НОВАТОР В СТАРОМ СТИЛЕ

НОВАТОР В СТАРОМ СТИЛЕ

Чикагский художник Андрей Рабодзеенко старается изменить взгляд на современное искусство.

...Молодой Давид сидит перед головой поверженного им Голиафа. Юноша держит в руке камень, которым он только что поразил великана. Круглая форма камня, отесанного для метания из пращи, наводит Давида на философские, несколько ироничные мысли. Мы наблюдаем его в момент перевоплощения из обычного мальчика-пастуха в будущего царя, ведь шар — это символ царственной власти. Он как бы предвидит свою жизнь в роли предводителя великой нации. На заднем плане, на фоне голых холмов — лев, еще один царский символ. На пастушьем посохе развивается лента с надписью по латыни «Rex est prognatus» — «Царь родился». Картина выполнена в стиле живописи раннего возрождения, с тщательной проработкой деталей, глубокими коричневыми тенями и теплой гаммой света, усиленной золотом неба...

Когда в 1992 году молодой художник Андрей Рабодзеенко приехал в Америку, ощущение свободы творчества опьянило его. Хотелось попробовать что-то новое. И хотя за спиной у него было девять лет художественного образования (сначала — Ташкентское художественное училище, а потом — Ленинградское Высшее Художественно-Промышленное Училище им. В.И. Мухиной), работы Андрея начала девяностых — масляные холсты и рисунки — сделаны в духе искусства художников-примитивистов, с элементами, похожими на знаки наскальных изображений. Ему хотелось, по его словам, «освободиться от того, чему учили, и стать самоучкой, не знающим законов композиции, цветоведения, анатомии — всего того, чем так славилось традиционное советское художественное образование». Андрей очень активно работал и выставлял свои картины на выставках. За эти годы выработалась определенная узнаваемая стилистика его живописи, со своим сложным миром и особыми персонажами. И хотя потом был период увлечения видео инсталляциями, компьютерной графикой и интернетом, живопись, в конце концов, осталась стержнем его творчества…
Вдруг несколько лет назад Андрей Рабодзеенко резко изменил свой стиль. Те, кто знал его раньше, были поражены внезапной переменой. Что же послужило такому решению?
— Я посмотрел на себя и на то, что делается вокруг в области искусства, — говорит художник, — и понял, что играю в игру, честную, но все же — игру. Захотелось чего-то более сложного, ценного, настоящего, вечного и, может быть, трудного...
Размышления о сегодняшнем состоянии современного искусства привели Андрея к определенным выводам о значительном влиянии науки на искусство.
— Наука избаловала современного человека. Он привык получать точные, быстрые, логичные ответы на любые вопросы с помощью современной техники, — продолжает Андрей. — И наука, помогая ему, беспощадно рушит тайны идеалов, всего того, что раньше приводило в трепет. Информация о продуктах питания (до мельчайших подробностей) в виде обязательных списков — теперь на каждой упаковке… В интернете можно найти ответы буквально на все вопросы... Увы, этот «любознательный» подход прочно укоренился и в искусстве, и здесь зритель также ожидает ясного ответа, логичного объяснения всему. Но искусство, по своей природе, не должно быть объяснено. Оно скорее должно задавать вопросы, нежели отвечать на них. Ну разве хотели бы вы читать детектив, в котором с самого начала объявлено — кто, как и зачем? Живопись — это роман, который может читаться поколениями, и тайна должна присутствовать всегда. Как только картина становится понятной, ее можно снимать со стены, она уже не выполняет своей функции. Обыватель этого не понимает и требует логики. Логика, вооруженная последними научными открытиями, делает искусство понятным, логичным и... мертвым. Сейчас можно сказать, что потребитель победил почти окончательно и бесповоротно. Но, по большому счету, — он проиграл...
...В другой картине под названием «Неправильный ветер» Андрей Рабодзеенко рассуждает на тему конфликта человека и времени. «Tempus — Cupio — Facultas» — «Время — Желание — Способность» написано на золотом фоне картины. Это три условия, которые, по мнению художника, никогда не присутствуют одновременно. Ветер в этой картине — символ жизненной энергии. В юности человек полон сил, но он не опытен и не мудр, и поэтому растрачивает силы на пустые развлечения, он — слеп. В преклонном возрасте человек знает, как и на что применить силы, и готов «к плаванию», но нет уже ветра...
— Мои последние картины — небольшие, всего 8 на 10 дюймов. Мне хочется, чтобы человек общался с ними на близком расстоянии, чтобы возникало ощущение драгоценности. Они — для тихого уединенного созерцания.
…Один из последних циклов работ Андрея посвящен духовному восхождению. Манера письма, на первый взгляд, обманывает нас, кажется, что мы видим сцены времен раннего возрождения. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что фигуры одеты в современные шорты и футболки, действия происходят на современных бетонных сооружениях. И есть еще один скрытый слой в этих картинах — слой символов. Все предметы, с которыми вальяжно взаимодействуют молодые герои картин — колесо, якорь, лестница — несут определенный духовный смысл. Лестница, гора — духовное восхождение; якорь — надежда; ветер, парус, мельница — дух... Люди на картинах только поверхностно общаются с этими символами, наверняка не зная их настоящего значения...
— Иногда я смотрю на какую-нибудь рекламу, где показан человек, у которого вместо головы — компьютер… «Разве современный человек должен быть таким?» — говорю я себе. Технологии делают нашу жизнь более удобной, менее опасной. Но они не раскрывают для нас моральные категории. И становимся ли мы лучше, честнее, преданнее вместе с техническим прогрессом? Почему картины древних мастеров так ценны и в наше время? Они — высоки. Вот эта «высокость» делает общение с ними удивительно вдохновляющим, как общение с мудрым учителем…
Помимо живописи Андрей Рабодзеенко также работает в области скульптуры. Одна из его уличных скульптур «Крыло» находится на экспозиции в Skokie North Shore Sculpture Park на улице McCormick Blvd., между улицами Main и Oakton (section II).
— У скульптуры совершенно другая природа, нежели у живописи. Скульптура — это уже физический объект, в реальном пространстве. В связи с этой ее особенностью, скульптура требует большей концентрации идеи. В материале — металле или дереве — я стараюсь донести гуманистические идеи через нахождение точного знака, узнаваемого символа. Я стараюсь, как бы, спрятать, или, напротив, вычленить очертания этого символа в форме так, чтобы он читался почти подсознательно. Я хочу, чтобы это визуально заинтересовало зрителя, и он захотел сделать шаг навстречу пониманию, раскрытию чего-то нового…или, наоборот, чего-то старого, может, даже древнего.
…Крыло на земле рождает противоречие: крылья принадлежат небу, почему это крыло лежит на земле? Плоскости скульптуры, выполненные из нержавеющей стали, отражают небо, как бы подчеркивая его изначальную принадлежность и назначение. Стальная конструкция обратной стороны напоминает леонардовские рисунки или крыло Дедала, и тем самым говорит о вечном человеческом желании стремиться ввысь, летать…
Работы Андрея Рабодзеенко и информацию о выставках можно увидеть на его сайте www.andreir.com.

Семен КАМИНСКИЙ, Чикаго

РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
"Царь родился", 36" х 48", холст, масло
"Неправильный ветер" ("Время, желание, возможность"), 36" х 48", холст, масло