РАСОВЫЙ ВОПРОС

РАСОВЫЙ ВОПРОС

Нынешние президентские выборы в США внезапно приобрели расовый характер. Причиной стали высказывания пастора Джеремайи Райта, который на протяжении 20-ти лет являлся духовным наставником Барака Обамы — претендента на номинацию Демократической партии.
Райт (афроамериканец) долгое время совершал неоднозначные, с моральной и политической точек зрения, поступки. В феврале-марте 2008 года видеозаписи с его выступлениями попали в Интернет и были оттранслированы крупнейшими телеканалами США. В результате, у многих сложилось впечатление, что Райт ненавидит и презирает свою страну, исповедует экстремистские взгляды и во главу угла ставит расовые вопросы. В частности, он призвал не петь популярную патриотическую песню «Господи, Благослови Америку» (God Bless America). Райт высказался следующим образом: «Следует петь “Господь, прокляни Америку!”». Также широкая публика узнала, что Обама принадлежит к церкви, которая считает Иисуса Христа «черным мессией», убитым белыми, а чернокожих — «избранным народом».
Взгляды пастора Райта (на волне скандала он ушел в отставку) не являются необычными для «черной Америки». Историк Эдвард Блум (Edward Blum), автор книги «Раса, Религия и Американский Национализм» (Reforging the White Republic: Race, Religion, and American Nationalism), отмечает, что традиционно многие чернокожие лидеры призывали к равенству и наказанию белых расистов, основываясь на концепциях христианства. Они считали, что поборники рабовладения и расовой сегрегации не являются подлинными христианами, более того — они являются воплощениям Дьявола, а посему управляемая белыми расистами страна не заслуживает благословлений, а лишь проклятий.
Опрос, проведенный компанией Rasmussen Reports, показал, что 58% американцев негативно относятся к воззрениям пастора Райта, а 56% заявили, что эти речи сделали менее вероятным их голосование за Обаму. Опрос телекомпании CBS показал, что треть избирателей после этой истории стала хуже относиться к Обаме. В итоге, Обама убрал Райта из числа своих советников и выступил со специальной речью, в которой призвал оставить расовые противоречия в прошлом и двигаться дальше. В любом случае, Шон Виленц, историк из Принстонского Университета, прокомментировал эти события следующим образом: по его мнению, президентская гонка ныне «отравлена новым видом исторически наиболее токсичного яда американской политики».
Впрочем, «расовая составляющая» в нынешней кампании проявилась раньше. На праймериз и кокусах в штатах, где чернокожие составляли большую часть населения, афроамериканская община в основном поддерживала Обаму, а не его главного конкурента — Хиллари Клинтон. Необходимо заметить, что чета Клинтонов традиционно имела значительную популярность у чернокожей Америки, а экс-президент Билл Клинтон после ухода из Белого Дома демонстративно открыл свой офис в центре «черного района» Нью-Йорка — Гарлеме.
Николас Винтер (Nicholas Winter), автор книги «Опасные рамки: как идеи о расе и поле потрясают общественное мнение» (Dangerous Frames: How Ideas about Race and Gender Shape Public Opinion), отмечает, что чернокожие и белые американцы по-разному относятся к окружающему их миру. Причиной являются различия в положении двух расовых общин США. Чернокожие американцы намного хуже образованы, чем белые, среди них заметно больше бедных и безработных, среди них выше уровень преступности и пр. На это накладывается негативный исторический опыт. В результате, черные намного чаще, чем белые, считают, что государство должно увеличивать ассигнования на социальные программы, вводить систему расовых квот в учебных заведениях и на рабочих местах, материально помогать чернокожим в качестве компенсации за содержание в рабстве их предков и пр. Чернокожие американцы чаще ассоциируют себя с расой, а не с определенными идеями — в отличие от белых, для большинства которых важны идеи, а не цвет кожи человека, их отстаивающего.
Долгое время афроамериканская община США на выборах поддерживала Республиканскую партию. Причина этого была проста: президент Абрахам Линкольн, который уничтожил рабовладение в США в 1862 году, и большинство его соратников-аболиционистов принадлежали е Республиканской партии. В свою очередь, бывшие рабовладельцы и им сочувствующие поддерживали Демократическую партию. До 1960 года на выборах всех уровней Республиканская партия традиционно получала большинство голосов чернокожих избирателей.
