БЫВАЮТ ЛИ ГЛУПОСТИ В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ?

БЫВАЮТ ЛИ ГЛУПОСТИ В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ?

Тимур БОЯРСКИЙ

Хочу поделиться открытием. Не моим. Я слишком мелко плаваю в иврите, чтобы сделать такое открытие. Его обнаружил Алекс Луговской — создатель замечательного сайта в Интернете, в котором можно найти всё, кроме сведений о вкусной и здоровой пище. Он его опубликовал на своём сайте и честно указал ссылку на первооткрывателя. Это открытие для тех, кто, вроде меня, не мог понять, почему на всемирно известном изображении Моисея Микеланджело Буанаротти изобразил его с двумя рогами на лбу. Обычно с рогами изображают либо дьявола, либо того, кому изменяет жена. Поэтому скульптура Моисея воспринимается, как намёк на нечто загадочное. Первооткрыватель из Интернета эту загадку разгадал. Он пришёл к выводу, что первоисточник, которым мог пользоваться великий живописец и скульптор — это вульгата — католическая библия того времени. Древний переводчик с иврита перевёл фразу «Ор паним ки керен» — «…его лицо было рогато». Что можно сказать? Что этот переводчик был как раз из тех мудрецов, на которых довольно простоты. На лице растёт борода, а рога, если бы они существовали, выросли бы вероятнее всего на голове. Но, может быть, переводчик должен был сдать работу к годовщине разрушения Карфагена?
Проблема в том, что «керен» — можно перевести, как «рог», как «луч», а если это форма глагола «ликрон», то, как «сиял». Ещё можно перевести, как «фонд».
Но, может быть, такого понятия в ту эпоху не существовало. Переводчик выбрал самый нелепый вариант. Автор открытия перевёл иначе — «Его лицо сияло».
Но живописец и скульптор умер, не познакомившись с этим вариантом перевода. Поэтому на голове у Моисея оскорбительные рога.
Оказывается, есть немало других нелепостей, которые донесла до нас мудрость древних. Сколько раз цитировалась древняя мудрость: «Пусть погибнет мир, но восторжествует юстиция». Это воспринимается, как мудрость, пока не поймёшь, что это чушь. Юстиция — это совокупность
судебных учреждений, другой вариант перевода — правосудие. В буквальном переводе с латыни — это справедливость. Мир, конечно несовершенен, но правосудие — ещё более несовершенно. И нужна ли миру такая справедливость, ради которой он должен погибнуть?
Возможно, за некоторыми древними мудрецами следом ходили писцы, которые записывали все их изречения. Но мудрецы не каждую минуту изрекают истину в последней инстанции. Иногда он могут быть не в духе, или пребывать в нетрезвом состоянии — мало ли может быть причин, когда человек говорит слова, которые требованиям вечности не соответствуют.
Во время второй мировой войны следом за Гитлером ходил некий Генри Пикер, который обязан был фиксировать все высказывания вождя немецкого народа. Как известно, Гитлер не пил, поэтому на нетрезвое состояние ничего списать нельзя. И, тем не менее, Пикер записал огромное количество чепухи, которую якобы наговорил Гитлер в своих застольных разговорах. Она опубликована. Трудно сказать, может быть, Гитлер хотел посмешить своих стенографисток, которые обязаны были присутствовать при его ужине. А, может быть, у Пикера была необузданная фантазия. Так или иначе, зафиксированы рассуждения фюрера, например, о том, что за 10,0 тыс. лет до нашей эры на земле было безвоздушное пространство, но при столкновении с Луной Земля забрала себе её атмосферу. При этом спаслись только два человека. (Значит, те, кто не спасся, каким-то образом жили в безвоздушном пространстве). Вероятно, если бы Гитлер выиграл войну, а умер только потом, все его зафиксированные высказывания стали бы выдаваться за мудрость. Но ведь Гитлер не был дураком. С дураком не разговаривал бы ни министр иностранных дел СССР, ни премьер-министр Великобритании, ни собственные генералы и соратники. И, если даже произнесённая чушь производит впечатление на слушателей, то это можно объяснить только магнетизмом той личности, которая неожиданно произнесла чушь. Вполне возможно, что сегодняшние президенты и премьер-министры тоже не каждую минуту произносят афоризмы, которые можно отдавать в печать без редактора и корректора. Виктор Суворов поступил проще. Чтобы не вдаваться в причины, почему не все высказывания Гитлера были умными, он в книге «Самоубийство» объявил его дураком. Но Гитлер лично продиктовал Гессу свою книгу «Майн кампф». С идеологией, которая там изложена, мы не согласны, но это же не бред сумасшедшего.
Но на Гитлера мы отвлеклись только для сопоставления. Разговор же идёт о мудрости древних.
«Не судите, да не судимы будете». Давайте себе представим, что эти слова написаны в должностной инструкции прокурора или судьи, после этого они нам больше мудростью не покажутся. Александр Галич, которого можно считать, если не мудрецом, то достаточно умным человеком, сказал иначе: «Те, кто избраны, те и судьи? Я не избран, но я судья!».
Некоторые журналисты считают, что если в своей рукописи привести древнее изречение, да ещё мимоходом сообщить, как оно звучит на латыни, то любой редактор обомлеет и бегом понесёт рукопись в печать вне очереди. Но бывает, что приведённое изречение критики не выдерживает и железной действительности сегодняшнего дня не соответствует.
«Tertium non datur» — третьего не дано. Ещё как дано! Шахматисты, архитекторы, писатели, военачальники, политические деятели вынуждены выбирать не из двух, а из десятков и сотен вариантов, а могли бы и из тысяч, но это под силу только компьютерам.
«Omne magnifico est» — всё неизвестное представляется величественным.
К примеру, нас ожидает следующая неизвестность: мы не знаем, похвалит нас наш начальник за выполненную работу или, наоборот, выругает. Но и в том и в другом случае ничего величественного не произойдёт.
«Omne nimium noset» — всё излишнее вредит. Можно ли это сказать о зарплате, о золото-валютных резервах государства, или скажем о смелости, о порядочности, об отзывчивости?
«In vino veritas» — истина в вине. Это уж точно, кто-то произнёс в нетрезвом виде, а мы даже в трезвом повторяем, не задумываясь.
Вполне возможно, что, придя в себя, мудрец сказал: «В вине скрывается большинство заблуждений». Но этот вариант записать оказалось некому.
«Nie admirare» — ничему не удивляйся. Очень сомнительное высказывание. Многие открытия сделаны именно потому, что люди умели удивиться.
Можно ли не удивиться Ниагарскому водопаду, или самому высокому в мире зданию в столице государства Тайвань? Или действиям некоторых политиков?
«Еst in media verum» — истина посредине. Разрешите задать вам вопрос: у вас на банковском счёте плюс или минус? Если истина посредине, то денег у вас нет. Но и долгов нет, что уже хорошо.
«Sint ut sun taut non sint» — пусть будет так, как, как есть, или пусть вовсе не будет. Другими словами: «Не покупайте себе большую квартиру, всегда живите в маленькой. Не ищите себе хорошую работу, всегда работайте на плохой. Не выбирайте себе новую машину, всегда ездите на старой.»
Если хотите 50 таких примеров, будет 50. Если хотите 100, будет 100.
Карл Маркс, на которого мы много лет молились, как на икону, наговорил и написал много чепухи. Один только « Манифест коммунистической партии» чего стоит. Но есть, по крайней мере, одна высказанная им мысль, которая вполне может претендовать на бессмертие: «Подвергай всё сомнению». Правда, некоторые исследователи приписывают эту мысль его предшественникам.