А НАРОД БЕЗМОЛВСТВУЕТ...
Аркадий СТЫСКИН, Мигдаль а-Эмек
ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ПО ПОВОДУ ИЗРАИЛЬСКОЙ ПОЛИТИКИ
ЕВРЕЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ
Демократия — это, с теоретической точки зрения, такая форма правления государством, которая осуществляется через прямое народовластие либо через представителей, избираемых народом. C практической точки зрения — это набор правил, процедур и условий, которые обеспечивают свободную конкуренцию политических партий, представляющих различные точки зрения и интересы разных слоев общества. Предполагается, что управляющие органы государства выражают интересы избирателей. Демократия предполагает в народе не только вести государственную жизнь, но и править государством. Для этого народу необходимо иметь чувство государственной ответственности. От того, что я делаю, за кого голосую — зависит судьба моего народа, моя собственная, моих детей и внуков. Я за все в ответе и все это я должен делать по чести и совести. Народ, лишенный чувства ответственности, неспособен к жизни в демократическом государстве. Народ, не научившийся чтить закон и добровольно соблюдать его, не будет уважать ни своего государственного устройства, ни им самим изданных законов. Народ окажется неспособным ни к контролю, ни к суду, ни к мобилизации своей армии. В жизнь внедряется воровство и мошенничество, продажность и взяточничество, люди не стыдятся уголовщины и от демократии остается только красивое название.
Последние события, связанные с возбуждением уголовных дел на премьера, свидетельствуют еще и об утере в государственном масштабе этических принципов поведения и морали. Вся страна обсуждает вопросы, связанные с нечистоплотным поведением Ольмерта на протяжении последних 15 лет. Свобода слова, возведенная в стране во вседозволенность, дает возможность в средствах массовой информации обсуждать вопросы, от которых честному человеку становится стыдно за руководителей страны, за бесконтрольность на всех уровнях управленческого аппарата. Каждый день на голову обрушиваются все новые и новые сенсации, связанные с деятельностью премьер-министра, президента страны, министров и депутатов Кнессета. Возбуждаются уголовные дела, предъявляются обвинения и, чаще всего, потом все спускается на тормозах и люди забывают о многом. Как в анекдоте о пропавших ложечках, когда ложечки нашлись, а осадок остался. Причем, руководители страны, находясь под следствием, совершают отчаянные действия с целью отвлечь внимание от судебных разборок.
С этой целью в свое время Ариэль Шарон предпринял выселение евреев из Газы, Ольмерт затеял мирные переговоры с Сирией и ХАМАСом. А народ, который избрал этих лидеров, из-за отсутствия механизмов влияния, не мог и не может отозвать своих избранников. Можно было бы продолжать приведение примеров, которые свидетельствуют о том, что в Израиле если и существует демократия, то она выглядит несколько усеченной, обрезанной, я бы сказал даже, еврейской. Порой кажется, что недостаток демократии покрывается переизбытком адвокатов, которые, пользуясь несовершенством системы и отсутствием конституции, могут отмыть черного кобеля до бела и наоборот. И вот мы подошли к тому, что нужно не просто критиковать, а что-то предложить.
Всем понятно, что новые выборы по старой избирательной системе ничего не изменят. Опять будут в Кнессете и правительстве партии «Авода», «Ликуд», Шас, «Наш дом Израиль», «Кадима», МЕРЕЦ и т.п. Опять мы увидим те же знакомые лица, которые давно не вызывают у нас радости. Изменятся пропорции представительства в органах власти, поменяются министерскими портфелями интересанты, а мы уже назавтра убедимся, что кроме истраченных средств на выборы и замусоренных улиц от лозунгов и транспарантов предвыборной агитации ничего не изменилось. Уже был у власти Натаниягу, были Барак и Ольмерт, были «знаменитые» министры, а улучшений не наступало.
Вижу несколько сценариев оздоровления обстановки в стране.
Первый — это претворение в жизнь программы партии НДИ, где есть и принятие конституции, и изменение политического устройства страны и многое другое, что без революционных потрясений могло бы преобразить страну. При этом необходимо участие в этом всех партий и политических движений. Возможно, некоторые положения следует уточнить, определить временные сроки и все это могло бы содействовать консолидации населения.
Второй сценарий — это введение в стране чрезвычайного положения на определенный срок, и за это время следует преобразовать всю систему управления страной.