Таша Филпот (Tasha Philpot), автор книги «Раса, республиканцы и возвращение партии Линкольна» (Race, Republicans, and the Return of the Party of Lincoln), следующим образом объясняет причины произошедшего. По ее мнению, 1960 год стал годом больших изменений. Тогда в США проходили президентские выборы, борьба на которых была чрезвычайно жесткой (в итоге, победитель получил лишь на 100 тыс. голосов больше, чем проигравший). Главными соперниками были демократ Джон Кеннеди и республиканец Ричард Никсон. К этому времени расовая проблема была одной из наиболее болезненных в США. Лидер движения за равноправие — Мартин Лютер Кинг находился в тюрьме, куда попал по сфабрикованному обвинению. Республиканец Никсон отказался отреагировать на арест Кинга, а демократ Кеннеди позвонил супруге Кинга и выразил свою поддержку. Этот ход оказался решающим: отец Кинга — известный религиозный деятель из города Атланта — призвал своих единомышленников голосовать за Кеннеди, который и выиграл выборы.
В 1968 и 1972 годы республиканцы имели шанс исправить допущенную ошибку, но не воспользовались им. На обоих этих выборах победил Никсон, который сделал ставку на голоса белых консервативных избирателей Юга, среди которых традиционно были наиболее распространены расистские взгляды. С тех пор большинство афроамериканцев перестали считать Республиканскую партию своей партией.
Последний опрос службы Gallup показал, что Обаму ныне поддерживают 80% афроамериканцев, Клинтон — 15%, кандидата Республиканской партии Джона МакКейна — только 3%. В свою очередь, Хиллари Клинтон начинает приобретать поддержку белых жителей США, которые до недавнего времени активно поддерживали Обаму.


ЧЕРНОКОЖАЯ ПОЛИТИКА
По данным Бюро Переписи Населения США, в 2004 году в стране проживали 39.2 млн. афроамериканцев, что составляет 13.4% от общей численности населения. На предыдущих президентских выборах (также 2004 год) проголосовали 60% афроамеркианцев (около 14 млн.) — это самый высокий уровень явки среди всех меньшинств США.
Для сравнения, в 1776 году — в год объявления о независимости Соединенных Штатов — чернокожие составляли примерно 20% населения 13-ти североамериканских колоний. В некоторых колониях, например, в Южной Каролине, черных было больше, чем белых. В 1790 году была проведена первая в истории и перепись населения США. Тогда в стране проживало 3 млн. 929 тыс. человек, в том числе 757.2 тыс.(19.3%) чернокожих, из которых 59.6 тыс. были свободными. В 1860 году чернокожие составляли 13% населения США, 89% из них были рабами. В свою очередь, у трети свободных чернокожих были свои собственные рабы (часто в этой роли выступали члены их семей, не имевшие вольной).
Чернокожие американцы получили свободу в 1860-е годы. В 1866 году была принята, а два года спустя ратифицирована 14-я Поправка к Конституции США, которая предоставила права гражданства афроамериканцам (в 1857 году Верховный Суд принял прецедентное решение, установив, что чернокожие — вне зависимости от того, являются они рабами или нет — не имеют права становиться гражданами США).
Несмотря на это, долгое время чернокожие испытывали серьезные трудности, если пытались принять участие в выборах. После окончания Гражданской войны в США многие южные штаты ввели особые налоги на голосования — это была достаточно небольшая сумма денег, которую должны были заплатить мужчины, желавшие принять участие в выборах. Налог был задуман для того, чтобы не допустить чернокожих к избирательным урнам. В некоторых южных штатах черные составляли большинство населения и теоретически могли получить власть в свои руки, что не устраивало белых. Де-факто, жертвами закона стали и многие малоимущие белые. Эта система оказалась на редкость живучей. Еще в 1960-е годы она применялась в пяти штатах. Окончательно она была уничтожена лишь в 1964 году, когда была принята специальная (24-я) Поправка к Конституции США. Двумя годами позже Верховный Суд официально признал «избирательный налог» противозаконной практикой.
