ЗОЛОТОЙ БАНАН
Георг МОРДЕЛЬ
Франклин Делано Рузвельт (1882-1945) — единственный президент США, который был (в сентябре 1944-го) избран на четвертый срок. Уинстон Черчилль сказал по этому поводу: «На корабле, плывущем в бушующем океане, не меняют капитана».
Президент Джордж Уокер Буш выполняет ту же роль сейчас, когда его страна и все парламентские демократии мира ведут войну против исламского терроризма, в том числе в Ираке и Афганистане. Конституция не позволяет Бушу баллотироваться в третий раз. В Америке с дней Джонсона принято называть президента, срок полномочий которого истекает в скором времени, «хромающей уткой». Израильские так называемые «передовые круги» бурно радовались, когда нынешний президент Америки ввел войска в Ирак и сверг Саддама Хусейна. Никто, кроме России, не знал достоверно, располагает ли Ирак ядерным оружием (и не передал ли его Саддам на хранение Сирии). Но и без ядерного оружия Ирак был одним из врагов Израиля и союзником Ирана и Сирии в составе «Восточной антиизраильской оси».
Израильские «рыцари прогресса» быстро забыли о своих восторгах по случаю свержения режима Саддама и принялись с упоением подсчитывать, скольких американцев убили иракские шииты и сунниты, а позднее с радостью цитировали демагогические речи миссис Пелоси против Буша, а теперь молятся со свечами на портреты Хиллари Клинтон.
Император Австро-Венгрии Фердинанд Первый сказал на Венской мирной конференции 1815 года своему министру иностранных дел князю Меттерниху: «Большая политика — это шахматная игра». Князь ответил: «Позволю себе возразить вашему величеству. Большая политика — это большое свинство».
Президент Буш-младший оказался таким же откровенным союзником Израиля в битве против исламистов и западных борцов за счастье палестинского народа, как президент Рейган, но нет, нашим левым нужна победа демократов в Америке, притом что демократ Картер — автор идеи создания Палестинского государства в качестве спасательного круга для Израиля. Тем, кто забыл, как это было, советую прочитать статью Джимми Картера в каирской Daily News или пролистать израильские газеты с репортажами о визите Хиллари Клинтон в Газу к Арафату. Он поговорил с ней полчаса и перепоручил гостью своей жене. Суха Арафат осыпала миссис Клинтон обвинениями в пособничестве евреям в истреблении палестинского народа, позвала к столику девочку, которая поклялась, что сионисты отравили ее семью какими-то изотопами, а мать — изнасиловали. Хиллари не осадила госпожу Арафат. Не прервала визит, а как ни в чем не бывало улыбалась и делала «большую политику». А потом вернулась в Иерусалим и произнесла еще одну речь о великой дружбе Америки с Израилем.
Комментатор австрийской газеты Kurier написал тогда, что вспомнил слова князя Меттерниха о великом свинстве.
* * *
Мексиканская газета El Universal ежедневно комментирует ход предвыборной битвы в США. На днях ее обозреватель передал из Вашингтона: «Среди белых голоса разделились в пользу госпожи Клинтон и господина Обамы почти поровну. По нашим сведениям, 40-45% белых избирателей не забыли Клинтонам их земельные аферы в Арканзасе и скандал с Моникой Левински и уверены, что при Хиллари управлять Америкой на деле будет ее лживый супруг, поклявшийся на Библии: «У меня ничего не было с Моникой».
«Белые также опасаются связей Обамы с исламом и цветными в ущерб правам белых, создавших Соединенные Штаты. Наши подсчеты показывают, что победа сенатора Маккейна устроила бы большинство белых и иммигрантов из Латинской Америки, но левая интеллигенция, была бы ее воля, отдала бы голоса за Клинтонов, даже за Обаму, только бы не за республиканцев. Дело не в иракской войне и бесплодной трате сил в погоне за бин Ладеном, а в идеологии, общей для всех «прогрессивных кругов интеллигенции Запада», — писал обозреватель.
Опросы показывают: 70% евреев США предпочитают победу демократов. А наши, израильские, «прогрессисты» разве могут желать победы Маккейну?
* * *
Ракета «град», поразившая торговый центр в Ашкелоне, либо скопирована иранцами с советской, либо продана иранцам уже при Путине. Об этом за рубежом мало кто писал и еще меньше вещал в эфире. Те, кого мы величаем «мировой общественностью», заняты перелопачиванием подробностей четырех проблем: землетрясения в китайской провинции Сычуань; циклона, обрушившегося на республику Мьянма; экономической конференции в Шарм аш-Шейхе и совещания в Дохе, столице эмирата Катар, где генсек Лиги арабских государств пытается убедить ливанцев не развязывать пятую гражданскую войну.
Война ХАМАСа и прочих террористических сил против Израиля «ушла в петит», то есть набирается мелким шрифтом на малочитаемых страницах.
У нас, напротив, несчастья на далеких меридианах занимают публику меньше, чем битва между адвокатами Ольмерта и прокуратурой. Адвокаты пытаются выиграть время. Прокуратура хочет как можно раньше заслушать показания г-на Таланского. Он — гражданин США, может помахать ручкой нам всем и увезти в Америку сведения, как и для чего он собирал миллионные пожертвования на пользу Израиля, якобы не подозревая, что они окажутся в руках Ольмерта.
Мы с вами можем только гадать, получал ли наш нынешний глава правительства деньги от Таланского.
