«УТЕЧКИ МОЗГОВ»: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ
Выражение «утечка мозгов» (brain drain) появилось в начале 1950-х годов — подобным образом в Великобритании описали процесс массового переезда английских ученых в США. За полвека размеры глобальной миграции квалифицированных специалистов невероятно выросли и ныне воспринимаются как серьезная угроза будущему многих государств. С другой стороны, сторонники миграций профессионалов используют другие, более нейтральные названия — например, «обмен мозгов» (brain exchange) или «мобильность мозгов» (brain mobility) — и подчеркивают, что у этого процесса есть не только «минусы», но и «плюсы».
Совместное исследование, проведенное специалистами Национального Фонда Экономических Исследований (National Fund for Economic Research) и Института Исследований Международной Миграции при Джорджтаунском УниверситетеInstitute for the Study of International Migration, Georgetown University (результаты были опубликованы в бюллетене World Bank Economic Review), показало, что в период с 1990 по 2000 год «утечка мозгов» следовала определенным закономерностям. Так, в частности, больше всего от отъезда квалифицированных кадров страдают малые страны, находящиеся на периферии индустриально развитых государств. В эту группу также входят и бывшие колонии, из которых таланты перебираются в бывшие метрополии. Активность процесса утечки повышается в случае наступления политической нестабильности на родине талантов и роста национализма.
В свою очередь, исследование Всемирного Банка, в рамках которого были проанализированы данные по 33 странам мира, показало, что за границу отправляются менее 10% их граждан с высшим образованием. Термин «утечка мозгов» применим лишь к пяти странам (Доминиканская Республика, Сальвадор, Мексика, Гватемала и Ямайка), где за границу (в основном, в США) переехали более двух третей всех образованных людей. В 2006 году Международный Валютный Фонд опубликовал аналогичное исследование уже по 90 государствам. И пришел к иному выводу: больше всего от отъезда «мозгов» страдает Иран.
Исследование Организации Экономического Сотрудничества и Развития (Organisation for Economic Cooperation and Development) позволило также выявить «эффект домино» в этой сфере: так, например, «утечка мозгов» медицинских работников происходит по следующему алгоритму: врачи и медсестры из Великобритании уезжают в США, где выше зарплаты. Их место занимают медики из Африки, на место африканцев в Африку приезжают врачи и медсестры из Кубы.
Международная Организация Миграции (International Organization for Migration) предполагает, что ныне примерно 300 тыс. африканских специалистов работают в странах Европы и Северной Америки. По ее же оценке, до трети всех ученых, получивших образование в «бедных» странах мира, в итоге оказывается в «богатых» странах.
В 2004 году группа демографов и географов опубликовала результаты масштабного исследования (Линдзи ЛоувеллLindsay Lowell, Аллан ФиндлиAllan Findlay и Эмма СтюартEmma Stewart «Утечка Мозгов»Brain Strain: Optimising Highly Skilled Migration From Developing Countries). Один из выводов был шокирующим: почти каждый десятый обладатель диплома о высшем образовании рожден в развивающихся странах — при этом 30—50% родившихся там ученых и инженеров ныне живут и работают в «богатых» государствах мира.
Исследование Национального Бюро Экономических Исследований США (National Bureau of Economic Research) показало, что утечка мозгов ныне происходит не только потому, что в «бедных» странах низок уровень жизни, но и потому, что у специалистов появилось достаточно средств для того, чтобы финансировать свой переезд в «богатые» страны. По оценкам Бюро, «бедное» государство инвестирует в среднем $50 тыс. в подготовку каждого выпускника местного университета. При переезде этого выпускника эти деньги теряются, однако подобные потери — лишь верхушка айсберга.
