УМЕР ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ

УМЕР ЧИНГИЗ АЙТМАТОВ

10 июня скончался живой классик киргизской и русской литературы Чингиз Айтматов.
В середине мая писатель был госпитализирован с диагнозом «почечная недостаточность», а после продолжал лечение в клинике в Нюрнберге (Германия). До своего 80-летия Айтматов не дожил всего несколько месяцев.
Писатель родился в 1928 году в семье секретаря ЦК киргизской компартии Турекула Айтматова. Когда Чингизу не исполнилось еще и десяти лет, отца арестовали, а в 1938 году он был расстрелян. Мальчик остался вдвоем с матерью, актрисой местного театра. Несмотря на то, что советская власть так жестоко обошлась с его семьей, Айтматова с детства приобщили к русской культуре, литературе, языку. Однако прежде чем стать писателем, по книгам которого сегодня ставят спектакли по всему миру, ему пришлось пройти через многое.
Спустя шесть лет после смерти отца, уже во время войны, ему пришлось стать секретарем сельсовета – больше было некому, взрослые мужчины все были на фронте. Писать Чингиз Турекулович начал лишь в сельскохозяйственном институте, куда поступил после Джамбульского зоотехникума. Сначала это были просто небольшие заметки, очерки, которые публиковались в местных газетах. Однако юношу такая карьера не устраивала.
В 1956 году он перебирается в Москву, где поступает на Высшие литературные курсы. Спустя два года к нему вместе с повестью «Джамиля» о гордой киргизке, влюбившейся в голодранца с трепетной душой, приходит известность.
Айтматов одинаково свободно пишет и по-русски, и по-киргизски, и это дает ему возможность быть максимально понятным широкому кругу читателей, не отступаясь от своих корней, не становясь манкуртом, одним из ключевых образов его первого романа. «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») появился в 1980 году. В числе прочего, там рассказывалась старая тюркская легенда о том, как человека превращают в этого самого манкурта — раба, не помнящего, кто он и откуда. Этот сюжет был важен для писателя – память о месте, где он родился, была для него жизненно необходима.
Писал Айтматов медленно, не пытаясь успеть за временем, но с момента публикации «Джамили» произведения Айтматова пользовались неизменным успехом у читателей по всей территории бывшего Союза. «Первый учитель», «Прощай, Гюльсары», «Тавро Кассандры», знаменитая «Плаха», которую многие сравнивали с «Мастером и Маргаритой»… Список можно продолжать. Одной из важных особенностей произведений писателя стала своеобразная форма магического реализма — соединение поэтического мира легенд с современной автору реальностью. Такова, к примеру, повесть «Белый пароход». Опера по ней некоторое время назад с успехом была поставлена в Бонне. В числе своих любимых авторов Айтматов называл Хемингуэя, и когда постановщики «Белого парохода» попросили у него разрешения переименовать постановку в «Мальчика и море», ответил согласием.
Помимо литературной деятельности Чингиз Турекулович сделал и дипломатическую карьеру. Во времена СССР он был депутатом Верховного Совета СССР 7-го созыва. После распада Союза был послом во Франции, Люксембурге и Нидерландах. Последней страной, в которой он работал, стала Бельгия. Любопытно, что Айтматов за всю жизнь, по его собственному признанию, не научился трем вещам: водить машину, работать на компьютере и говорить на иностранном языке — рядом с писателем всегда был переводчик. Родными писатель считал русский и киргизский языки, говорил, что свободно думает на каждом из них, исходя из необходимости. Слава писателя была настолько велика, что 2008 год был объявлен в Киргизстане годом Чингиза Айтматова. Его последний роман «Когда падают горы» (2007 г.) был переведен с киргизского на 6 языков: русский, японский, китайский, немецкий, французский и турецкий.
Суммарный тираж книг Айтматова превышает 40 млн. экземпляров. Они переведены на 150 языков мира.
Несмотря на бурную общественную деятельность, главным делом для него все равно оставалась литература. В одном из последних интервью Айтматов делился надеждой, что скоро вернется на родину, посвятит себя детям, внукам и написанию новых произведений.
Сэмюэль Бэккет говорил, что настоящий художник никогда не напишет своего лучшего произведения. В другом интервью Айтматов с этим соглашался: «Каждый писатель обречен на то, чтобы чего-нибудь не завершить».

По материалам информагентств.