НА ОБЕД К БУШУ
Виктория МАРТЫНОВА
На экране моего компьютера высветился крохотный желтый конверт: поступило новое сообщение: «Приглашаем Вас принять участие в праздничном обеде в честь 60-летия Израиля, в котором примет участие президент Соединенных Штатов Америки господин Джордж Буш. Церемония состоится в рамках президентской конференции, которая проходит во Дворце конгрессов в Иерусалиме».
Идея пообедать вместе с американским президентом Бушем и очутиться хоть на несколько часов в толпе самых знаменитых людей планеты вдохновляла. Посмотреть, послушать, понаблюдать... Даже на самых престижных международных форумах нечасто собирается такая компания. Тут тебе и президент США Джордж Буш, и госсекретарь Кондолиза Райс, и британский экс-премьер, ныне спецпосланник ближневосточного «квартета» Тони Блэр, и бывший американский госсек Генри Киссинджер, и первый, он же последний президент СССР Михаил Горбачев, редчайший случай — бывший и действующий президенты Украины Леонид Кучма и Виктор Ющенко, самый богатый еврей Америки Шелдон Адельсон, президент Латвии Валдис Затлерс, еще многие и многие президенты, министры, послы!.. Словом, я отложила все свои неотложные, проверила диктофон и фотоаппарат и помчалась в столицу.
ДЕЛО ПРИВЫЧНОЕ!
Вопреки ожиданиям и предупреждениям коллег, все дороги оказались открытыми и свободными, а полицейские, стоявшие в Иерусалиме через каждые несколько метров (по официальным сведениям, всего их в тот день было задействовано около 14 тысяч), своим спокойным видом как бы говорили: «Буш для нас, израильтян, — дело привычное. Порядок соблюдать умеем!»
Но, как оказалось, к праздничному обеду готовились не только израильтяне. За час до начала церемонии боевики из сектора Газы выпустили по Ашкелону ракету «град». Когда мы входили в здание, где все было готово к торжественному обеду, там еще звучали романтические мелодии 60-х годов, но лица участников обеда, услышавших сообщение о том, что происходит в Ашкелоне, мгновенно изменились. Даже пробежал шепоток, а не отменят ли праздничное мероприятие.
Кое-какие организационные перемены были осуществлены немедленно. Уже внутри здания проход для работников СМИ к залу «Усишкин», где должно было состояться торжественное заседание, неожиданно прекратили. Перед толпой журналистов, рвавшихся в зал, поставили металлические заграждения. «Таково распоряжение американских служб безопасности, — отвечали суровые девушки-полицейские. — Да, после ракетной атаки на Ашкелон. Пока распоряжение не отменено, либо идите смотреть телетрансляцию выступлений американских гостей, либо ждите, пока отменят запрет».
Я вместе с группой корреспондентов CNN осталась дожидаться отмены запрета.
Вскоре поступило сообщение о том, что «наверху» принято решение провести праздник, посвященный 60-летию сотрудничества между Израилем и Соединенными Штатами Америки, в полном объеме. Металлические барьеры отодвинули, журналистов пропустили. Благополучно миновав металлоискатели, мы рванули наверх.
GOD BLESS AMERICA, GOD BLESS ISRAEL!
