НОВЫЕ ЛИЦА «БОЛЬШОГО ТЕРРОРА»
Татьяна ЧЕСНОКОВА
Великое австралийское покаяние перед аборигенами продолжает будоражить прессу зеленого континента. Напомним, 13 февраля премьер-министр Австралии Кевин Радд во время заседания парламента официально принес свои извинения австралийским аборигенам за злоупотребления в процессе колонизации и, в первую очередь, за массовую кампанию по изъятию детей аборигенов смешанной крови, которых передавали для усыновления в белые семьи или специальные интернаты.
В австралийские СМИ поступает немало экзотических предложений как от рядовых читателей, так и от разнообразных ассоциаций и организаций. В частности, активисты предложили заодно покаяться и Великобритании — ведь именно под ее эгидой начиналась колонизация Австралии. Однако британцы вежливо отказались. Некоторые австралийцы предлагают присоединиться к их инициативе руководителям США. В частности, Джорджу Бушу — извиниться перед афроамериканцами, предки которых по большому счету были «украденным поколением» в куда большей степени, чем дети австралийских аборигенов. В принципе, возможно, что кто-то из кандидатов в президенты США возьмет на вооружение такой ход…
Правда, если развязать по всему миру кампанию покаяния, то страшно представить, что начнется. Руководству США придется каяться перед чуть ли не половиной африканских стран, откуда вывозили рабов, а также перед многочисленными племенами индейцев! Да и в наши дни наворочено уже немало — чего стоит одна бомбардировка средиземноморского побережья Сербии (теперь Черногории) с применением радиоактивных материалов.
Испанцам придется приносить извинения всей Латинской Америке за жестокую колонизацию и стертые с лица земли культуры.
Однако хуже всех, наверное, придется Британии — первоисточнику большинства колонизационных процессов. Неудивительно, что британцы не стали присоединяться к австралийскому правительству с извинениями перед аборигенами. Они наверняка прекрасно понимают, что только начни — остановиться уже не удастся. Тем более, что вслед за извинениями все пострадавшие начнут просить компенсаций — чего стоят только Индия и Пакистан с полутора миллиардами населения!
Кстати, наряду с компенсациями образованные аборигены (те самые, которых воспитали белые) требуют и серьезных изменений в социокультурном пространстве. Они полагают, что достижения их цивилизации, на протяжении 100 тыс. лет (оставим эти цифры на совести аборигенов) гармонично управлявшей Австралией, преуменьшены и низведены до уровня игрушек. И требуют справедливости: изучать в школах историю австралийских племен, их языки, их топонимику, названия животных и растений… И вообще понимать, что австралийцы — это именно аборигены. А те, кому кажется, что такой подход — глупость, могут брать ноги в руки и убывать, откуда приехали. Впрочем, в Австралии подобные тенденции не могут грозить белым хоть чем-то серьезным — слишком мало здесь аборигенов (5—7% всего населения) и слишком малое количество из них способно бороться за свои права.
Иначе развивается ситуация в соседней стране — Новой Зеландии. По представлениям европейцев, эта страна — земля обетованная, где молочные реки текут в кисельных берегах. Фантастически красивая природа, плодородная земля, великолепный и очень разнообразный климат… На протяжении долгих лет Новая Зеландия была своего рода «мировой деревней», куда приезжали пожить в тиши и спокойствии, отдохнуть от бурной Америки и неспокойной Европы богатые люди. Однако минувшей осенью внезапно обнаружилось, что в стране есть собственные доморощенные террористы, которые хотят поучаствовать в мировом наступлении неорганизованных и слабых на организованных и сильных.
