СТРАХ И МУЖЕСТВО

СТРАХ И МУЖЕСТВО

Аркадий КРАСИЛЬЩИКОВ

Отметим два события, характерные для нынешнего состояния умов на идеологическом фронте. Одно произошло в Англии, другое в Нидерландах.
Цитирую статью Мэтью фон Рора из журнала «Шпигель»:
«Архиепископ Уильямс — представитель англиканской церкви, насчитывающей 80 млн. членов, предложил ввести в Великобритании, хотя бы частично, законы шариата, т.е. исламского права».
Этот седовласый джентльмен не только видный теолог, но и поэт. Увы, он давно страдает не только трусостью, но и левым либерализмом. После событий 11 сентября он заявил, «что у террористов могли быть серьезные этические цели». Он регулярно критикует США и «христианских сионистов».
Событие второе:
«Голландский парламентарий Гирт Вилдерс заявил, что нуждается в дополнительных средствах для выпуска на экраны антиисламского фильма «Фитна», снятого им самим»...
В своем фильме лидер «Партии Свободы» Вилдерс проводит параллели между текстом Корана и содержанием «Майн Кампф», где изложены основные постулаты фашизма. Фильм должен был выйти на экраны на прошлой неделе».
Сегодня этот фильм можно увидеть лишь в Интернете. Сильная, талантливая картина, полная гнева и ярости. Обидно только, что работу эту сделали в Голландии, а не в Израиле.
— Почему ты не любишь евреев? — спрашивает в «Фитне» журналист трехлетнюю девочку.
— Потому что они мерзкие свиньи и обезьяны, — мило улыбнувшись, отвечает ребенок.
— Откуда ты это знаешь?
— Так написано в Коране.
Но ни одного кадра о страшных терактах в Израиле в фильме нет. Понимаю, у нас не принято демонстрировать останки жертв террора на экране. Но снятые общим планом результаты действия террористов вполне можно было бы продемонстрировать.
Израильский документальный, да и игровой кинематограф по-прежнему подозрительно пассивны и проигрывают одну пропагандистскую кампанию за другой. Думаю, что и фильм Вилдерса эта публика начнет активно пинать ногами по принципу: «Не буди лиха, пока тихо». Только можно ли наше существование рядом с бандой людоедов назвать тихим?
Вот и Европа до смерти перепугана поступком голландца и активно открещивается от пафоса его небольшой ленты. Сайт, который осмелился поместить «Фитну», под градом угроз в адрес его сотрудников, убрал фильм из Интерната (правда, вскоре восстановил его показ). Но ведь сама реакция исламистов на фильм Вилдерса доказывает его правоту.
Явление героев и трусов в мировой истории — вещь обычная. И всегда героям было тяжелей, чем соглашателям и трусам. Но все не так просто, как кажется. Проблема не в том, что откровенный юдофоб и глава англиканской церкви готов, по давнему рецепту Невила Чемберлена, задобрить очередное коричневое зло с зеленым оттенком, и не в том, что отважный голландец намерен с этим злом сражаться. Проблема, повторю, в реакции исламистов на происходящее.
Архиепископ Уильямс, естественно, объявлен чуть ли новоявленным слугой Аллаха. Гирт Вилдерс знает, что охота за ним будет немедленно объявлена и он вполне может разделить участь земляка-кинорежиссера Тео Ван Гога. Свой фильм он построил на простом приеме «слова и дела». Сначала выдержка из Корана, затем речи фанатиков ислама, затем их кровавые дела.
Но дело не в том, что содержится в той или иной религиозной доктрине. Потомки Яакова давно знают, как использовалась и используется Тора врагами еврейского народа. Человеческий ум лукав, изворотлив, изобретателен. Любой печатный текст доступен приватному толкованию. Без особых усилий даже великий романа Льва Толстого «Война и мир» можно обвинить в пропаганде ксенофобии и женского бесправия.
Еврейскому народу, во многом в результате насильственной отлучки от государственности, удалось облагородить свою религию на путях гуманизма и, скажем так, демократии. Сам процесс познания, комментарии к Торе, появление иных священных книг и учений, вроде хасидизма и Каббалы, привел к некоему «очищению веры», ее движению к совершенству.
Христианство гораздо моложе иудаизма. Путь «очищения» этой религии начат недавно, но и здесь прогресс очевиден. Миновали времена, когда под знаком креста конкистадоры сдирали живьем кожу с американских индейцев, а по всей Европе горели костры инквизиции.
Трудно себе представить, что за атеизм или критику иудейской или христианской веры оппоненты могут быть приговорены к смертной казни. С исламом, как мы видим, все иначе. Все еще жив, к счастью, и вопреки приговору исламского мира, Салман Рушди, автор «Сатанинских стихов», но убит кинорежиссер Тео Ван Гог, море ярости исламистов обрушилось на Данию, где появились карикатуры на Мухаммеда. Теперь и Гирт Вилдерс вынужден нанимать охрану.
Проще говоря, исламисты намерены утверждать свою веру огнем и мечом в мире, где давно уже проложены пути к диалогу и согласию.
Молодому исламу повезло гораздо меньше, чем другим монотеистическим религиям мира. Сама структура тоталитарной власти в исламских странах, резкое отставание экономики, образования, культуры быта сделали невозможным совершенствование, очищение ислама. Доктрина эта безнадежно отстала от современных требований развивающегося мира, а потому и являет признаки, отмеченные голландским парламентарием.
Дело не в том, что сам по себе ислам плох и опасен. Опасен был иудаизм для туземцев Ханаана, опасно христианство для язычников и тех же евреев Средневековья. Опасна вера, застывшая в догме, не способная к самоочищению, к компромиссу, к учету современных реалий. Опасна вера, основанная на комплексе неполноценности, способная доказать свое право на существование только яростью толп и страхом смерти.
Бесполезно критиковать Коран. Вот его фанатичные последователи и толкователи нуждаются не только в критике, но и бескомпромиссной борьбе с ними. Ислам может быть религией мира и прощения. Он же способен стать дорогой в ненависть, месть и смерть.
Нынешний выбор большей части исламистов к оптимистическим прогнозам привести не может. Ими взято на вооружение худшее, отжившее в исламе. Отсюда и столкновение цивилизаций, отсюда и указанные крайности от жалкой трусости архиепископа до мужественного акта голландского парламентария.

«Секрет» — «Континент»