Параллельно велась кампания за отмену и иных препятствий к свободному волеизъявлению чернокожих граждан США. В 1870 году была принята 15-я Поправка к Конституции, которая отменила любые выборные ограничения на основании «расы, цвета или предыдущих условий проживания (подразумевалось пребывание в рабстве)». Однако законодатели штатов, прежде всего южных, где были особенно сильны расистские настроения, проявили редкую изобретательность в ограничении доступа афроамериканцев на избирательные участки. К примеру, черные жители штата, в подавляющем большинстве своем неграмотные или малограмотные, должны были сдавать особые экзамены — на знание английского языка иили Конституции. Кроме того, в выборах запрещалось участвовать новым переселенцам — так делали законодатели северных штатов, куда после окончания Гражданской войны хлынули бывшие черные рабы. В некоторых штатах существовало условие, что право голосовать имел лишь тот гражданин, чей дедушка уже обладал таким правом. Это ограничение затрагивало афроамериканцев, чьи деды были рабами. Более того, поскольку глава семьи не имел права голосовать, часто на этом основании в таком праве отказывалось и его детям и внукам. Эти ограничения просуществовали до конца 1960-х годов. К примеру, в южном штате Миссисипи в 1960 году правом голоса обладали менее 10% совершеннолетних чернокожих.
Были введены и еще более изощренные ограничения. В большинстве южных штатов законодательство предусматривало, что политические партии являются частными организациями (фактически, клубами), что выводит их внутреннюю деятельность из-под регулирования законов. В свою очередь, партии имели право принимать или не принимать в свои ряды нежелательных лиц (в большинстве случаев подразумевались черные). То есть, к участию в праймериз допускались лишь белые. В 1944 году Верховный Суд США признал эту практику неконституционной. Впоследствии были приняты еще несколько подобных решений, а также созданы особые госструктуры, которые следили за доступом чернокожих к выборному процессу.
В 1965 году был принят Закон о Гражданских Правах (Civil Rights Act), который ограничивал власти штатов в праве решать, кто может принимать участие в выборах. Конгресс США уполномочил федеральное правительство регистрировать в списках для голосования тех граждан, которым было отказано в этом на уровне штата. Этот закон снял законодательные ограничения прав чернокожих принимать участие в выборах и послужил поводом для жестокого, иногда сопровождавшегося насилием, противостояния между сторонниками и противниками этих законов на протяжении 1960—1970-х годов.
Лишь в 1970-м году было убрано последнее ограничение такого рода. Тогда был принят Закон о Правах Избирателя (Voting Rights Act). До принятия этого закона избирательные комиссии (большинство членов в них были белыми) под искусственными предлогами отказывались регистрировать черных избирателей: например, проверка того, что человек действительно проживает по данному адресу, могла тянуться годами и даже десятилетиями. Закон ограничил срок проверки 30 сутками.
Американская Ассоциация Политических Наук (American Political Science Association) пришла к выводу, что расовые меньшинства США имеют весьма низкий уровень представительства в законодательных органах власти страны. В качестве точки анализа был принят 2000 год, поскольку тогда была проведена перепись населения страны, данные которой позволяют точно сопоставить долю расовых меньшинств в населении США и их представительства в органах власти. Во властных структурах федерального уровня в 2000 году подавляющее большинство составляли белые. К примеру, 31% населения США не принадлежали к белой расе, однако они делегировали в состав Палаты Представителей Конгресса США только 12% «цветных» депутатов. В итоге, количество белых в Палате Представителей в 1.3 раза выше доли белого населения США. Для чернокожих этот показатель был равен 0.7, для латиноамериканцев — 0.5, для азиатов — 0.2, для индейцев — 0.1 (то есть в Палате Представителей конгрессменов-индейцев в 10 раз меньше, чем должно было быть, если бы избиратели-индейцы голосовали бы только за своих соплеменников). На уровне парламентов штатов ситуация примерно такая же. Из 7 382 парламентариев штатного уровня к меньшинствам принадлежали 891 — то есть те же 12%. Расстановка сил аналогична федеральной: среди меньшинств наиболее многочисленны чернокожие (530), латиноамериканцы (229), азиаты (85) и индейцы (47). Любопытно, что, по сравнению с белым депутатским корпусом, среди «цветных» заметно больше женщин. Иная ситуация сложилась на местном уровне — в парламентах графств и городов. Здесь расовые меньшинства пользуются наибольшим влиянием. Авторы исследования обращают внимание еще на одну особенность: избиратели, принадлежащие к определенной расовой группе, далеко не всегда поддерживают на выборах своих соплеменников — так, латиноамериканцы очень часто поддерживают политиков-азиатов.
Барак Обама — далеко не первый афроамериканец, который пытался стать кандидатом Демократической партии на президентских выборах. В 1984 году чернокожий священник и общественный деятель Джесси Джексон принял участие в демократических праймериз: он выиграл примерно четверть праймериз и кокусов и благодаря этому получил приблизительно 15% голосов делегатов на партийной конвенции Демократической партии. Тогда кандидатом демократов стал Уолтер Мондэйл, который проиграл выборы республиканцу Рональду Рейгану с рекордно разгромным результатом.