На огромной сцене, залитой нежно-голубым светом, израильские и американские дети пели известные песни. Звучала и битловская «Let it be» — на иврите и английском. При появлении на сцене высоких гостей публика вставала и бурно аплодировала. Собственно, она почти все время стояла, приветствуя высокопоставленных американцев — президента США Джорджа Буша и его супругу Лору Буш, бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, самого богатого еврея планеты миллиардера Шелдона Адельсона, медиамагната Руперта Мердока и так далее... Эти бурные аплодисменты, эти счастливые лица резко контрастировали с тем, что я какой-нибудь час назад видела на улицах Иерусалима, и я невольно задумалась: надо же, как ликует приезжий люд! Даже такое трагическое событие, как обстрел Ашкелона не омрачает радости гостей конференции
На сцену, опираясь на трость и руку своей жены Мириам, поднялся Шелдон Адельсон, основатель и владелец компании Las Vegas Sands. «Мой отец бежал в Америку из Литвы, спасаясь от погромов, — сказал он. — Ступив на американскую землю, он произнес благодарственную молитву. «Слава Б-гу, — говорил он, — на свете есть хоть одно государство, где к евреям относятся как к равным». Если бы он дожил до наших дней, он был бы особенно счастлив от того что… существует Израиль, еврейский уголок на белом свете. Мы, Адельсоны, гордимся тем, что Америка сделала для Израиля. Мы счастливы оттого, что Израиль в свои шестьдесят лет — сильная, процветающая страна, а Джордж Буш — самый произраильски настроенный президент США за все годы существования Израиля»…
После него на сцену поднялся президент Буш. «То, что Израиль сегодня атакуют соседи, ничуть не умаляет его праздника, — уверенно заявил президент. — Вы сумели построить настоящую демократию в том краю, где она всегда была чуждой. Это великое достижение!.. Настанет день, когда каждый ребенок на Ближнем Востоке будет жить в мире! И когда придет этот день, Америка тоже будет вместе с Израилем! Б-г благословит Америку и Б-г благословит Израиль!» Когда это произойдет, президент не сообщил.
Джордж Буш размышляет в эти дни и о собственном будущем: до конца его каденции остаются считанные месяцы. «Спасибо вам, господин Перес, за то, что вы заранее включили меня в клуб бывших президентов», — сказал он несколько иронично, обращаясь к хозяину встречи.
И ПЕРЕС ТАКОЙ МОЛОДОЙ!
Отношение русскоязычной общины к Шимону Пересу менялось в течение всех лет нашего пребывания в Израиле, но чаще всего оно было негативным. «Приехал миллион «русских» и выбросил меня из премьерского кресла», — посетовал Перес, обращаясь к Михаилу Горбачеву.
Когда Ариэль Шарон не позволил Пересу, уже тогда находившемуся в преклонном возрасте, стать президентом, одна из русскоязычных газет написала: «Это последнее и самое обидное поражение Переса!» Никто и не думал, что он еще сумеет показать всем, кто хозяин в доме. Прибытие множества высокопоставленных гостей со всего мира — 13 глав государств и правительств, 14 бывших руководителей государств — однозначно продемонстрировало, с кем считается мир. Конференция, организованная по инициативе премьер-министра Израиля, и приблизиться не могла к тому количеству выдающихся персон, которые съехались в Израиль по призыву президента Израиля. Кто хочет, пусть сравнит репортажи и о той, и о другой — их без проблем можно отыскать в интернете.
«Мой друг Шимон Перес! — так начал свою приветственную речь премьер-министр Эхуд Ольмерт с трибуны конференции. — Мы ценим ваши усилия!» Наблюдающие сверху, с трибуны, видели, что легкая тень пробежала при этих словах по лицу президента, но он смахнул ее, как муху. «Спасибо, господин Перес! — сказала министр иностранных дел Ципи Ливни. — В эти дни исключительно благодаря вам у меня было очень много работы, но я счастлива, что получила такую уникальную возможность поучаствовать в дискуссии о будущем Израиля вместе с самыми авторитетными людьми планеты и еще раз объяснить им, что имидж Израиля в мире все еще не совсем верен. Широко бытующее в Старом и Новом Свете сравнение «Давид и Голиаф» в отношении Израиля и палестинцев давно уже устарело. Если бы палестинцы на самом деле хотели достичь мира, они отказались бы от слова «накба»…
Наш президент в эти дни вновь обрел сильный голос. Он говорил о недопустимости атак, подобных атаке на Ашкелон. Не дожидаясь реформы власти и установления президентского правления, о необходимости которой говорили все кому не лень, он давно приступил к практической реализации идеи, и весьма солидная часть прогрессивного человечества, кажется, готова ему в этом помочь.