В октябре 2007 года новозеландская полиция провела самую дорогую операцию в истории страны и арестовала группу коренных жителей — маори, которые, как было заявлено населению, организовали в труднодоступных горах военный лагерь и готовили террористическую акцию. Это событие произвело огромное впечатление на новозеландцев и заставило по-новому посмотреть на маори и их лидера — 56-летнего Тамэ Ити (Tame Iti), сплошь покрытого традиционной маорийской татуировкой, как и полагается настоящему мужчине-воину. Несмотря на традиционное оформление внешности, он, однако, вовсе не примитивный туземец, не видевший ничего за порогом своей хижины. Ити — образец современного антиглобалиста и, если угодно, противника западной цивилизации.
Положение маори сильно отличается от положения австралийских аборигенов, которые в большинстве своем находятся на самом дне общества — среди бомжей и безработных. Во-первых, маори составляют 15% населения Новой Зеландии — не так уж мало. Во-вторых, они куда лучше организованы и интегрированы в современное общество. В университетах преподают профессоры-маори, в госпиталях работают доктора-маори, в правительстве 6 министров-маори, а в парламенте страны им принадлежит 21 место.
Однако наряду с этим около половины обитателей тюрем — именно маори, а совокупный доход их домовладений составляет 2—3% общестранового. Как показывает статистика, они отстают от белых по всем социальным показателям: доходам, образованию, здоровью, продолжительности жизни, занятости… Можно, конечно, сказать: сами виноваты, у них масса дополнительных бонусов. Но ведь, с другой стороны, они должны встраиваться в чужую, навязанную им культуру, которая была утверждена огнем и мечом. И не так уж давно — во второй половине XIX века.
Нынешний маорийский лидер Ити принадлежит к племени тухоэ (Tahoe), которое дольше всего сопротивлялось колонизаторам: главный исторический герой племени собственноручно убил 30 европейцев. Ити чувствует себя преемником отчаянно сопротивлявшегося белым предка, однако действует другими методами. Он объединил всех маорийских активистов, организовал маорийский парламент — вне официального новозеландского. Ити хорошо знаком с работами коммунистических идеологов и как будто бы даже член компартии, он активно боролся против вьетнамской войны, бывал в Европе и Китае, поддерживает связи с южно-африканцами, как утверждает полиция, бывал в Ираке и связан с «Аль-Каидой».
По предположениям полиции, он намеревался организовать грандиозный теракт (например, убить Джорджа Буша во время его планировавшегося пребывания в Новой Зеландии) и уйти из жизни в ореоле славы — своей собственной и племени. Он неоднократно сравнивал своих соплеменников с палестинцами и курдами, что, надо думать, не радовало новозеландскую полицию. Кстати, полиция опубликовала переговоры Ити с соратниками, где он высказывается таким образом: «Тухоэ могли бы получить колоссальную поддержку, если бы провели серию взрывов в Новой Зеландии…» Или еще: «...стратегия разделения. Экстремальное насилие и экстремальные fucking действия».
Однако Ити утверждает, что все это лишь разговоры: был лагерь в горах — учили маорийскую молодежь традиционным методам выживания и охоты; были незарегистрированные ружья — а что, у белых фермеров их нет? Были экстремистские высказывания — а послушайте, что говорят в любом пабе.
Сегодня Ити предпочитает рассуждать о легитимных путях приобретения независимости для его племени, ссылается на опыт Шотландии и Уэльса, которые имеют широкие собственные полномочия в составе Британии. Однако вряд ли новозеландское правительство захочет иметь такого соседа под боком, не говоря уже о том, что отдавать племени великолепные плодородные земли, долины с фантастически прекрасными видами вряд ли захотят новозеландские белые фермеры.
В качестве итога можно привести слова профессора маори Маргарет Муту (Margaret Mutu): «Власть европейцев (белых) в этой стране очень, очень хрупка. Она базируется на нелегитимном юридическом основании… Они (белые) боятся, что то, что они сделали с маори, маори теперь сделают с ними». И хотя это сказано по отношению к Новой Зеландии, представляется, что эти слова сегодня имеют куда более широкий смысл — и географически, и политически, и экономически.
Rosbalt