Четыре года спустя Джексон предпринял повторную попытку. На этот раз на праймериз он получил более 29% голосов и по этому показателю занял второе место, уступив лишь Майклу Дукакису, который и стал единым кандидатом Демократической партии (президентские выборы выиграл Джордж Буш-старший). На праймериз Джексон обошел ряд известных политиков, в их числе был и будущий вице-президент США Эл Гор.
Показательно, что власти США настороженно относились к чернокожим и во внешней политике. Так, в 1804 году республика Гаити объявила о своей независимости от Франции. Таким образом, она стала вторым независимым государством Западного Полушария (первым были США). Однако США признали независимость Гаити лишь в 1862 году. Тогда же была признана независимость Либерии, образованной в 1847 году. Эта страна была основана при непосредственной помощи США. В 1816 году аболиционисты США создали Американское Колонизационное Общество (American Colonization Society), которое поставило своей целью отправку чернокожих обратно в Африку. Среди создателей Общества был Башрод Вашингтон (племянник первого президента страны Джорджа Вашингтона). В 1820 году в будущую Либерию отправились 86 чернокожих американцев. Афроамериканцы составляли не более 3—5% населения страны, но никогда не смешивались с местными племенами: они традиционно занимали ключевые посты в структурах государственной власти (эта практика стала одной из причин кровопролитной гражданской войны в 1990-е годы). Система государственной власти Либерии была практически полностью скопирована с США. Столицей страны стала Монровия, названная в честь президента США Джеймса Монро.



РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ. КОЛЛЕКЦИЯ ФАКТОВ

Вопреки распространенному мнению, жертвами расовой дискриминации и «судов Линча» становились не только черные, но и белые жители США.
Историк Джо Феагин (Joe Feagin), автор книги «Расистская Америка: Корни, Нынешние Реалии и Будущие Репарации» (Racist America: Roots, Current Realities and Future Reparations), отмечает, что человечество не ставило во главу угла расовый вопрос до начала 15-го века, когда европейцы начали активно практиковать торговлю черными невольниками. В результате, европейские интеллектуалы (среди них были такие титаны философии, как Джон Локк, Кант и Гегель) начали воспринимать белую расу как высшую — в свою очередь, считалось, что чернокожие рождены, чтобы быть рабами или, в лучшем случае, слугами и учениками белых. Эти воззрения в той или иной форме сохранились до нашего времени. Впрочем, по мнению Феагина, весьма показательно, что в США чернокожие получили избирательные права на полвека раньше женщин.
В 1852 году писательница Гарриет Бичер-Стоу (Harriet Beecher Stowe) опубликовала роман «Хижина дяди Тома» (Uncle Tom's Cabin), который стал самым популярным (по размерам совокупного тиража) романом 19 века и занял второе место в списке самых популярных книг столетия, уступив только Библии. Прототипом для образа дяди Тома был бывший раб Джосайя Хенсон (он впоследствии опубликовал мемуары и выступал с лекциями). Считается — во всяком случае таким было мнение многих современников Бичер-Стоу, — что эта книга стала одной из причин войны Севера и Юга США (1861—1865). В свою очередь, публикация романа в Великобритании так повлияла на общественное мнение англичан, что Британская Империя отказалась помогать южанам, что, во многом, повлияло на результаты войны. Тем не менее, роман мало соответствовал действительности: Бичер-Стоу никогда не была на юге и судила о ситуации на основе пропагандистских прокламаций аболиционистов и по рассказам беглых рабов. К примеру, описанные ею гигантские плантации, на которых трудились черные невольники, в США были редкостью. В 1850 году лишь на 125 плантациях было более 250-ти рабов. Половина белых фермеров и ремесленников имели не более 5-ти рабов, и их жизнь (в материальном плане) была немногим лучше, чем у их невольников. В свою очередь, претензии к писательнице высказывают и чернокожие: по их мнению, в романе выведен искаженный образ дяди Тома (всепрощающего, крайне религиозного и искренне преданного хозяевам человека), мало соответствующий действительности.
В 1882 году в США впервые начали вести учет жертв «суда Линча» — этим занялся «черный» университет Tuskegee Institute. Тогда были линчеваны 230 человек, 161 из них были чернокожими. За период с 1882 по 1951 год в США подобным образом были убиты 4 730 человек (3 437 черных, 1 293 белых). Среди жертв были 92 женщины (76 чернокожих, 16 белых). Случаи линчевания были отмечены во всех штатах США, кроме четырех, однако 90% «судов Линча» произошли в южных штатах. 1952 год стал первым годом, когда «суды Линча» прекратились.