Согласно данным фонда African Capacity Building Foundation, каждый год примерно 20 тыс. высококвалифицированных жителей африканского континента отправляются искать счастья в индустриально развитые страны. Одним из результатов этого является хронический дефицит квалифицированных кадров в африканских государствах, что приводит к замедлению процесса их развития и усугублению ситуации в сферах науки, экономики, медицины и пр. По оценкам Фонда, отъезд специалистов приводит к бюджетным потерям (уехавшие не платят налоги на родине), снижению темпов создания новых рабочих мест, уменьшению конкурентоспособности местной экономики (вплоть до того, что иностранных специалистов приходится импортировать из-за рубежа и платить им намного больше, чем получали бы их местные коллеги — по оценкам Всемирного Банка, страны Африки ежегодно тратят около $4 млрд. на оплату труда иностранных программистов, преподавателей, инженеров, менеджеров и пр.).
К числу последствий «утечки мозгов» из стран Африки, Латинской Америки и Азии также относят и «размывание» среднего класса, считающегося основой основ любого современного общества. В итоге, совокупные потери от отъезда одного специалиста могут достигать $1 млн., с учетом косвенных потерь. В результате, стало популярным сравнение утечки мозгов с новым видом колониализма: если колонии поставляли метрополиям сырье и ввозили готовые изделия, то ныне «бедные» страны поставляют бывшим метрополиям своих специалистов, получая взамен продукты, созданные этими специалистами.
Есть и иные аспекты этой проблемы. Анализ Института Исследований Общественной Политики (Institute for Public Policy Research) показал, что «утечка» приводит и к позитивным последствиям. Так, часть «мозгов» возвращается на родину, привозя с собой новые знания, умения и опыт. Так, например, более половины высокотехнологичных новых кампаний Тайваня основаны тайваньцами, вернувшимися из США.
В Китае большую часть наиболее крупных интернет-компаний основали этнические китайцы, получившие образование в США. Центр Сравнительных Иммиграционных Исследований при Калифорнийском Университете в Cан-Диего (Center for Comparative Immigration Studies at University of California, San Diego) пришел к выводу, что бурный рост информационных технологий в Индии в 1990-е годы был обусловлен возвращением на родину специалистов, в 1970—1980-е годы перебравшихся в США. Из 20-ти крупнейших софтверных компаний Индии 10 были образованы «американскими «индусами», еще 4 компании были совместными предприятиями. В этих 14-ти фирмах топ-менеджерами были бывшие эмигранты. В итоге, возвращение «мозгов» на родину привело к тому, что индийские ИТ-компании ныне обеспечивают 7.5% ВВП страны и позволили создать более 2 млн. рабочих мест.
«Мозги» часто материально помогают своим родинам. Эта поддержка может проводиться напрямую — например, в качестве денежных переводов и посылок родным и близким. Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития (International Fund for Agricultural Development) подсчитал, что в 2006 году примерно 150 млн. мигрантов, работающих в индустриально развитых странах, перевели на родину более $300 млрд. Для сравнения, международные доноры, помогающие развивающимся странам, в 2006 году потратили на программы международной помощи $104 млрд., а объем прямых иностранных инвестиций в эти государства составил $167 млрд. По оценкам Всемирного Банка, выходцы из определенных стран мира, занимающие высокие посты в иных государствах, часто помогают открывать у себя на родине филиалы международных компаний.
В ряде случаев «утечка мозгов» поддерживается и государствами, от этой «утечки» страдающими. К примеру, во многих «бедных» государствах властные круги де-факто поощряют «утечку», поскольку благодаря ей из общества вымываются потенциальные политические оппоненты. Некоторые страны имеют специальные программы, которые позволяют им экономить: так, например, Филиппины поощряют отъезд за границу квалифицированных специалистов, сидящих без работы.
Одед Старк (Oded Stark), автор книги «Новая экономика «Утечки Мозгов» (The New Economics of the Brain Drain), обращает внимание и на иные позитивные последствия этого феномена. Так, даже в беднейших странах мира люди, планирующие уехать, вкладывают значительные силы и ресурсы в получение образования или квалификации, необходимых для того, чтобы преуспеть за границей. Это позитивно влияет на всю систему образования страны, то есть способствует повышению образовательного уровня населения. В случае, если уехавших за границу меньше, чем оставшихся, ситуация в стране изменяется к лучшему.
