ДИБУК
Петр ЛЮКИМСОН
Одним из самых впечатляющих политических заявлений (по меньшей мере, для «русской» улицы) уходящей недели стала декларация лидера НДИ Авигдора Либермана о том, что в следующей каденции ни он, ни его партия не войдут в коалицию, если ее составной частью будет партия ШАС. Дать столь громкое предвыборное обещание Либермана, по его собственным словам, заставило то, что именно указанная партия якобы торпедировала в этой каденции две важнейшие реформы НДИ — реформу власти и реформу религиозных институций
Признаюсь, если бы автор этих строк был хоть немного склонен к мистике, он поверил бы в старые еврейские сказки о вселении неприкаянных душ — дибуков — в материальные тела еще очень даже живых людей. Во всяком случае, аналогичное заявление — о том, что он ни при каких условиях не войдет в коалицию с партией ШАС, — до того делал только один израильский политик. Звали его, если не ошибаюсь, Томи Лапид. И вдруг, всего через несколько недель после кончины бывшего лидера партии «Шинуй», в главу партии НДИ вселяется, можно сказать, дибук покойного антиклерикала.
В самом деле, на что рассчитывал Авигдор Либерман, делая подобное заявление? Избирательный потенциал партии ШАС, говоря языком физиков, есть величина почти постоянная: за эту партию голосуют традиционалистски и правонастроенные сефардские евреи. Каким бы ни был политический расклад в стране, электоральная сила партии ШАС никогда не опустится ниже 10 мандатов, хотя, конечно, вряд ли когда-нибудь достигнет тех 17, которые она взяла на волне дела Арье Дери.
Электоральный же потенциал НДИ есть величина переменная, зависящая от многих факторов, в том числе (а то и прежде всего) от сиюминутной политической конъюнктуры. В любом случае вероятность того, что эта партия наберет больше мандатов, чем ШАС, конечно, существует, но, скажем честно, вероятность эта довольно мала. И это значит, что, выбирая между ШАСом и НДИ при формировании своей коалиции будущий премьер, вероятнее всего, предпочтет ШАС.
Таким образом, заявляя, что НДИ никогда не сядет за один стол рядом с ШАСом, Либерман фактически отрезает себе путь в коалицию. По меньшей мере — на следующую каденцию кнессета. Если, разумеется, его слово — это слово, и он собирается твердо придерживаться данного обещания.
Однако, отрезая себе путь в коалицию, Либерман делает практически невозможным создание однородного правого правительства, несмотря на высокую вероятность победы правого политического лагеря на ближайших выборах. Без НДИ, только на основе партий «Ликуд», ШАС, МАФДАЛ и «Национальное единство», правительство не составишь. Как не составишь с НДИ, но без ШАСа. Значит, будущему премьеру придется идти на компромисс либо с «Аводой», либо с останками «Кадимы»… Вот и выходит, что, объявив политический «херем», бойкот партии ШАС, Либерман, по сути дела, одним махом разрушил надежды израильских правых на возвращение к власти и сделал создание правительства национального единства с уклоном влево практически неотвратимым.
Что же подтолкнуло Авигдора Либермана к этому шагу?
Если отбросить в сторону версию о дибуке, которую автор выдвинул исключительно для того чтобы позабавить читателей, то первое, что приходит в голову: лидером НДИ, как и любым политиком, двигало в данном случае стремление изыскать новые источники для роста электорального потенциала своей партии. И искать эти животворные источники он почему-то решил на заброшенном поле почившей в бозе партии «Шинуй».
Но «Шинуй» сама была по своей сути партией-паразитом, она питалась за счет голосов традиционных сторонников партий МЕРЕЦ и «Авода», и этим в значительной степени объясняется, как ее стремительное политическое восхождение, так и не менее стремительный крах. И именно поэтому те, кто голосовал за «Шинуй» в 1999 и 2003 годах, никогда не отдадут свои голоса Либерману: его взгляды по всем остальным вопросам для них неприемлемы!
Есть ли вероятность того, что новая позиция НДИ привлечет к себе бывших русскоязычных избирателей «Шинуя» и МЕРЕЦа? Безусловно. Но эта же позиция оттолкнет от него тех избирателей, которые до недавнего времени видели в НДИ последовательно правую партию, стремящуюся сохранить еврейский характер Государства Израиль. Таким образом, проигрыш в данном случае может оказаться крупнее выигрыша, хотя нельзя исключать и обратной ситуации. Но в любом случае партия НДИ, после того как Либерман заявил, что не сядет в правительстве за один стол с министрами от ШАСа, это уже ДРУГАЯ партия.
