ЛИВАН: ТРУДНЫЙ ДИАЛОГ СТОРОН

ЛИВАН: ТРУДНЫЙ ДИАЛОГ СТОРОН

Рамис ЮНУСОВ

Несмотря на то, что вооруженное противостояние в Ливане между боевиками «Хизбаллы» и сторонниками правительственной коалиции прекратилось, говорить о том, что в этот многострадальный регион планеты пришло спокойствие, пока не приходится. Напомним, что 14 мая правительство официально отменило свои меры против «Хизбаллы», ставшие причиной резкого обострения обстановки в стране. В ответ лидеры оппозиции 15 мая объявили о прекращении гражданского неповиновения властям. При посредничестве прибывшей в Бейрут посреднической миссии ЛАГ (Лига Арабских Стран) во главе с премьер-министром и министром иностранных дел Катара шейхом Хамадом бин Джасимом бин Джабером аль-Тани конфликтующие ливанские стороны согласились провести в столице Катара Дохе переговоры по урегулированию внутриполитического кризиса.
В Доху с этой целью прибыли ведущие лидеры правящей коалиции, в том числе премьер-министр Ливана Фуад ас-Синьора, один из руководителей оппозиции, лидер шиитского движения «Амаль» и спикер ливанского парламента Н.Берри. В то же время глава «Хизбаллы» Х.Насралла отказался от поездки в Катар «по причинам безопасности», и группировку представляет депутат парламента Д.Нора. На переговорах некоторый прогресс наметился в вопросе о принятии нового Закона о выборах. Вместе с тем представители «Хизбаллы» отказались обсуждать вопрос о сдаче оружия боевиками группировки. К числу наиболее острых проблем, обсуждаемых в Дохе, остаются взаимоотношения «Хизбаллой» с ливанским государством, где также не отмечено подвижек.
Иными словами, процесс ливанского «национального диалога», несмотря на некоторые потуги в Дохе, абсолютно далек от своего завершения. Катарские официальные лица не испытывают существенного оптимизма в отношении возможных результатов этого процесса. Впрочем, и сам катарский эмир, приветствуя проводимый в столице его государства «диалог», не строил радужных иллюзий. Характеризуя инициативу собственной страны, он говорил о ее желании «стать полем для проявления добрых намерений, способных привести к добрососедству». Эти слова шейха выглядели вполне уместно: в конце концов не он и не его страна, а сами ливанские лидеры должны добиться необходимых для граждан своего государства решений в отношении стоящих перед этим государством проблем.
Новый президент Ливана Мишель Сулейман 28 мая поручил Ф.ас-Синьоре формирование нового правительства национального единства, что оппозиция встретила с явным неудовольствием, но все же выразила готовность к сотрудничеству. Ф.ас-Синьора 31 мая завершил консультации с депутатами парламента по составу будущего Кабинета министров, которые он охарактеризовал как «положительные», но заявил о необходимости проведения ряда дополнительных двусторонних встреч с парламентскими фракциями с целью достижения окончательного соглашения по составу правительства. По информации СМИ, между парламентским большинством и оппозицией сохраняются разногласия по распределению министерских портфелей.
В первую очередь речь идет о министерстве финансов, на руководство которым претендует влиятельное оппозиционное христианское Свободное патриотическое движение во главе с М.Ауном, а правящее большинство не собирается отдавать этот пост. Оппозиция также не согласна с сохранением за М.Мурром поста главы военного ведомства. В целом, как полагают многие эксперты, существующие разногласия не позволят сформировать новое ливанское правительство в короткие сроки.
Сирия сообщила о поддержке усилий ЛАГ по поиску выхода из политического кризиса в Ливане. Во время завершившегося на прошедшей неделе визита в Иран министра обороны Сирии генерала Х.Туркмани был подписан сирийско-иранский меморандум о взаимопонимании в целях расширения сотрудничества в военной сфере. В документе говорится, что Cирия и Иран укрепят двусторонние отношения, в том числе в военной области.
Будут поддерживаться контакты между высокопоставленными военными представителями и военными экспертами, расширятся связи в сфере военных технологий и подготовки кадров. Х.Туркмани заявил, что отношения Сирии и Ирана носят «стратегический характер». По инициативе президента Франции Н.Саркози 30 мая состоялся его телефонный разговор с президентом Сирии Асадом, в ходе которого главы двух государств обсудили ситуацию на Ближнем Востоке, положение в Ливане, перспективы диалога между САР и Израилем, сирийско-французские отношения.
Отмечается, что Франция намерена предпринять шаги по восстановлению отношений с Сирией в ответ на позитивную позицию, занятую Дамаском в ходе урегулирования недавнего кризиса в Ливане.
Саудовская Аравия, поддерживающая правящую коалицию, заявила, что условия окончательного политического урегулирования в Ливане должны гарантировать «важнейшее суверенное право государства, а именно — поддержание мира и объявление войны». Кроме того, государство «должно обладать всеми законными средствами, позволяющими ему выполнять эти обязанности». Было бы удивительно, если официальный Вашингтон не высказался бы по этому поводу. Президент США Дж. Буш вновь подтвердил полную поддержку Белым домом нынешнего ливанского правительства и действиям ВС Ливана в ходе последних событий. Американцы планируют ускорить поставки Ливану военной техники и снаряжения.
Так или иначе, страна по-прежнему находится в «подвешенном состоянии». А попытки «раскачать лодку» предпринимаются постоянно. По сообщениям СМИ, экстремистская группировка «Фатх эль-ислам», связанная с «Аль-Каидой» и перебравшаяся два года назад в Ливан из Ирака, отрицает свою причастность к недавнему взрыву у поста ливанской армии в районе эль-Абде на севере страны и повлекшему гибель одного военнослужащего. Напомним, что сразу же после взрыва ливанское агентство «Ватания» со ссылкой на полученное по факсу заявление от имени «Фатх эль-ислам» сообщило, что группировка взяла на себя ответственность за этот инцидент, назвав его «местью за кровь своих товарищей, погибших от рук ливанской армии в «Нахр эль-Барид».
Летом 2007 года боевики «Фатх эль-ислам» в течение трех месяцев вели ожесточенные бои с подразделениями ливанской армии в лагере палестинских беженцев «Нахр эль-Барид» на севере страны. В ходе боев были убиты 168 ливанских солдат и более 220 боевиков. Еще около 200 исламистов были арестованы, однако главарю группировки и еще нескольким боевикам удалось скрыться.
В целом, как видится, нынешний диалог между правящей коалицией и силами оппозиции будет очень трудным. Причем нельзя исключать того, что он может окончиться безрезультатно или достижением договоренностей лишь по отдельным вопросам, как это уже не раз было в прошлом.