Любопытно, что далеко не все белые американцы изначально считались «белыми». Мэттью Джейкобсон (Matthew Jacobson), автор книги «Европейские иммигранты и алхимия расы» (Whiteness of a Different Color: European Immigrants and the Alchemy of Race), поясняет, что первый в истории США закон о натурализации, принятый в 1790 году, разрешал предоставлять гражданство страны только «свободным белым людям», что подразумевало англо-саксонское происхождение. Дело в том, что основу населения США составляли англосаксы (их иногда называют WASP — от «Белый Протестант Англосакс»White Anglo-Saxon Protestant). Появление в США волн иммигрантов из иных европейских государств старожилы не приветствовали — их социальный статус был выше, чем у чернокожих, но ниже, чем у англосаксов. Так, некоторые «белые» клубы не допускали в свои ряды католиков-ирландцев, считая последних недостаточно «белыми». В период с 1840 по 1920-е годы в рядах белых американцев существовала определенная иерархия: WASP составляли элиту, а представители иных народов, антропологически принадлежащие к белой расе (евреи, итальянцы, славяне, греки, ирландцы, скандинавы и пр.), таковыми де-факто не считались. Впрочем, эта практика не была общепринятой и не была оформлена с помощью законов.
Дэвид Родигер (David Roediger) в книге «Как американские иммигранты стали белыми» (Working Toward Whiteness: How America's Immigrants Become White), которая описывает эту же страницу истории, доказывает, что окончательно эти невидимые границы были уничтожены лишь в 1960-е годы, когда чернокожая Америка начала успешную борьбу за свои гражданские права. Только тогда наиболее расистски настроенные WASP сочли, что европейцы для них все-таки «ближе», чем чернокожие.
В 1965 году президентом Линдоном Джонсоном в Исполнительном Указе №11246 (Executive Order 11246) было впервые использовано понятие «политика положительного действия» (affirmative action). Указ декларировал, что наем на работу и трудовые отношения не находятся в зависимости от расовой принадлежности, вероисповедания, цвета кожи или национального происхождения наемных работников. В результате, «политика положительного действия» стала одной из основ трудового права США. Айра Кацнелсон (Ira Katznelson), автор книги «Когда политика положительного действия была белой» (When Affirmative Action Was White: An Untold History of Racial Inequality in Twentieth-Century America), утверждает, что основы этой политики были заложены в 1930-е годы, однако она была направлена на защиту прав белых, а не черных. Тогда, во время президентства Франклина Рузвельта, боровшегося с «Великой Депрессией», был принят ряд важных законов, которые защищали права наемных работников. Однако защите подлежали лишь квалифицированные работники, подавляющее большинство из которых были белыми. Черные американцы занимались малоквалифицированным трудом, и новые законы, фактически, закрепляли статус-кво.
Военный историк Джеффри Перрет (Jeffrey Perret) в книге «Это война, в которой необходимо победить» (There's a War To Be Won), отмечает, что только в годы Второй мировой войны в вооруженные силы США впервые стали массово призывать чернокожих новобранцев. Ранее американская армия и флот крайне редко допускали в свои ряды афроамериканцев, даже, несмотря на то, что некоторые чернокожие офицеры проявили себя блестяще. Сперва из них создавали отдельные части, позднее стали вливать в обычные взводы, роты и батальоны. Большой проблемой был низкий уровень образованности чернокожих жителей США. Перрет отмечает, что именно Вторая мировая война позволила разрушить невидимый барьер между черными и белыми гражданами страны: «Война позволила разрушить миф, что черные — трусливы и недисциплинированны, что они не хотят и не умеют воевать». Однако расовая сегрегация в вооруженных силах США была уничтожена только в 1948 году.
Мэннинг Мэрэбл (Manning Marable), автор книги «Как капитализм не развил черную Америку» (How Capitalism Underdeveloped Black America), описывает, что США отнеслись к белым ветеранам Второй мировой иначе, чем к черным. В 1944 году был принят закон о защите прав ветеранов, которым выделялись льготные кредиты на покупку жилья и открытие бизнеса, на получение образования и пр. В результате, 80% малых бизнесов, существовавших в стране в 1950-е годы, были открыты бывшими солдатами, получившими подобную государственную помощь. Однако чернокожие ветераны не имели права претендовать на подобные кредиты и крайне редко допускались в традиционно «белые» университеты.

Washington ProFile