И все же я далек от мысли о том, что, делая это заявление, Либерман руководствовался исключительно конъюнктурными соображениями. Нет, в последнее время идея реформы религиозных институций, то есть принятие закона о гражданских браках, упрощение процедуры гиюра путем «смягчения» позиции раввинов и т.п., похоже, и в самом деле стала для него чем-то вроде idea fix.
Автор этих строк уже не раз приводил мнение авторитетных раввинов о том, что подобные идеи Либермана опасны и для единства, и для будущего еврейского народа. Повторять их доводы я здесь не собираюсь, замечу лишь, что коренная, если можно так выразиться, методологическая ошибка Авигдора Либермана и его единомышленников заключается в самом их отношении к иудаизму.
Иудаизм для них — это нечто вроде партийной программы, которую можно корректировать и трактовать так, как тебе в данный момент выгодно. Если сегодня партия учит нас, что газы при нагревании расширяются, значит, завтра она станет учить нас, что те же газы при нагревании могут сжиматься, и раввины, не желающие это понимать, просто упрямцы. А те из них, что работают в раввинате, еще и саботажники, так как, будучи госслужащими, они обязаны исполнять указания чиновников и политиков.
Но в том-то и дело, что иудаизм — не идеология. Тем более, не партийная идеология. Подобно физике, химии, медицине и другим областям знаний, он представляет собой целостное мировоззрение, построенное на основе строжайшей логики, выверенной в течение тысячелетий, и для носителей этого мировоззрения законы Торы так же незыблемы как закон всемирного тяготения или постоянная Планка.
С момента образования Государства Израиль религиозные институции были включены в государственные именно для сохранения еврейского характера государства. То есть не для того чтобы раввины плясали под дудку чиновников и политиков, а наоборот — чтобы раввины могли реализовывать предписания иудаизма от имени государства. И в случае, если власть предержащие по незнанию предпримут действия, способные этот еврейский характер перечеркнуть, могли потребовать приведения этих действий в соответствие с еврейской традицией. Именно так, а не иначе.
Таким образом, любые попытки политического или государственного вмешательства в сугубо религиозные вопросы неминуемо вынуждают духовных авторитетов занять еще более жесткую позицию по данным вопросам, и скандалы, которые бушуют сегодня вокруг рава Хаима Друкмана и проведенных под его опекой гиюров, — лучшее тому доказательство.
Да, конечно, при желании те политики, кто считает себя вправе диктовать раввинам условия, могут найти некого человечка, называющего себя раввином, который в обмен на хорошую зарплату объявит сваренного в молоке козленка кошерным. Но следует понять, что данное решение лишь оттолкнет тех, кто решит ему последовать, от всего остального еврейского мира. И, что уж совершенно точно, козленок, сваренный в молоке, при этом отнюдь не станет кошерным.
Осознание этой простой истины и заставляло до сих пор подавляющее большинство депутатов проваливать в кнессете все инициативы своих коллег от НДИ по т.н. реформе религиозных институций. Не совсем понятно, правда, почему Либерман в данном случае отказывается садиться за один стол только с партией ШАС. Ведь не меньшую ответственность за провал этих инициатив несут и «Ликуд», и МАФДАЛ, и «Национальное единство», и даже «Кадима» с «Аводой». Или дело все-таки в желании использовать негативное отношение значительной части русскоязычной публики к ШАСу?!
Почти то же самое можно сказать о давно вынашиваемой Либерманом реформе системы власти. По моему личному мнению, в данном случае речь, вне всяких сомнений, идет о позитивной для общества инициативе. Необходимость в такой реформе назрела давно, а потому честь и хвала Либерману за то, что именно он в свое время первым заговорил об этом с политической трибуны и выдвинул целый ряд действительно ценных предложений, способных изменить жизнь в стране к лучшему. Но вот сама политическая система к данной реформе оказалась не готова, а следовательно, не готова к ней сегодня и сама израильская демократия. То есть пенять лидеру НДИ надо опять-таки не только на ШАС, но и на все другие коалиционные партии.
«Новости недели»