БЕЗРАБОТИЦА «МОЗГОВ»
Национальный Фонд Науки США (National Science Foundation) пришел к выводу, что в Соединенных Штатах уровень безработицы среди ученых и инженеров ныне рекордно низок.
В 2006 году без работы находились примерно 2.5% жителей США, обладавших подобными специальностями. Для сравнения, тогда же без работы были 4.7% американцев. В 2003 году без работы находились 3.2% ученых и инженеров. 2.5% — это самый низкий уровень «научно-инженерной» безработицы с начала 1990-х годов, когда впервые стали проводиться подобные исследования.
За три года (с 2003 по 2006 год) уровень безработицы в наибольшей степени уменьшился для специалистов в сфере сельского хозяйства и пищевой промышленности, физиков, астрономов, специалистов в сфере общественных наук, компьютерщиков и математиков. Безработица, наоборот, выросла среди политологов, экономистов и химиков.
С 2003 по 2006 год число ученых и инженеров в США выросло примерно на 1 млн. (с 21.6 млн. до 22.6 млн.), притом, что население страны составляет примерно 300 млн. человек. Ныне большинство ученых и инженеров заняты в частном бизнесе (69.4% от общего числа), сфере образования (18.8%) и в государственных структурах (11.8%).
УТЕЧКИ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
«Утечка мозгов» имеет давнюю историю. На протяжении многих веков таланты часто отправлялись в иные страны. Причин для этого было очень много — более высокий уровень жизни, религиозная свобода и пр. В ряде случаев переезд «мозгов» приводил к крайне заметным и долговременным последствиям.
Эми Чуа (Amy Chua), автор книги «День империи. Как гипердержавы достигали глобального доминирования» (Day of Empire: How Hyperpowers Rise to Global Dominance), доказывает, что страны, которые на протяжении определенного времени играли колоссальную роль в мире, торжествовали, прежде всего, за счет терпимости, то есть умения использовать в своих целях толерантность, естественно, понимаемую в терминах своего времени. Это позволяло им использовать «утечку мозгов» в своих целях, то есть привлекать наиболее талантливых и предприимчивых иностранцев.
Так, преследования гугенотов во Франции привели к тому, что последние перебрались в соседние Нидерланды, Англию и Швейцарию. Так как во Франции гугеноты специализировались на изготовлении высококачественных тканей, изготовлении шляп и часов, обработке металла и пр., они смогли быстро создать новые отрасли промышленности на своей новой родине. Во Франции же эти сферы производства на полтора столетия пришли в упадок.
В 1492 году Испания организовала «утечку мозгов» по собственной инициативе — она изгнала из страны евреев. Еврейские торговцы и ювелиры примерно полтысячелетия контролировали торговлю алмазами в Европе и на Ближнем Востоке. В результате, бежавшие из Испании евреи создали новые мировые центры этой торговли — в португальском Лиссабоне (туда поставлялись практически все алмазы, импортируемые в Европу) и голландском Антверпене (превратился в крупнейший в мире центр огранки алмазов). После того, как в Португалии была создана инквизиция по испанскому образцу (1540-е годы), в Антверпен переехало большинство лиссабонских алмазных дилеров, благодаря чему этот город на 300 лет стал крупнейшим алмазным центром мира.
