ДЕНЬ ПОБЕДЫ — КАК ОН БЫЛ ОТ НАС ДАЛЕК…

ДЕНЬ ПОБЕДЫ — КАК ОН БЫЛ ОТ НАС ДАЛЕК…

Дмитрий КАРАСЕВ

Инаугурация нового президента, что символично, в значительной части списанная с празднования восшествия на престол российского императора Александра II, и незаметно перешедшая в празднование 63-ей годовщины победы Советского народа над немецко-фашистскими захватчиками, ярко высветила одну, но большую проблему. Как известно, в качестве одного из объяснений причин неудачи восстания декабристов против самодержавия и крепостничества в 1825 году говорилось «Мало их, далеки они от народа». События последних дней наглядно показывают — нынешние российские элиты хоть и не столь небескорыстны, однако также далеки от «масс», а на телеэкранах и в газетах с тоскливой навязчивостью мелькают все те же немногочисленные лица…
Более того, качество подготовки российского «шоубиза» и ведущих телеканалов к Дню Победы показало, что они категорически не способны хоть на неделю бросить «чес» и не опошлить святое. Понятно, что окологосударственные СМИ спешили выполнить социальный (и не только) заказ хоть на какой-то краткий момент объединить раздираемый социальными противоречиями российский этнос славными моментами его истории. Но своими бесталанными невнятными усилиями только превратили все в абсурд и дешевый балаган. Да и как может быть иначе, если об успешности, скажем, сериала сейчас судят по его бюджету, количеству спецэффектов и занятых популярных актеров. А сами современные российские фильмы, превратившиеся из «штучного» в массовый конвейерный продукт, в основной своей массе выигрывают у советских «блокбастеров» по спецэффектам, однако сильно проигрывают по энергетике и эмоциональной насыщенности, которые могли бы их сделать культурными событиями и исторической «нетленкой».
Да и как может быть иначе, если в «рейтинговых» сериалах, телерекламе и различных телепроектах и ток-шоу светятся одни и те же «ударники телеэкрана» с купюросчетчиками вместо глаз. А снятые на манер «Диверсанта» комиксы о войне «Разведчики. Конец войны» с рваной сюжетной линией, основанные на весьма спорных исторических допущениях и начисто лишенные внятно прорисованных образов героев, представляют собой некие лубочные картинки с невнятным моральным посылом, явно не способные донести до выросшей в новые времена молодежи ни величины подвига, ни тяжести бремени, которое выпало на долю советских солдат. Тогда как продолжение под громким названием «Разведчики. Война после войны» уже явно попахивало переписыванием сюжетных ходов то ли с «Ликвидации», то ли с «Место встречи изменить нельзя».
А может проблема в том, что мерила коммерческой и всенародной успешности телепроектов не всегда (или всегда не) совпадают? Тем более удручает, что молодой и агрессивный российский капитализм в значительной степени ориентирован на максимизацию прибыли при минимизации издержек и ответственности перед обществом и собственными работниками. Тогда как все общество прямо или косвенно стимулируется к безумному и безудержному потреблению. Последние полтора десятка лет наплодили целую плеяду экономических «паразитов»-капиталистов, стремящихся получать все больше, ничего не вкладывая в развитие своего бизнеса и в персонал. Именно этим объясняется стремительно растущий разрыв между доходами самой богатой и самой нищей прослойки населения. С другой стороны, если обратиться к Ф.Достоевскому, не будь старушки-процентщицы, может и не было бы Раскольникова…
В этой связи невольно вспоминается старый одесский анекдот про то, как некий профессор каждую неделю ходил на службу в церковь и подавал церковному нищему рубль, а последний раз дал полтинник и в ответ на недоумевающий взгляд в свое оправдание пролепетал: «Понимаете, я женился, и мои расходы возросли». На что убогий весьма здраво ответствовал: «Я понимаю ваши семейные обстоятельства, но почему из-за них я должен лишаться верных 50 копеек еженедельного дохода?».
С другой стороны, внедрение капиталистических принципов в общественное сознание привело к деформации общественной морали. Сегодня (коммерчески) успешному человеку дозволено гораздо больше, чем если бы он был «тварь дрожащая». В этом смысле хождение «по девочкам» в Куршевеле или, образно говоря, появление на улице без штанов будет восприниматься скорее как снятие стресса и чудачество гения, а не как оскорбление общественной морали.