Некая дама с погонами полковника полиции в свое время обвинила Нетаниягу в том, что он, возглавляя правительство, обворовал свою канцелярию и утащил домой золотой банан. В конечном счете выяснилось, что пресловутый фрукт, запись о котором полковница нашла в блокноте Сары Нетаниягу, был таки бананом, но — обжаренным в масле, от чего приобретал золотистый оттенок. И что у поваров этот десерт называется «Золотой банан».
* * *
Молодой журналист, выступавший на прошлой неделе на Десятом телеканале, изложил свою точку зрения на войну прокуратуры и Ольмерта. «Все просто, как дважды два. Ольмерт назначил министром юстиции профессора Фридмана. Председатель Верховного суда госпожа Бейниш хотела, чтобы министром правосудия был назначен другой человек. Все главы правительств, которые не устраивали почему-либо Верховных судей, проходили через чистилище допросов. То же — министры юстиции, пытавшиеся внести рационализаторские предложения в работу Верховного суда и института прокуратуры. Все, кроме Йосефа (Томи) Лапида, так как он ни разу не рассердил верховных судей и генеральных прокуроров».
* * *
Израиль до сих пор обходится без конституции. При существующем раскладе сил принять ее невозможно. В конституции должно быть четко указано, кого в еврейском государстве следует считать евреем. С теми, кого родила еврейка, проблем нет. А как быть с теми, кого породил отец-еврей? И с теми, кто хочет перейти в евреи и должен пройти обряд гиюра? Ортодоксы признают только гиюр по Галахе в их толковании. Но в США, Канаде, Европе ортодоксы, в отличие от Израиля, составляют не большинство, а меньшинство среди сынов и дочерей Иакова.
Что записать в конституции? Покойный седьмой президент Израиля Эзер Вайцман, человек острый на язык, создал ряд афоризмов. В разгар полемики, кого считать евреем, он предложил: «Давайте спросим у антисемитов. Они распознают евреев сразу и без промахов».
У Эзера Вайцмана были свои проблемы с Верховным судом. Особенно его сердило вмешательство Верховного суда в решения кнессета. «Судьи нам постоянно говорят: «Высшая власть в государстве — кнессет. Его избирает весь народ». А кто избирает судей? Комиссия, которую утверждает кнессет. А как утвердил, так его власть над судьями кончается. Кнессет можно распустить. А было ли хоть один раз, чтобы кнессет уволил Верховных судей?»
В апрельском выпуске американского журнала The New Republic была напечатана статья, автор которой обращался с вопросом к руководству демократической партии США: где они были, когда президент Буш объявил войну Саддаму Хусейну и послал солдат в Ирак. «Лидеры демократов были там же, где находятся сегодня! — сам отвечал автор статьи. — В своих креслах в Конгрессе. Конституция позволяет президенту объявлять войну любому врагу, но без согласия Конгресса он шагу не ступит. Так что ответственность за наши неудачи в Ираке несут в равной мере обе партии и обе палаты Конгресса!»
У нас, как сказано, нет конституции, но действует свод Основных законов и устав кнессета. Если действовать только согласно писаным законам, вторжение в Ливан летом 2006-го было авантюрой. Глава правительства воскликнул: «Хватит!» — и приказал армии начать военные действия против «Хизбаллы».
Обозреватель телевизионной корпорации RTL Петер Клёпель изучил отчет комиссии Винограда и сказал: «Все политические партии израильского парламента, за вычетом арабских и считанных делегатов левых партий, одобрили решение господина Ольмерта и не спросили его, готова ли армия с места в карьер к вторжению на территорию, где прочно закрепился опытный враг. Начальник генштаба очевидно объяснил главе правительства, что после шести лет отсутствия подготовки к такому броску, спонтанно можно задействовать только авиацию. После того как война закончилась без достижения главных целей, левые и правые задним числом пытались снять с себя вину за такой финал боев. Изменить его, однако, уже было невозможным».
Перечитывая сказанное Клёпелем, спрашиваешь, обладает ли кнессет сведениями, которые позволили бы ему здраво судить, можно ли доверять господам Ольмерту, Бараку и их сторонникам ведение переговоров о прекращении огня на южной границе Израиля — или от главы правительства и его министра обороны следует немедленно потребовать ввода армии в сектор Газа с приказом истребить ХАМАС. Но кнессет занят риторическими перебранками по разным жгучим проблемам, в том числе «войной против нищеты» (как это явление называют СМИ, министры и общественность) и философскими рассуждениями о том, имеет ли Ольмерт моральное право оставаться на посту до окончания расследования, брал ли он взятки у кого-либо из-за океана и не затеял ли он и его соратники прием президента Буша и переговоры с ХАМАСом и ФАТХом как отвлекающий маневр для замазывания «взяток и даток».
Ведущие комментаторы израильской и зарубежной прессы предлагали публике решить дилемму, кто кого спасал посредством визита к нам президента Буша: он — Ольмерта или Ольмерт — его.
Арабские участники конференции в Шарм аш-Шейхе публично заявили, что речи Буша в Иерусалиме нанесли тяжелый удар по их чаяниям, на что высокий гость не ответил по сути, а повторил ударный заголовок: «Мира между палестинцами и Израилем можно достичь еще до конца текущего года».
Завершу статью цитатой из обозрения в испанской газете El Mundo: «Поведение и речи египетского президента, саудовского и иорданского королей и президента Палестинской автономии могут служить чем угодно, кроме доказательств о близости разрешения арабо-израильского конфликта».
«Новости недели»