АФЕРИСТ, ОБАЯВШИЙ МАНХЭТТЕН, В НАРУЧНИКАХ
Марио КАЛАБРЕЗИ
После пяти лет шикарной жизни, праздников, частных самолетов, яхт, дружеских отношений с влиятельными людьми и голливудской любви, американская сказка Раффаэлло Фолльери, родившегося 29 лет назад в Сан-Джованни Ротондо – городке, где похоронен Падре Пио – закончилась, когда сотрудники ФБР доставили его в наручниках в Федеральный суд Манхэттена.
Его обвиняют в преступной деятельности с целью мошенничества, в незаконной перевозке денежных средств и отмывании денег. Молодой итальянец заставил поверить Нью-Йорк и супругов Клинтон, что он является финансовым директором Ватикана. И теперь ему грозит 225 лет тюрьмы. За освобождение из-под стражи судья назначил залог в размере 21 млн долларов.
Речь идет о классической истории, напоминающей фильм, в котором Тото пытался продать американцам фонтан Треви: в данном случае речь шла не о древних ценностях, а о собственности Католической Церкви в Соединенных Штатах, за представителя которой он себя выдавал. И не удивительно, что первым, у кого возникли в этом сомнения, стал американец итальянского происхождения – Эндрю Куомо, генеральный прокурор Нью-Йорка, который пристально наблюдал за молодым человеком несколько месяцев.
На протяжении пяти лет "реактивная публика" Манхэттена привыкла к присутствию этого миловидного молодого человека, обручившегося с 24-летней актрисой Энн Хэтэуэй, знаменитой благодаря главной роли в фильме "Дьявол носит Prada". Он вел жизнь набоба: апартаменты в Trump Tower на 5-й улице, аренда которых обходилась в 37 тыс. долларов в месяц; офис на Парк-Авеню; каникулы и путешествия на частном самолете; постоянно следовавший за ним телохранитель; 40-метровая яхта на Карибах; квартира в 750 кв. метров, купленная в Olympic Tower на 46-м и 47-м этажах; особняк с видом на Центральный Парк, построенный Онассисом рядом с собором Святого Патрика; невероятный уровень жизни – даже надомное посещение его лондонским доктором, чей трансфер в Нью-Йорк в одну сторону обходился в 30 тыс. долларов.
Создать эту сказку Фолльери удалось, заявляя о том, что он находится в Америке по поручению кардинала Анджело Содано, секретаря Святого Престола с 1991 по 2006 год; в стране всегда рядом с Фолльери находился внук прелата инженер Андреа Содано. Ссылаясь на связи с Ватиканом, молодой человек утверждал, что в состоянии приобрести по льготной цене недвижимость, которую некоторые американские епархии были вынуждены выставить на продажу, чтобы оплатить расходы, связанные со скандалом вокруг священников-педофилов.
На тех, кто входил в первый раз в его офис, производила огромное впечатление фотография Раффаэлло с невестой и Папой Иоанном Павлом II. Сотрудников ФБР больше всего впечатлило обилие сутан, кардинальских одежд, которые должны были придать больший вес двум находившимся у него на окладе монсеньорам, которые появлялись рядом с ним всякий раз, когда следовало обсудить какие-то деловые вопросы. В документах ФБР также говорится, что он оплачивал услуги некоего служащего в Ватикане, предоставлявшего информацию, телефонные номера высокопоставленных церковных чиновников и организовывавшего частные визиты в сады и музеи Ватикана для его гостей, чтобы произвести на них впечатление.
Благодаря этой инсценировке, Раффаэлло наладил тесные отношения с Дугласом Бандом, сотрудником Билла Клинтона, и с его помощью сблизился со многими знаменитыми друзьями экс-президента, в том числе и с калифорнийским миллиардером Рональдом Берклом. Именно ему он предложил приобрести церковную собственность по бросовой цене, получив инвестиции в 55 млн долларов, оказавшиеся в кармане Фолльери и давшие ему возможность жить как принц. Клинтонам он обещал большие пожертвования – которые так и не поступили – в фонд Билла и голоса многих католиков за Хиллари.
Он долгое время рассказывал, что благодаря своим контактам в Ватикане мог купить ставшую ненужной недвижимость Церкви, чтобы выставить ее на продажу, но когда стало понятно, что это неправда, он сменил тему и сначала говорил, что покупает католическую телевизионную сеть, затем – что получил мандат от одной из финансовых организаций Церкви на продажу золота, и, наконец, стал представляться как финансовый директор Ватикана.
Но теперь этот замок лжи рухнул. В документах ФБР рассказывается, что журналист одного известного итальянского издания помог Фолльери "организовать встречи с нужными людьми в Риме" и что он был гостем Фолльери в его нью-йоркской квартире. Имя репортера неизвестно, как пока еще не названы имена двух "священников". Долгое время Фолльери, казалось, имел связи на самом высоком уровне, и в прошлом году гостем у него на ужине был министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема. Первой поняла – очень своевременно – что сказка закончилась, невеста. Две недели назад они еще были вместе на показе мод в Нью-Йорке, но Энн Хэтэуэй оставила его в уикенд между 14 и 15 июня, накануне премьерного показа ее последнего фильма "Непобедимый Смарт" и до презентации ею нового парфюма Lancome. Она поняла, что все должно измениться, когда узнала, что он перестал оплачивать квартиру в Trump Tower.
Многие помнят его на празднике Niaf (National Italian American Foundation – Национальный итальянский американский фонд) два года назад, где он получил награду за заслуги в гуманитарной сфере – благодаря его фонду, обещавшему вакцинировать латиноамериканских детей: он сидел за столом вместе с отцом, матерью, невестой и двумя кардиналами, имена которых, однако, никто не помнит.
La Repubblica
Inopressa