СТЕНОКАРДИЯ

СТЕНОКАРДИЯ

Александр МЕЛАМЕД, Германия

Любой придет в неслыханную ярость,
Узрев слоганчик «мене-текел-фарес».
Но сквозь вердикт поймешь ли ты вполне –
Кого стена поставила к стене?
Павел Шуф

В разные времена у разных людей вдруг возникает одно и то же желание. Построить нечто грандиозное. Стену. Чтоб отгородиться и обозначить границей свой мир.

Есть Стены, при виде которых начинает бешено колотиться сердце. Стена Плача. Великая Китайская. Кремлевская. Берлинская. Берлинскую разрушили. Зато возвели новую — разделительную в Израиле. Словом, стенокардия сплошная.

ЧЕМ ХОРОША СТЕНА?
Она всегда ясно отвечает на вопрос, где свой и где чужой.
Сорок лет берлинская Стена разделяла немцев физически и духовно — как на два искусственных государства, так и на два государства в искусстве. Стена раскалывала немецкий дух, созданный Гете, Бетховеном, Вагнером.
Настал час — берлинская Стена рухнула. Она стала печальным фактом истории. А, стало быть, объектом творческого исследования. Стена в Берлине последовала тем же путем, что и ее знаменитые предшественницы в Иерусалиме, Москве и в Китае — она вошла в литературу, кино, живопись и фольклор.
Изредка — в музыку. В особо торжественных случаях образ Стены усиливается хором:
«Вставай, кто рабом стать не желает! Из своей плоти Великую стену постановим!» (Стилистика и орфография оригинала на сайте газеты «Жэньминь Жибао» сохранена полностью).
Эта песня, первоначально названная «Марш добровольцев», стала в 1949 году Государственным гимном КНР.
Некоторые Стены становятся частью не только гимнов, но и транспортных систем. По Кремлевской, к примеру, можно ходить, по Китайской — ездить. На телеге или автомобиле. И ездить довольно долго, поскольку ее протяженность — несколько тысяч километров. Но с декабря 2006 года введен запрет на проезд по ней, и с этого же момента начался перемер стены. Надоело властям выслушивать разные цифры: то 5 тысяч, то 6. Фильм «Загадки Азии. Секреты Великой стены» (1999) сообщает цифру — более 6400 км. Разнобой. Причина проста. Толком ее никто не измерял.
Считается, что несмотря на солидный возраст Китайской стены (она сооружена была к моменту открытия Америки Колумбом, а возводилась едва ли не с начала новой эры), западный мир начал проявлять интерес к сооружению в последние два века. Но было это на самом деле не так. В свое время Китайской стеной занимался предок Пушкина Ганибал, носивший, кстати, несколько имен, враз породнивших три религии: Ибрагим, Петр и Абрам. «Ганибал был переименован в майоры Тобольского гарнизона, — сообщается в воспоминаниях А.С.Пушкина «Начало автобиографии», — и послан в Сибирь с препоручением измерить Китайскую стену». Как там шла работа, классик не сообщает, просто констатирует, что «Ганибал пробыл там несколько времени, соскучился и самовольно возвратился в Петербург». Так что вполне можно подозревать, что если Ибрагим-Петр-Абрам и мерил, то уехал при явном недомере, иначе бы нынче, почти три века спустя, не отряжали китайские власти целую научную экспедицию.
Прямое отношение к передвижению имеет и еще одна сооруженная в Европе стена. Ее тоже возвели немцы. И назвали «великой чешской стеной». Тянулась она вдоль границы между Германией и Чехией. Правда, она не каменная, а из бревен, обитых стальной полосой. Однако каждую ночь стену кто-то «прорывал». Кто же эти нарушители? Угонщики престижных автомобилей. Но эта стена — исключение из ряда грандиозных. Тем более, что она уже стала достоянием истории с 21 декабря 2007 года, когда Чехия вошла в Шенгенскую зону.
Истории всех знаменитых Стен причудливо переплетены между собой. К примеру, в 1961 году — том самом, когда была сооружена Берлинская стена и когда ликующие москвичи пришли на Красную площадь приветствовать первого в мире космонавта Юрия Гагарина, китайское правительство взяло Великую стену как памятник старины под охрану государства.
А незадолго до падения в Берлине символа коммунизма Великая Китайская стена была занесена ЮНЕСКО в список всемирного культурного и природного наследия, став общим достоянием человечества. Но все эти меры не спасли ее от разрушения. Великую Китайскую растаскивают туристы.

