КРИЗИС — ЭТО МИРОВОЙ ГОЛОД. БОРЬБА С ГОЛОДОМ ТРЕБУЕТ УМЕНЬШЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЯСА

КРИЗИС — ЭТО МИРОВОЙ ГОЛОД. БОРЬБА С ГОЛОДОМ ТРЕБУЕТ УМЕНЬШЕНИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ МЯСА

Джордж МОНБИОТ

Наступает продовольственный кризис. Биологическое топливо — это преступление против человечества, но потреблять мясо — еще хуже.
Экономический кризис — это не беда. Обратите на время внимание на более актуальную угрозу: продовольственный кризис, который уничтожит мир раньше любого финансового кризиса. Вы, возможно, видели первые указания на кризис: цена на рис поднялась на 75% за последние несколько лет, цена на пшеницу — на 120%. Продовольственный кризис уже сейчас наблюдается в 37 странах. Сто миллионов человек, согласно данным Всемирного банка, могут стать еще беднее, чем они есть, из-за повышения цен на продовольствие.
Однако я уверен, что о наиболее интересной статистике вам неизвестно. Мировой урожай зерна в прошлом году составил около 2.1 миллиарда тонн, что почти на 5% меньше, чем в предыдущем году. Кризис, таким образом, начался еще до того, как по сельскому хозяйству «ударило» глобальное потепление. И если голод наблюдается уже сейчас, то что же произойдет, если урожаи продолжат снижаться?
Еды достаточно. Она просто не доходит до потребителя. Из 2.13 миллиарда тонн продовольствия, которые, согласно расчетам, человечество потребит в этом году, но только 1.01 миллиарда тонн, согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, действительно будет использовано для того, чтобы накормить людей.
Крайне соблазнительно написать еще один абзац о биологическом топливе. С некоторых пор все продавцы топлива в Великобритании обязаны смешивать его с этанолом или биодизилем, сделанным из зерновых культур. Всемирный банк указывает, что «зерно, которое уходит на производство достаточного количества этанола для заправки спортивного автомобиля, хватит, чтобы прокормить одного человека в течение года». В этом году биржи по продажам зерна недосчитаются около 53 миллионов тонн, несложно увидеть, как это отразится на проблеме голода. На производство биотоплива уйдет около 100 миллионов тонн, что указывает на то, что его производители напрямую ответственны за этот кризис.
Несколько дней назад Рут Келли, министр транспорта, пообещала, что, «если нам нужно будет изменить нашу политику в свете новых условий, мы это сделаем». Каких же еще свидетельств она ждет? В разгар мирового гуманитарного кризиса нас при помощи закона обязывают использовать пищу в качестве топлива. Это преступление против человечества, в котором принуждают участвовать каждого водителя автомобиля.
Я говорю это на протяжении 4 лет и уже наскучил сам себе. Конечно, мы должны требовать от нашего правительства отбросить все законы, которые позволяют превращать зерно в самую «быструю еду». Однако существует еще одна причина голода во всем мире, на которую меньше всего обращают внимание, поскольку она существует уже давно. В то время как 100 миллионов тонн продовольствия будет в этом году использовано, чтобы «накормить» автомобили, 760 миллионов тонн будет использовано для того, чтобы накормить животных — этого количества зерна хватит, чтобы покрыть дефицит продовольствия во всем мире 14 раз. Если вы не равнодушны к проблеме голода, ешьте меньше мяса.
В то время как потребление мяса растет большими темпами в Азии и Латинской Америке, в Великобритании уровень его потребления практически не изменился с 1974 года. Сейчас он составляет около 1 килограмма мяса на человека в неделю. Это на 40% больше среднего показателя по всему миру, но чуть меньше половины того, что приходится на человека в США. Англия потребляет меньше говядины и больше курятины, чем 30 лет назад. Мясные фермы требуют около 8 килограмм зерна за каждый килограмм мяса, который они производят, для получения же одного килограмма курятины требуется всего 2 килограмма зерна.