Также очевидно, что все сферы влияния и финансовые потоки в стране уже распределены и элиты ничего не хотели бы менять. Поэтому в ряде предвыборных прогнозов о будущем правлении Дмитрия Медведева писалось, что власть (и деньги) предержащие видят в нем нового Брежнева, человека который в течение своего срока правления сохранял бы status quo. Недаром утихли былые разговоры об инновационном пути развития страны. Напротив, в ряде публикаций некие «эксперты» и «экономисты» пытаются доказать, что в XXI веке страна только за счет сырьевых ресурсов и может процветать.
С этой точки зрения пытливому читателю будет небезынтересно прочитать цитату Джерри Хау, профессора политологии Университета Дьюка, опубликованную агентством Washington ProFile (см. стр.2): «Я не думаю, что то, что случилось в России, это наследие коммунизма. Реальным коммунистическим наследием было бы авторитарное государство, уделяющее особое внимание экономическому росту и инвестициям. Китай проводит политику, унаследованную от коммунизма… А в России мы видим результаты применения логики неоклассической экономической модели. Неоклассическое определение личной рациональности гласит, что люди должны воровать, а правительство должно контролировать этот процесс». Как говорится, no comment…
Однако нет худа без добра. Совесть хоть и внеэкономическая категория, однако у ряда представителей бизнеса имеет место быть. Так, на круглом столе в Общественной палате с участием предпринимательских кругов после обсуждения проблем бизнеса в чьей-то буйной голове возникла идея о введении для беднейших слоев населения талонов на питание. Впрочем, сам термин «талон» большинству присутствующих тоже не понравился, в связи с чем возникло альтернативное предложение — использовать американский опыт. А именно дебетовые карточки, на которые бы ежемесячно переводились деньги, предназначенные только на покупку товаров первой необходимости. Однако эта идея, в свою очередь, не понравилась чиновникам. Ведь наш человек всегда найдет способ потратить этот «хлеб» на хлеб жидкий (водку) либо (упаси господь!) купит на них товары «не первой необходимости».
Вместе с тем члены ОП неодобрительно отнеслись к новым жестким поправкам к закону о СМИ, одобренных Госдумой в первом чтении. Согласно им, если раньше СМИ запрещалось транслировать сообщения экстремистского содержания, оправдывать терроризм и пропагандировать порнографию, то сейчас под запрет может также попасть «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица и подрывающие его репутацию». При этом если раньше злонамеренность СМИ надо было доказывать через суд, то теперь будет достаточно заключения Россвязьохранкультуры. По заключению члена ОП юриста Павла Астахова, данный документ не только вопиюще противоречит принципу презумпции невиновности, но и «представляет собой попытку неоправданного ограничения конституционного права граждан на свободу массовой информации и свободу выражения мнений…». Иными словами, появится новый инструмент, с помощью которого государство сможет закрыть любое издание, телеканал или радиостанцию.
Также есть подозрение, что являющийся предметом гордости финансового блока правительства рекордный экономический рост может в значительной степени быть обусловлен ростом потребления. Высокая инфляция не позволяет значительной части населения не то что получить реальный доход, но и просто сохранить свои сбережения. Это косвенно подтверждается статистикой Центробанка. Так, с мая 2007 года по апрель 2008 года из-за инфляции вклады в рублях потеряли 5,12%, в евро — 2,6%, а в долларах США — аж 14,2%. Как после этого хранить деньги в сберегательных банках? Не лучше бы их просто «проесть»? Недаром желающих сберегать свои средства в стране становится все меньше — в начале 2008 года темпы привлечения денежных средств на депозиты снизились по сравнению с предыдущим периодом почти вдвое.
Вместе с тем, радует, что с целью информирования западной публики с реалиями современной российской жизни «Знакомство с мировым бизнесом» на выставку в Торонто вывезли пиво «Балтика», водку «Юрий Долгорукий» и часы «Союз». Может теперь устаревшие стереотипные представления о России (лапти, водка, балалайка) переменятся?