Сегодня Перес предлагает новый поворот во взаимоотношениях с палестинцами. «Мы пробовали и силовые возможности, и дипломатический путь. Ни тот, ни другой не привели к успеху. Сейчас мы пробуем путь экономического сотрудничества, не отказываясь от необходимости отстаивать интересы безопасности», — говорит он.
В тот день высокопоставленные гости Шимона Переса, по-разному относящиеся к нашей стране, получили возможность на себе прочувствовать все прелести израильской действительности и каково это, когда посреди романтического празднования выясняется, что в каких-то полутора часах езды, в мирном городе на мирных людей, пришедших в обычный торговый центр, падают снаряды...
КАК ДЕЛА, МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ?
Первого и последнего президента СССР по-прежнему любят в Израиле. Многие из нас мечтают пожать руку Горбачеву. Поэтому как только он появился в банкетном зале во время фуршета, к нему тут же выстроилась очередь русскоязычных журналистов. Михаил Сергеевич, несколько изменившийся внешне, но все еще энергичный и полный сил, с удовольствием отвечал на наши вопросы.
— Вы неоднократно приезжали в Израиль. Как вы оцениваете нынешнее состояние взаимоотношений между Израилем и Россией? Стали ли наши страны лучше понимать друг друга?
— Я всегда с удовольствием приезжаю в вашу прекрасную страну. Несколько раз я был в Израиле по приглашению Шимона Переса. Каждый раз меня здесь ждут удивительные встречи. Однажды даже довелось побывать в школе «Шевах Мофет», где почти все учителя и очень многие ученики говорят по-русски. Я считаю, что прибытие в Израиль такого большого числа репатриантов из СССР, начало которому положила перестройка, самым положительным образом сказалось на Израиле. Насколько мне известно, наши люди внесли большой вклад в развитие экономики, культуры Израиля. Я думаю, что граждане России, которые привыкают жить в условиях демократии, проявляют все больший интерес к Израилю. Это не может не сказаться на развитии наших взаимоотношений. Я желаю всем бывшим соотечественникам успешного вживания в израильскую действительность.
Горбачева вновь и вновь спрашивали о Путине. Из его ответов стало ясно: Путин, возрождающий национальную гордость великороссов, в принципе прав. Горбачев слегка обижается на Запад, который не понимает, как важно, чтобы Россия была сильной и крепко стояла на ногах. Свою поездку в Израиль он воспринял как возможность сказать современным западным лидером свое веское слово в пользу России.
ПРЕЗИДЕНТСКОЕ МЕНЮ
Не простое это занятие — кормить президентов и премьеров. И хотя Израиль, по мнению очень многих иностранных гостей, — страна хлебосольная, и почти нигде не бывает таких щедрых столов, как у нас, на сей раз организаторам конференции пришлось проявить особую изобретательность. После долгих дискуссий был выбран гастрономический стиль «от кутюр»: гостям предложили роскошный фуршет. Каждое новое блюдо подавалось на крохотных прозрачных розеточках: чайная ложечка салата, увенчанного тонким, прозрачным ломтиком слабосоленой лососины, кружочек запеченного мяса и огромное количество птифуров размером с полушекелевую монетку. Кажется, когда-то этот стиль придумали для английских церемоний «файв о`клок», но Израиль быстро перенимает эффектные новинки, и вот теперь то же и у нас. Этого стиля организаторы придерживались и во время коктейлей, которые проходили между пленарными заседаниями.
СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Уж не из нашей ли русскоязычной среды вышла фраза, ставшая чуть ли не крылатой: «Противостояние израильтян и палестинцев есть не что иное как столкновение разных цивилизаций»? Помнится, появившаяся в начале второй интифады, она была вынесена на трибуны русскоговорящими политиками и... начисто отвергнута Западом. «То, что происходит у вас, отличается от того что происходит в США и Европе, — разъясняли западные политологи. — Израиль просто расплачивается за долгую оккупацию палестинских земель».
Сегодня многие из наших тогдашних оппонентов относятся к проблеме иначе. Оказалось, что уход с оккупированных земель вовсе не гарантирует улучшения ситуации, порой совсем даже наоборот... На дискуссию «Столкновение цивилизаций» я пришла вслед за бывшим послом США в Израиле, ныне известным экспертом по проблемам Ближнего Востока Мартином Индиком. Он периодически делал для себя пометки в блокноте. «Здесь, на этом семинаре, высказано много любопытных мыслей, — сказал он нам, — и я должен их переосмыслить».
Я обратилась к одному из ведущих дискуссии Доменику Мойси, основателю Французского института международных отношений:
— Не считаете ли вы, что Израиль попал в ловушку мирного процесса? Ведь каждый последующий шаг только ухудшает положение в области безопасности.
— До определенной степени это так, — сказал Доменик. — Израиль вынужден защищаться, но каждый новый его удар увеличивает количество потенциальных врагов, особенно среди молодежи, и следующее поколение палестинцев действительно будет вести себя еще более жестоко по отношению к Израилю, чем нынешнее. Поэтому важнее всего стабилизировать обстановку, чтобы успокоить народ...
В КАНАДЕ НАС ПОНИМАЮТ!
Министр общественной безопасности Канады Стоквелл Дэй председательствовал вместе с другими важными гостями в последний день конференции, когда свое видение будущего предложили израильские политики – лидер оппозиции Биньямин Нетаниягу, министр иностранных дел Ципи Ливни, министр обороны Эхуд Барак и министр промышленности, торговли и занятости Эли Ишай. Каждый из них изложил высоким иностранным гостям свое представление о будущем еврейского государства.
…Журналист сродни охотнику, и в дни конференции я чувствовала это особенно остро. Обманчивое ощущение переизбытка персон, каждая из которых могла бы дать классное интервью, не могло сбить с толку. Все высокопоставленные участники конференции еще до приезда составили собственную программу, с кем из коллег им в первую очередь хотелось пообщаться, и потому журналистам оставалось довольствоваться парой-тройкой фраз от знаменитости, и чтобы их раздобыть, приходилось по-настоящему сидеть в засаде. Причем едва журналист оттуда выбирался, те, кто сопровождал высокопоставленное лицо, тут же плотнее обступали своего «босса» и напоминали, что график встреч исключительно жесткий. Поэтому действовать приходилось быстро. Простояв все заседание у сцены, я, едва оно закончилось, бросилась к канадскому министру.
— Считаете ли вы, что каждый шаг, сделанный Израилем по пути к миру, приводит к еще большему осложнению ситуации в области безопасности? — спросила я.
— Мы считаем, что Израиль делает все возможное для того чтобы добиться мира, — четко определил канадский гость. — Нам, наблюдающим из заокеанского далека за тем, что у вас происходит, хорошо видны эти усилия. Мы полностью разделяем обеспокоенность Израиля по поводу сложившейся ситуации и поддерживаем борьбу с террором. Угроза террора — общая для всех цивилизованных стран.
— В чем конкретно выражается ваша позиция?
— Только что подписан меморандум о понимании между нашим министерством общественной безопасности и министерством внутренней безопасности Израиля. Этот документ откроет дорогу совместным действиям.
***
Со смутным чувством покидала я Дворец конгрессов. Президенты, премьеры, министры, миллионеры и миллиардеры, слетевшиеся в Иерусалим, продемонстрировали свою веру в Израиль, и это, безусловно, факт положительный. Жаль только, что среди гостей нашего президента практически не было представителей арабских стран.
«Новости недели» — «Континент»