В статье в журнале The Land Симон Фэрлай представил данные, дополняющие собранные 30 лет назад и содержащиеся в книге Кеннета Мелланби «Может ли Британия прокормить себя?». Фэрлай пришел к выводу, что вегетарианская диета, основывающаяся на продуктах традиционного сельского хозяйства, потребует только 3 миллиона гектаров пахотных земель (около половины того, чем Британия владеет сегодня). Даже если мы сократим потребление мяса в половину, смешанная фермерская система потребует около 4.4 гектаров пахотных земель и 6.4 миллиона гектаров пастбищ. Вегетарианская Британия может сделать большой вклад в мировой рынок продовольствия.
Однако я не могу защищать диету, которой сам не могу придерживаться. Я пытался это делать в течение 18 месяцев, сильно похудел, моя кожа стала белой как сметана, и я чувствовал, что теряю рассудок. Я знаю несколько вегетарианцев, которые выглядят хорошо, и я ими восхищаюсь. Но после каждого моего выступления меня окружали толпы вегетарианцев и убеждали сделаться вегетарианцем. Я не мог не замечать, что в большинстве случаев их кожа приобретала удивительный жемчужно-серый цвет.
Так какой же уровень потребления мяса будет достаточным? Согласно одному подходу, можно разработать программу, в соответствие с которой будет рассчитано, насколько можно сократить потребление мяса, чтобы прокормить существующее население. ООН предполагает, что население Земли к 2050 году увеличится до 9 миллиардов. Этим людям понадобится около 325 миллионов тонн зерна. Давайте предположим, что такие политики, как Рут Келли способны «приспосабливать политику к новым условиям» и способны прекратить превращать еду в топливо. Давайте притворимся, что сельскохозяйственные улучшения способны сдерживать дефицит производства, вызванные глобальным изменением климата. Мы сможем произвести около 225 миллионов тонн зерна дополнительно. Благодаря этому остается произвести 531 миллион тонн, что говорит нам о том, что необходимо будет снизить потребление мяса и молока на 30%. Это означает около 420 граммов на человека в неделю, или 40% от современного уровня потребления мяса в Британии.
Эти приблизительные подсчеты осложняются рядом факторов. Если мы будем есть меньше мяса, то мы должны потреблять больше растительных белков. Это означает, что мы должны будем часть пастбищ превратить в пашни. Однако многих животных можно держать на подножном корму. По оценкам Симона Фэрлая, если животных держать только на землях, непригодных для культивации и/или они будут получать в пищу только остатки пищи, которую недоупотребляет человек, то при таких условиях в мире можно будет производить от 1/3 до 2/3 мяса и молока от современного уровня. Однако такая система сталкивается с проблемой другого рода. По подсчетам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, фермы по разведению животных ответственны за выброс 18% газов, способствующих парниковому эффекту. Ущерб окружающей среде особенно велик там, где домашний скот пасется свободно. Единственно возможный ответ на вопрос, сколько мяса мы должны употреблять, следующий: мы должны употреблять настолько мало, насколько это возможно. Или, как это практиковалось во многих обществах, по особым случаям.
Как по экологическим, так и по гуманистическим причинам говядина должна исчезнуть. Выкорм свиней и кур связан с меньшим количеством проблем, однако, говоря о них, мы сталкиваемся с еще одним этическим вопросом: условия, в которых обычно содержатся животные, просто ужасны. Я бы хотел, чтобы люди ели больше рыбы, нежели мяса. Например, возьмем в качестве примера тилапию: эту пресноводную рыбу можно выращивать, используя только растительные корма, при этом на получение 1 килограмма рыбы уходит всего 1.6 килограмма корма.
Перечитывая эту статью, я понял, что она в некоторой степени сюрреалистична. В то время как половина населения Земли думает о том, как себя насытить, я размышляю о том, что именно я буду есть. И здесь не играет большой роли даже цена на продукты. Наши магазины наполнены разнообразными товарами, поэтому мы вообще не думаем о глобальном продовольственном кризисе. Очень сложно понять, как такие разные экономики производства и потребления продуктов питания могут сосуществовать на одной планете, пока не осознаешь, что они питают друг друга.

www.guardian.co.uk
Перевод Романа САФРОНОВА, states2008.russ.ru