В конце 17 века в Лондоне была создана биржа, учредителями которой стали многие финансисты, переселившиеся в Англию из Голландии, Германии и Франции. Причины их переезда были весьма разнообразными — среди них были не только возможности для бизнеса, но и покровительство закона. Иностранные «мозги» также участвовали в создании Банка Англии (среди участников этого процесса были члены знаменитой семьи Ротшильдов). Результатом этого стало превращение Лондона в мировой финансовый центр. Лондон играл главную и неоспоримую роль в системе международных финансов примерно с 1815 по 1914 годы. Аналогичные процессы шли во многих других сферах британской экономики. Иностранные «мозги» позволили создать колоссальную империю — в конце 19 века на британских островах проживало лишь 2% населения планеты, однако британская промышленность составляла 40—45% мировой. «Мозги» для империи поставляли и шотландцы, которые утратили независимое государство. В результате, славу британской науки составили шотландцы — «отец» современной экономики Адам Смит и философ Дэвид Хьюм. Первый паровой двигатель изготовил шотландец Джеймс Уатт, благодаря которому началась индустриальная революция. Еще один шотландец Джеймс Нэсмит в 1839 году изобрел бормашину, давшую начало современной стоматологии.
Попытки остановить миграцию высокообразованных и умелых людей, как правило, не приводили к успехам. Историк Дорон Бен-Атар (Doron Ben-Atar), автор книги «Торговые Секреты» (Trade Secrets), указывает, что подобные эксперименты предпринимались многими державами. Вероятно, наиболее широко известен венецианский эксперимент, когда мастерам, владевшим секретами изготовления знаменитого стекла, запрещалось покидать остров Мурано в венецианской лагуне, а за продажу производственных тайн им грозила смертная казнь.
После образования независимых Соединенных Штатов Америки Британская Империя приняла жесткие законы, призванные не допустить миграцию английских и ирландских ремесленников в Новый Свет. Любой человек, желавший отплыть в Америку, должен был вначале получить справку, что он не является и никогда не являлся специалистом в обработке и изготовлении шерсти, железа, стали, часов и машин. Нарушителям закона грозило тюремное заключение и конфискация собственности.
Германия 19-го века для борьбы с «утечкой мозгов» использовала иной метод — пропаганду. В Пруссии и иных германских государствах власти обязывали газеты публиковать специально подготовленные статьи, в которых описывалась жуткая нищета германских эмигрантов, переехавших в Америку, и иные подробности их беспросветной жизни. Любопытно, что США тогда начали контрпропагандистскую кампанию, лидеры страны призывали иммигрантов писать своим родным и знакомым письма с описанием реального положения дел.
В свою очередь, многие государства пытались привлекать «мозги» и «руки». Подобным образом действовали правители многих империй: от Древнеперсидской — до Османской и Российской. При этом инициатива часто исходила не только от высших властей государств. Активно действовали отдельные провинции, города и коммерсанты, пытавшиеся привлечь к себе лучшие «мозги» и «руки».
Роль «утечки мозгов» в судьбе государства может проиллюстрировать история Цзянь Сюэсэня. Этот ученый считается «отцом» китайской космической программы — Китай стал третьей, после СССР и США, страной мира, которая смогла направить человека в космос. Цзянь Сюэсэнь родился в 1911 году в Китае. В 1936 году он уехал на учебу в США, где изучал аэродинамику в Массачусетском Технологическом Институте (Massachusetts Institute of Technology), а затем в Калифорнийском Технологическом Институте (California Institute of Technology). Во время Второй мировой войны он служил офицером в Армии США, а после окончания войны входил в состав Научного Совета при ВВС США. Уже тогда среди коллег он имел репутацию гения. В 1949 году он предложил концепцию «шаттла» — «космического самолета». Карьера Цзянь Сюэсэня в США была погублена в результате «охоты на ведьм», которую организовал сенатор Джозеф Маккарти, боровшийся с распространением коммунизма. Сюэсэня обвинили в коммунистических симпатиях (он категорически отрицал это) и выслали на родину, лишив гражданства США (в 1955 году). В Китае Цзянь Сюэсэнь фактически с нуля создал ракетно-космическую промышленность. Под его руководством создавались китайские баллистические ракеты, способные нести ядерные боеголовки, и первый китайский спутник. Его работы также стали основой для создания пилотируемого космического корабля. Ныне Пентагон выражает постоянно беспокойство военным усилением Китая — по иронии судьбы важную роль в этом сыграл бывший американский ученый и военный.
Washington ProFile