ТУРКМЕНИСТАН: НОВАЯ ГАЗОВАЯ ПОЛИТИКА
Рамис ЮНУСОВ
Довольно интересная ситуация складывается на газовом рынке на постсоветском пространстве после смены власти в Туркменистане. Новое руководство этой среднеазиатской страны во главе с ее новым президентом Бердымухаммедовым стала проводить довольно грамотную политику в этой области, что, безусловно, повлияет на многие экономические процессы этого региона.
Напомним, что с начала нового 2008 года Россия согласилась на увеличение цены туркменского газа и начала оплачивать импорт по 130 долларов за тысячу кубометров. С начала второго полугодия эта цена увеличится до 150 долларов США. Кроме того, Россия согласилась приобретать туркменский и казахстанский газ, начиная с 2009 года, по европейским ценам. Данное решение России стоит воспринимать в первую очередь как гарантию обеспечения потока туркменского газа в российском направлении.
Стоит отметить, что, начиная с этого года, производство природного газа внутри России стало падать и для обеспечения внутреннего рынка, а также договоренностей с западными партнерами РФ нуждается в стабильном потоке природного газа из стран Центральной Азии. Первый шаг для обеспечения импорта из этих стран был сделан еще в 2007 году, когда между Россией, Казахстаном и Туркменистаном был подписан договор о строительстве Прикаспийского трубопровода.
Многие эксперты полагают, что Россия наряду с обеспечением поступления газа из этих стран также препятствует возможному строительству газопровода Набукко. Это европейский проект планируется как альтернатива транспортной инфраструктуре, проходящей по российской территории. В данном случае при покупке Россией 50 миллиардов кубометров газа в год может возникнуть ситуация, при которой Туркменистану просто нечего будет транспортировать в западном направлении. Кроме того, цены, предложенные Россией для приобретения этого газа, могут превратить Набукко в нерентабельный проект.
Несмотря на предположения о том, что России удастся полностью регулировать поток природного газа из Туркменистана путем претворения в жизнь мероприятий, Туркменистан не отказывается от желания диверсифицировать направление экспорта природного газа на мировые рынки. Помимо существующих ныне трубопроводов в Россию и Иран, Туркменистан планирует строительство трубопровода по направлению в Китай и уже подписал договор с этой страной о поставках до 30 миллиардов кубометров газа в эту страну сроком на 25 лет.
Рассматривается также возможность строительства трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, и уже подписана договоренность о начале работ между этими странами. Кроме того, одним из основных альтернатив считается строительство Транскаспийского трубопровода, который рассматривается как составная часть трубопровода Набукко. В ходе недавнего визита в Туркменистан комиссара Европейского союза Бениты Ферерро-Вальднер была достигнута договоренность того, что эта страна готова экспортировать до 10 миллиардов кубометров природного газа в год.
Как видно, для обеспечения всех направлений газом необходимо увеличение производства природного газа в Туркменистане. В настоящее время эта страна производит 60 миллиардов кубометров газа в год, из них 10 миллиардов для внутреннего потребления, еще 50 миллиардов уходит на экспорт. В данном случае нынешний экспорт может хватить лишь на то, чтобы покрыть экспортные договоренности с Россией. Газа для других рынков просто не производится. В данном случае необходимо привлечение иностранного капитала и технологий для увеличения производства газа, поскольку Туркменистан просто не в состоянии самостоятельно производить наращивание добычи.
Однако для привлечения иностранного капитала в страну необходимо предпринять ряд шагов по оздоровлению предпринимательского климата в стране. В частности, необходимо произведение международного аудита залежей природного газа в Туркменистане. До сегодняшнего дня оценка залежей производилась лишь согласно официальным данным туркменского правительства. Нынешний прагматичный лидер Туркменистана Бердымухаммедов пригласил иностранные аудиторские компании для определения и анализа точных объемов на некоторых месторождениях природного газа. Данное решение Бердымухаммедова можно оценить как желание этой страны открыть свои границы иностранному капиталу, а следовательно, и увеличить производство.
Подтверждает данный шаг и волевое решение правительства Туркменистана об увеличении внутренних цен на энергоносители. До этого цена на бензин в Туркменистане была одна из самых дешевых в мире, и при таких обстоятельствах вряд ли какой-нибудь западный инвестор согласился бы вложить инвестиции в этот проект.
Также привлекают внимание попытки либерализации валютного рынка в Туркменистане. В этой стране существует два различных валютных курса, и уже сделаны первые шаги по сокращению разницы между ними. Работа в данном направлении будет продолжаться. Кроме того, началась работа над подготовкой новой Конституции страны. И хотя предыдущая Конституция была принята в 2006 году, ее уже посчитали «устаревшей».
17 апреля в Лондоне прошла конференция «Нефть и газ Туркменистана — 2008». В ней приняли участие такие компании, как BP, Chevron Corporation, Exxon Mobil, Marathon Oil Corporation, Total, Conoco Phillips, Worley Parsons и другие. На конференции официальные представители правительства Туркменистана ознакомили собравшихся с перспективами развития нефтегазового сектора в стране, а также инвестиционными условиями. Так, было заявлено, что в Туркменистане как на суше, так и на море, выявлено более тысячи перспективных на нефть и газ структур, открыто свыше 150 месторождений и только 50 из них находятся в разработке. В соответствии с намеченными планами уже к 2030 году предусматривается довести добычу нефти до 110 миллионов тонн и природного газа до 250 миллиардов кубических метров. От реальности реализации данных планов будет также зависеть и возможность диверсификации экспорта туркменского газа.
Возникает интересная ситуация: решение России об увеличении цены на покупку туркменского газа с целью понизить конкурентоспособность, а следовательно, и возможность реализации проекта Набукко, может возыметь обратную реакцию. Ведь возможность получить более высокий доход от продажи природного газа может подтолкнуть Туркменистан на активный поиск партнеров для увеличения добычи газа, что в свою очередь приведет к необходимости диверсификации зкспортных путей. Так что попытка России путем увеличения цен на туркменский газ препятствовать строительству Набукко может оказать обратный эффект. Стоит отметить, что одним из условий, выдвинутых Туркменистаном при подписании договора о строительстве трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия, является то, что цена газа будет не ниже 300 долларов за тысячу кубометров. Данная сумма может служить сигналом как для России, так и для других потенциальных покупателей, которые намерены приобретать газ по альтернативным трубопроводам.
Сегодня с уверенностью можно сказать лишь одно: после смены правительства в Туркменистане газовая политика в этой стране приобрела второе дыхание, и Туркменистан будет стараться извлечь максимум выгоды от экспорта столь стратегического для него сырья.