ХОЧЕТСЯ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ КИТАЙЦЕМ. ДАЖЕ ЕСЛИ ТЫ РУССКИЙ, НЕМЕЦ И ЕВРЕЙ
Три Стены имеют прямое отношение к коммунистам.
Для того, чтобы прекратить массовый переход в западный сектор Берлина, в ночь на 13 августа 1961 года по указанию Никиты Хрущева была возведена Берлинская стена. «Эта стена будет еще стоять в течении следующих 50 или 100 лет» — пророчество коммуниста Эрика Хоннекера, высказанное в январе 1989 года, оказалось годным к употреблению еще лишь 10 месяцев.
У входа на отреставрированную часть Великой Китайской Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном, — «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене — ты не настоящий китаец».
Не полноценным считал себя житель Советского Союза, который не побывал у Кремлевской стены. К ней примыкает мавзолей, где покоится тело главного коммуниста Владимира Ульянова. Партия, а затем и президенты России вместе с Государственной думой время от времени решают вопрос, который был впервые задан еще Чернышевским. Что делать? В смысле — что делать с Лениным? Кремировать? Креонировать? Мумифицировать? Или похоронить? Если хоронить, то где — у все той же Кремлевской стены, в ней или на кладбище? Если на кладбище, то на каком? На Волковом в Петрограде, рядом с мамой? Или в Ульяновске, в парке имени Ильи Ульянова, рядом с папой?
Пока неизменно побеждает большевистский вариант — экспонировать.
Вечно живой Ленин — вечно живой покойник. Он находится в мавзолее. Правда, без мозга. Тот нашел вечное успокоение в Институте мозга, в сейфе Первого отдела, под круглосуточным приглядом чекистов. Видимо, чтобы, неровен час, у того или иного полушария не выведал заблудший сюда правдолюбец важную государственную тайну .
За мавзолеем на стене — таблички. Они прикрывают прах тех, кто помогал вождям строить коммунизм, распространять его идеи и сражаться за них. Понятно, речь идет о штучных покойниках, поскольку достойным завершением советской номенклатурной карьеры во втором приближении считалось Новодевичье кладбище.
Кто-то настенных покойников называет их героями, кто-то — палачами, кто-то — мучениками. Владимир Жириновский по-своему смотрит на них: «... вся Кремлевская стена, в принципе, на 70 процентов — это все убийцы».
Кого-то сегодня вспоминают как, например, авторов идей. Идеи международного женского братства-сестринства (Клара Цеткин). Идеи новой тактики ведения воздушного боя (Валерий Чкалов). И даже такой необычной идеи, какую завещал проживавший в Москве деятель рабочего движения США Уильям Хейвуд (1869—1928): кремировать его тело и разделить прах пополам. Первую половину поместить в чикагскую могилу — к анархистам, казненным там в 1887 году. Вторую – оставить в Москве. Таким вот мятущимся между анархией и большевизмом, между двумя континентами, между США и Россией Хейвуда вмуровали в кремлевскую стену.
Бессмертие в нишах отдельно взятой стены обрели, по различным данным, от 115 до 400 различных персон, как прославленных, так и бесславно забытых.
Первым с кремлевским кирпичом породнился выпускник Херсонского сельхозучилища Мирон Владимиров (он же Шейнфинкель, партийная кличка Лева), сделавший в свое время голокружительную карьеру. Прославился Лева тем, что умел, приставляя штык к горлу крестьянина, отбирать у того последнее зерно. Стал наркомом продовольствия, а затем и наркомом финансов советской России. Кончина его, весьма странная для 35-летнего комиссара, состоялась 20 марта 1925 года. Неизвестно, кому в верхах принадлежала идея восславления мастера массовых зачисток на селе. Однако именно со смертью Владимирова началась история настенного советского колумбария.
Так был получен ответ на вопрос, приживется ли в кремлевской стене прах героя, имя которого абсолютно ничего не говорит потомкам.

