СТРАДАНИЯ НА ЗАПРАВКЕ — И НЕ ТОЛЬКО
Скачок цен на энергоносители произошел совершенно в неподходящее время. Средняя цена галлона бензина марки regular подскочила до рекордной отметки в 3 доллара 28 центов за галлон. Добавьте к этому кризис ипотечного кредитования и проблемы финансового сектора — и вы поймете, что это новый удар по экономике, которая и без того находится на этапе спада или приближается к нему.
Нельзя возлагать всю вину за бензиновые неприятности водителей на администрацию Буша. Но ее близорукая энергетическая политика, в которой основной упор делается на увеличение поставок, и в то же время уделяется совершенно недостаточно внимания вопросам рационального потребления энергии и повышения коэффициента полезного действия топлива, означает, что в стране возникла чрезмерная зависимость от нефти, которая разорительно дорога и одновременно губительна для окружающей среды.
Есть несколько причин безудержного повышения цен на нефть. Огромный рост спроса в быстро развивающихся странах, таких как Китай и Индия, означает, что лишней нефти не будет. Хаос на финансовых рынках (значительная часть вины за это лежит на Белом доме) поднял цены еще выше, поскольку инвесторы скупают нефть и прочие сырьевые товары в условиях падения доллара и курсов ценных бумах.
А тем временем, вся стратегия президента Буша в деле обеспечения энергетической безопасности сводится к одному: бурятся новые скважины в Арктике в попытке выкачать больше нефти, а вице-президент Дик Чейни ездит в Саудовскую Аравию и упрашивает друзей Буша добывать еще и еще. Но всего этого недостаточно.
Однако кое-кто испытывает радость от роста нефтяных цен, которые перевалили за сто долларов за баррель. Диктаторские режимы Ирана, Венесуэлы, Судана и России прикарманивают доходы от ее продажи и пользуются политической безнаказанностью, которую им дает нефтяное богатство.
А дома у нас новости все хуже и хуже. В прошлом году потребительские цены выросли более чем на 4 процента, в основном из-за увеличения стоимости энергоносителей. Американцы начали сокращать расходы на потребительские товары, что ослабляет экономику. Опасность инфляции оставляет Федеральной резервной системе все меньше места для маневра.
Если из всей этой мешанины и можно извлечь что-то хорошее, то это будет понимание — со стороны корпораций, потребителей и государства — того факта, что эпоха дешевой нефти на самом деле закончилась. Осознав это, страна сможет, наконец, сосредоточить усилия на разработке чистых альтернативных источников энергии и начать снижать потребление нефти. Такая стратегия сослужила хорошую службу другим странам.
Возьмем автомобили. До декабря прошлого года администрации как республиканцев, так и демократов на протяжении 30 лет отказывались ужесточать нормы топливной экономичности. Даже незначительное повышение налога на бензин с самого начала обрекает политика на неудачи. В отличие от США, в Великобритании бензин на заправках стоит примерно 7 долларов и 70 центов за галлон, причем 4 доллара 90 центов из этой цены — налоги. Во Франции при розничной цене бензина 7,5 доллара за галлон налоги из этой суммы составляют 4,6 доллара. Не удивительно, что их машины расходуют гораздо меньше топлива, чем наши прожорливые монстры, которые по-прежнему так популярны в США.
Более высокие налоги на энергоносители означают, что другие богатые страны во всех отношениях гораздо энергоэффективнее. Среднестатистический немец или японец потребляет немногим более половины электроэнергии, расходуемой среднестатистическим американцем. В Германии и Японии уровень выбросов углекислого газа автомобилями, электростанциями и прочими сжигающими топливо объектами в расчете на душу населения в два раза ниже, чем в Америке. А во Франции в три раза.
Американцы начинают сокращать потребление. В первые 11 недель текущего года спрос на бензин впервые с 1997 года снизился. Но снижение это слишком незначительное, а государственная политика намного отстает в решении данной проблемы.
Принятый в декабре знаковый закон в области энергетики впервые с 1975 года ужесточил требования к потреблению топлива. Он предписывает к 2020 году на сорок процентов увеличить топливную экономичность двигателей легковых и небольших грузовых автомашин. Но согласно оценкам министерства энергетики, к 2022 году новые требования приведут к тому, что потребление бензина снизится всего на два миллиона баррелей в день. Это лишь 17 процентов от планируемого показателя сокращения потребления.
Но гораздо больше предстоит сделать в плане подготовки американской экономики к новому этапу, когда в мире будет меньше энергоресурсов, и они будут постоянно дорожать. Для начала стране необходимо заменить нефтепромышленников из Белого Дома на новых лидеров, которые лучше разбираются в экономическом анализе энергетики и лучше осознают интересы всех американцев.
The New York Times
Перевод Inosmi