неравенство от этого никуда не делось. При этом россиянам предлагают радоваться за успех богатых сограждан и равняться на них, стремиться к миллионам. Увы, мечтателей придется разочаровать: как говорится, «все украдено до нас».
Что же еще кроме чужих миллиардов должно радовать российский электорат? Конечно, рост отечественного производства! В 2007 году много говорили о том, что РФ сумела превзойти по уровню ВВП показатели СССР 1990 года, и это вызвало некоторую эйфорию у власти. Однако оглянемся вокруг. Как утверждал в конце 2007 года депутат Госдумы Юрий Савельев (профессор, доктор технических наук), с 1990 по 2005-й год в России сократилось производство примерно в 200 направлениях хозяйства, а ряд отраслей был просто загублен (производство фотоаппаратов сократилось на 99%, велосипедов — на 93%, тракторов — на 96%, металлорежущих станков — на 94,4%).
По данным Юрия Рябцева, лауреата Ленинской и Государственной премий, специалиста по микропроцессорам, которые приводила в феврале оппозиционная «Советская Россия», в 1990 году все 100% элементной базы, использовавшейся в отечественной гражданской и военной промышленности, были собственного производства. А в том же 2005 году импорт в военной сфере составил 90%, в гражданской — 95%, то есть отечественного производства микропроцессоров и микросхем практически не осталось. В 1990 году было произведено 600 военных самолетов, 390 вертолетов, 460 ракетных комплексов, 160 радиолокационных станций. А в 2005-м — 38 самолетов, 78 вертолетов, 4 ракетных комплекса и 5 РЛС. В сопоставимых ценах объемы производства элементной базы упали минимум в 9 раз, затраты — в 7 раз, инвестиции — в 40 раз. Нельзя не упомянуть о последних «достижениях» нашей промышленности, о которых, кстати, тоже помалкивали центральные мозгопромывательные СМИ: Алжир отказался от поставок российских МиГов, потому что заказчика не устроило качество комплектующих, Норвегия отказалась от наших танкеров-химовозов, у Индии возник целый ряд претензий по подводным лодкам.
Но, может быть, дела нехороши только в тяжелой и военной промышленности, зато в легкой все в полном порядке? Как бы не так. Оглянемся вокруг. Подавляющее большинство сограждан носит одежду и обувь китайского, турецкого и польского пошива. Детские игрушки — в основном Китай, Турция. Посуда, кухонная утварь, канцелярия, сувениры и прочий ширпотреб — Китай, Турция, Тайвань. Покупая первый весенний свежий огурец, можно не сомневаться, что его, хрустящий и пахнущий корюшкой, вырастили турки или израильтяне, а никак не отечественные теплицы. Ценник «Морковь — пр-во Голландия» уже не удивляет. Автомобили — в их потоке на десять иномарок приходится две-три нашенские «тачки». Бытовая техника — вся импортная, правда, — этого достижения у нас не отнимешь — собранная на территории России.
Только почему нужно гордиться тем, что у нас ставят свои сборочные производства те же самые зарубежные автомобильные гиганты? Если бы мы разрабатывали собственные модели машин, телевизоров, холодильников и прочего, да еще старались делать свое лучше, чем чужое, — имело бы смысл говорить об отечественном производстве и его росте. Но этого нет и в помине, а все разговоры об «инновациях» и «нанотехе» малопродуктивны: кто будет заниматься этими инновациями, если средний возраст ученых в России сегодня — 50—60 лет, а бюджетные расходы на науку и образование в разы уступают расходам Европы, Америки, Японии? По данным Социологического института РАН в Петербурге, приведенным в февральском номере журнала «Наука и жизнь», в абсолютном выражении Россия выделяет на науку и опытно-конструкторские работы примерно в 43 раза меньшую сумму, чем США. А с 1992-го по 2005 годы численность исследовательских и проектных организаций сократилась в России на 22%, а персонала, занятого в этой сфере, — на 47%. Экспорт высоких технологий составляет всего 9% экспорта промышленных товаров, лишь незначительная часть созданных в России в последние годы передовых технологий не имеет зарубежных аналогов. Что характерно — социологи говорят то же самое, что и экономисты — в России все последнее десятилетие «нарушаются закономерности мировой экономики», «это говорит о глубоких структурных несоответствиях в нашей стране, вследствие чего экономическое развитие не способствует социальному прогрессу».
Зато растут, как грибы, возводимые гастарбайтерами «торгово-развлекательные комплексы», в которых торгуют импортными товарами и развлекают импортными фильмами и игровыми автоматами. Ставятся эти веселые сооружения зачастую там, где раньше были заводские цеха. Ну что ж, будем веселиться, как дети.