КАЖДАЯ СТЕНА — СТЕНА ПЛАЧА
Кладбища, поднимаясь, становятся стенами. Стены — кладбищами.
Стена Плача на всем ее протяжении — 156 метров — содержит записки. Начертанные скорой рукой, они повествуют о неотложных нуждах верующих. Поскольку число расщелин дефицитно, специальные смотрители вытаскивают прежние обращения, чтобы дать возможность разместить новые. Никто не может дать гарантии того, что записка дошла до небесной канцелярии. По этой причине Стену Плача в Иерусалиме богохульники называют кладбищем надежд.
А вот в Вероне Стеной плача называют десятиметровой длины вертикальную плоскость. Она утопает под сводами арки, которая ведет во дворик дома Капулетти. Каждый сантиметр этого пространства рыдает от признаний юных дев в любви. Алые сердечки пробиты стрелами, начертанными в виде букв дорогих имен. К концу дня служители музея «Дом Капулетти» прозаической метлой низринут поэтические слова в мусоросборник, отправив на городскую свалку надежды мирового девичества.
Сохранившая характер городской стены из той же Вероны (цвет кирпича, способ кладки и характерный «ласточкин» зубец) Кремлевская стена протяженностью в 2,5 км. небольшой своей частью в несколько десятков метров — самое престижное в мире кладбище. Останки идеологически проверенных людей покоятся под зубцами крепостной стены в форме «ласточкиного хвоста», что вполне логично. Этот тип зубца был в средневековье знаком того, что владелец замка принадлежит к гибеллинам — противникам Папы. Сторонники Папы, гвельфы, строили стены с зубцом иной формы: квадратным или прямоугольным. Итальянцы, не без ведома православного хозяина Кремля, разумеется, избрали при возведении Кремлевской стены гиббелинский образец, на много веков определив, таким образом, политические пристрастия Москвы.
Великая Китайская Стена протяженностью, по разным данным, от 5 тыс. км. до 6,7 тыс. км. — самое большое. За четыреста лет, пока ее строили, погибло бессчетное количество народа. Впрочем, число жертв изредка обнародовалось. Утверждают, что в одной из хроник упомянут факт: однажды только за десять дней там погибло полмиллиона строителей. Известно, что она сооружалась отрезками. Китайская стена связана с именем знаменитого «объединителя земли китайской», императора Цинь Ши Хуана. Он, задумавший извести на корню конфуцианцев, отправил на строительство и уничтожил там тысячи заклейменных и закованных в кандалы ученых. Это были первые известные истории политические зэки.
Стена в Поднебесной — Китайская Стена Плача.
Опыт уничтожения оппонентов взял на вооружение Сталин, похороненный у Кремлевской Стены.
Кремлевская — Стена Большевиков, о кровавых делах которых мы узнаем с каждым годом все больше.
Кремлевская стена продолжила скорбную традицию. В сегодняшнем ее облике появилась сравнительно недавно. После войны 1812 года наконец-то засыпали средневековый ров у стены, который, по замыслу генералов, делал Кремль неприступным. Веками стоявшие вдоль рва ряды с лавками снесли. Над засыпанным рвом разбили бульвар, высадили липы там, где сейчас растут ели.
Площадь перестала слыть восточным базаром, раскрылась для обозрения. Сюда стали приходить, чтобы отдохнуть. И вдохновиться отечественной историей и ее славными страницами. В том числе и боевыми. Первый парад у Кремлевской стены состоялся 4 июня 1818 года. Это было во время встречи двух самодержцев — Александра Первого, который в глазах тогдашней Европы был освободителем ее от власти Наполеона, и прибывшего поблагодарить его за это освобождение прусского императора Фридриха-Вильгельма Третьего.
Так началась традиция шествия оркестров, за которыми следовали образцовые воинские соединения, выкрикивающие здравицы высокому начальству.
Самой интересной из кремлевских башен считается Спасская, поскольку она — главный, парадный вход в Кремль. Спасские (некогда Фроловские) ворота построил в 1491 году миланец Соларио, а позднее она была выдержана в готическом стиле. В 1586 году в деревянной башне ворот были помещены часы.
Однажды куранты пропели немецкую мелодию «Ах, мой милый Августин». Это случилось в восемнадцатом веке, когда часы ремонтировались мастерами из Германии. Немцы решили чуток поозоровать.
А вообще в пределах Кремлевской стены шутить не принято. Место мрачное. В изданном в 1827 году описании города под названием «Москва, или Исторический путеводитель по знаменитой столице государства Российского» нашлись слова: «Площадь сия сама по себе есть такое место, которое может точно служить напоминанием многих важных событий отечества нашего». Никто из русских поэтов не посвящал ей ярких строк: память народа сохранила лютые казни у Лобного места. Так что и Кремлевская Стена с полным на то основанием может считаться российской Стеной Плача.
У Берлинской, несмотря на ее непродолжительную историю, тоже пало немало безвинных жертв. За 28 лет во время попыток преодолеть ее погибли 1008 человек. Они не были ни учеными-конфуцианцами, ни стрельцами. Они просто желали достойной жизни. За это их убивали.