Третий сценарий — это обращение за помощью к евреям, находящимся в Америке, Германии, России и других странах. Помощь может заключаться в создании независимого правительства из специалистов-евреев, перед которым поставить задачу преобразовать систему управления страной. Проще говоря, нанять менеджеров, ведь есть у нас пример такого менеджера в лице управляющего банком Израиля господина Стенли Фишера, и пример удачный.
Понимаю некоторую наивность и романтизм предложений, но найдутся специалисты, которые не только подвергнут меня критике, но внесут более реальные предложения. Нельзя бездумно двигаться в сомнительную сторону, не имея видения стратегического развития страны.
УДОДЛИВЫЙ СИМВОЛ
Я не знаю, чем руководствовались жители страны, принимавшие участие в выборе птицы — символа государства, но они отдали предпочтение удоду. Национальный символ страны выбран на основании того, что большинство не жителей страны, а только тех, кто участвовал в опросе, проголосовало за удода. К 60-летию Израиля в голосовании приняли участие ученики 4 тысяч школ, воспитанники более 9 тысяч детских садов, все армейские части, включая Генштаб, посетители популярных израильских Интернет-ресурсов, ученые, вошедшие в состав экспертной комиссии. Были и другие варианты: орел, сова, красный сокол, короткопалый певчий дрозд, славка, щегол, дятел, белогрудый зимородок и нектарница.
«Удод несколько раз упоминается в священных еврейских текстах как символ мудрости, — сказал инициатор акции орнитолог Йосси Лешем.
Раньше я считал символом мудрости сову, но не удода. В энциклопедии узнал и другие качества этой птицы. Удод — красивая птица, единственный вид отряда ракшеобразных. Издает печальные звуки «уп-уп», является близким родственником птиц-носорогов и любит кормиться на мусорных свалках и навозных кучах.
Удоды достаточно трусливые птицы и ударяются в панику при виде кошки и собаки, но при этом совершенно не обращают внимания на людей и домашний скот. Удоды между собой очень часто ссорятся, и редко на одной территории уживаются две семейные пары. Питаются удоды насекомыми, которых эта птица собирает на земле, а также при помощи своего длинного языка вытаскивает из нор и всяких щелей. Особым лакомством для удода являются мясные мухи и навозные жуки, но при случае он не откажется и от сверчков, бронзовок, гусениц и муравьиных яиц.
Новорождённые удоды очень прожорливы и при этом не умеют есть самостоятельно, поэтому бедным родителям приходятся каждый кусок буквально заталкивать им в рот, иначе ненаглядные чада просто умрут с голоду.
Кстати, в период выращивания птенцов вокруг гнезда удода распространяется кошмарное зловоние. Происходит это из-за того, что родители никогда не убирают за детьми их нечистоты, и к тому времени, когда молодые удоды начинают летать, все гнездо буквально завалено ими. За такую нечистоплотность удодов иногда называют «вонючей птицей».
Так исторически сложилось, что многие страны имеют свои национальные символы и зачастую помещают их на гербах. Чаще всего это львы и орлы. В российском гербе даже двуглавый орел. С орлом связана мужественность, зоркость, способность видеть дальше других, бессмертие, и вообще это гордая птица. Орел присутствует и на гербах других стран. На гербе Израиля есть один из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов — семиствольный светильник (семисвечник).
Символом Канады является кленовый лист, Сибири — соболь, Бенгалии — тигр, Ярославля — медведь. Символом Израиля отныне является удод. Президент страны Шимон Перес поздравил народ Израиля с тем, что теперь и у нас есть национальный символ. Красивая птица, но хотелось бы, чтобы в выборе национального символа страны принимало участие не только ограниченное количество «любителей птиц», но и профессионалы, и чтобы символ был не только красивым, но и нес в себе еще и смысловую нагрузку. Это еще один наглядный пример того, что условное большинство еще не является синонимом правильного и разумного.
«Секрет» — «Континент»
PS. Какими бы ни были манеры у удода, птичка, согласитесь, весьма симпатичная. Особенно, если к ней не приближаться. Впрочем, и многие наши политики на вид — парни и девчата хоть куда (простите за двусмысленность двух последних слов)...
Фото Владимира ПЛЕТИНСКОГО