Кстати, о детях. То есть о рождаемости и мерах по ее «интенсификации». Россия вымирает. По западным прогнозам, к 2050 году нас останется всего лишь 110 млн. (сейчас — около 140 млн.). И оснований для пересмотра этого мрачного сценария, к сожалению, не наблюдается. В предвыборной программе Зюганова говорится, что убыль населения составляет почти миллион человек ежегодно. По данным российских демографов, смертность выросла с 10,4 смертей на 1000 жителей в 1986 году до 15,4 — в 1994-м. Это уже так называемый показатель «сверхсмертности». За время четырех президентских сроков в России умерло 28 млн, причем умирают люди трудоспособного возраста (цифра таких смертей увеличилась с 1999-го к 2005 году на 21%). Россия снова становится «страной вдов», как в послевоенные годы: мужчины в среднем живут всего 67 лет — меньше всех в странах СНГ и на 13 лет меньше женщин. А женщины — не хотят рожать. Скачок рождаемости 2007 года, так обрадовавший Дмитрия Медведева и Минздравсоцразвития, на деле вызван вовсе не «материнским капиталом» и прочими декларативными заявлениями о «поддержке семьи», а вхождением в детородный возраст большого количества девочек, родившихся в середине 80-х. Реальный же показатель успешности демографической политики, так называемый «коэффициент суммарной рождаемости» (среднее количество детей, приходящееся на одну женщину детородного возраста), последние годы не меняется и остается на уровне 1,3 (а в середине 80-х он составлял 2,2 ребенка на одну женщину). Таким же — 1,3 — коэффициент этот остался и в 2007-м «родильном» году. Как только нынешние 20-летние, желающие рожать, родят, — все вернется на круги своя и вымирание россиян благополучно продолжится. О здоровье детей подробно писать не хочется. И так везде и всюду охают о хилости подрастающего поколения и, к примеру, о призывниках, которые не могут даже поднять нашу национальную гордость — автомат Калашникова.
Но, может быть, россиян будет мало, зато в тельняшках, и они прогнут этот изменчивый мир под себя, невзирая на тщедушность? Слабо верится. Давайте еще раз посмотрим на последние достижения на мировой арене. Ну что ж, в этом цирке русский медведь показал себя в последние годы очень впечатляющим коверным клоуном. Последним «смертельным номером», в исполнении которого непосредственно участвуют национальные интересы России, стало признание Западом независимости Косова. Не считая того, что теперь может «разморозиться» целый блок конфликтов на пространстве бывшего СССР и внутри самой Российской Федерации, более смачный плевок в сторону и международного права, и ООН, и российской роли в мировом раскладе сил трудно даже вообразить. Разве что война в Ираке, против которой Россия тоже в свое время очень долго и упорно возражала. И что в итоге?
Впрочем, оставим Косово албанцам и вспомним другой «серьезный успех» внешней политики Москвы — уже решенный вопрос о размещении баз НАТО в Польше и Чехии, фактически у самых российских границ. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что Россия на многочисленных раундах провальных переговоров выставила США свои условия размещения баз, что наши военные с разрешения американцев будут «мониторить» и строительство, и работу этих объектов, что наши ракеты будут перенаправлены в сторону Европы, и там все сразу испугаются... Пустое. Есть лишь очевидный факт: базы НАТО, основного военно-политического соперника СССР и России в ХХ веке, будут размещены на территориях ее бывших «сателлитов». Фактически, вся Восточная Европа сегодня — это зона утраченного российского влияния, как экономического, так и политического, и идеологического, и культурного. И если с экономикой еще можно «поддать газку» старушке Европе, то что касается идеологии и культуры — увы. Полное духовное банкротство.
И вот она, главная проблема — России сегодня нечего предложить миру. Кроме нефти, газа, бревен, русских «наташ», римейков и контаминаций голливудских блокбастеров, эстрадных «звезд», скроенных исключительно по зарубежным лекалам. Почему страна с богатейшей культурой, со славной историей, с невероятной силы и ума народом превращается в какой-то балаган? Мой ответ, боюсь, будет банален. Потому что вокруг развелось слишком много «людей Х». И «Х» следует читать не как «икс», а как «хо» — холуи. Невероятное раболепие и холуйство царят на всех уровнях общественной жизни. Политики — и федерального, и местного масштаба, кажется, соревнуются в нахваливании любых провластных инициатив, независимо от степени их адекватности. Даже многие известные и популярные деятели культуры как-то вдруг заинтересовались политикой и дружным хором нахваливают власть.
Редкие голоса осмеливаются что-то критиковать в самом правильном курсе. И коммунистическая, и либеральная оппозиция существуют в условиях стерильной «резервации» политического вакуума, ни одного из оппозиционных лидеров не увидишь по ТВ в «прайм-тайм» больше, чем на пару минут, ни одного мнения, отличающегося от «генеральной линии», не услышишь через общедоступные СМИ. Степень «промывания мозгов» посредством основного источника культуры — телевизора — достигла грандиозных масштабов. Но ведь если мы так отчаянно и целеустремленно рвемся вперед, к прекрасному, богатому и гордому будущему, то никакие «критиканы» не смогут нам помешать. Скажу еще одну банальность — истина рождается в споре, в том числе и в открытом, на публику, споре власти и оппозиции относительно путей развития страны и ее будущего. Вместо этого — только всеобщий «одобрямс» везде и всюду, в самом деле похожий на худшие годы застоя. До сих пор многие с тоской вспоминают то время, когда была «колбаса по два двадцать»... Но хочется напомнить, чем логически завершилась эпоха застоя — в 1991 году. Ту страну из-за обилия «людей Х» мы уже потеряли. Не потерять бы теперь эту — и по той же самой причине.

Rosbalt