ПЛАЧУТ КАМНИ — ЗОВИТЕ САНТЕХНИКА
Валерия Новодворская пишет: «Кремлевская стена незыблема по-прежнему. Это — азиатский ошейник России, который пытался снять Андрей Козырев и который вновь затянули Евгений Примаков и Игорь Иванов».
«Ошейник» имеет вполне узнаваемые очертания — двурогие зубцы-бойницы, скопированные со средневековых крепостей Италии: первыми строителями Кремля были, как уже сказано было, итальянцы. Воинственные гребешки должны были отпугивать неприятеля, в лице которого был вначале внешний враг и, разумеется, собственный народ.
Это подтверждается и назначением некоторых помещений в составе Кремлевской стены. К примеру, в Благовещенской башне при Иване Грозном была тюрьма. Рядом, на площади, четвертовали, рубили головы и вешали. Текла ручьями людская кровь, с которой некоторые историки связывали название — Красная площадь.
Кстати, Благовещенскую башню обратили в храм после того, как одного из узников посетило божественное видение. Сюда приходили паломники из разных пределов.

ВЕЧНЫЕ ПАЛОМНИКИ
Удивительные вещи открываются, едва начинаешь сравнивать Стены. Оказывается, между Берлинской, Великой китайской и Плача существует масса сходного.
Как и Берлинская, все остальные существуют в частичном виде.
До наших дней дожила в целости только треть китайской. Правда, протяженность ее, как уже говорилось, приводится в различных источниках своя. Но следует сделать одно уточнение: известно, что за последние сорок лет чуть больше пятидесяти километров ее было разрушено.
Стена в столице Германии сегодня — это пара-тройка километров во фрагментах, которые не всегда легко отыскать. В Иерусалиме — это несколько десятков метров уцелевшей части западной стены, ограждавшей некогда Второй храм.
Один из немногих хорошо сохранившихся фрагментов Берлинской стены длиной в 25 метров был продан в декабре 2003 года за 174 тысячи евро. Примечательно, что фрагмент расположен в районе Scheunenviertel. Том самом квартале зерноторговцев, где в свое время селились евреи, которые всегда помнили, в какой части света расположена Стена Плача.
Неожиданное пересечение истории!
Как и Стена Плача, Берлинская была и остается предметом культового характера.
На нее уповали и продолжают это делать, когда Стена существует уже в виртуальном варианте, — коммунисты.
К Стене Плача в Иерусалиме приходят иудеи и мусульмане. Первые — снизу, вторые — сверху. Это — самый оспариваемый религиозный комплекс в мире. Над Стеной Плача расположена территория, известная иудеям как Храмовая гора, а мусульманам — как Харам аль-Шариф.
Паломничество к ним не иссякает.
Стены становятся объектами культового поклонения.
О том, как люди — и искренне набожные, и истовые атеисты — любят создавать себе кумира, знал бывший слушатель духовной семинарии Иосиф Сталин.
«Вы видели за эти дни паломничество к гробу Ленина десятков и сотен тысяч трудящихся, — говорил он на II Всесоюзном Съезде Советов 26 января 1924 года. — Через некоторое время вы увидите паломничество миллионов трудящихся к могиле товарища Ленина. Можете не сомневаться в том, что за представителями миллионов потянутся потом представители десятков и сотен миллионов со всех концов света, чтобы засвидетельствовать, что Ленин был вождем не только русского пролетариата, не только европейских рабочих, не только колониального Востока, но и всего трудящегося мира земного шара».
Заметим, Сталин говорил о могиле. То ли он полагал, что Ленина похоронят, то ли делал вид, что так думает.
Но лучший друг вечно живого покойника оказался прав в другом. На забальзамированный экспонат в мавзолее по-прежнему идут тысячи паломников. Причем, посещение вождя бесплатное. Хотя способна приносить немалый доход — как считает администрация Ульяновска, в парке которого (по ее мнению) и должен быть похоронен основной ее уроженец. Видимо, притягательность могилы Ульянова-отца недостаточна для туристов. Она может многое обрести вместе с захоронением Ульянова-сына. В частности, обеспечить поток туристов, который необходим для пополнения скудного местного бюджета. Логика в этом финансовом проекте кладбищенского наполнения, конечно же, есть.
Но ни один человек пока не может связно ответить на вопрос, чем могила в ульяновском парке, предназначенном для гуляний и празднеств, лучше или хуже мавзолея на Красной площади, куда стекает веселиться вся Россия?