ИЗРАИЛЬ КАК УБЕЖИЩЕ ДЛЯ МИРОВОГО КАПИТАЛА

ИЗРАИЛЬ КАК УБЕЖИЩЕ ДЛЯ МИРОВОГО КАПИТАЛА

Виктория МАРТЫНОВА

Наша жизнь настолько плотно наполнена детективными историями, что не успеваешь отследить, чем закончилось то или иное громкое расследование, как поднимается новая шумиха. В центре крупнейших дел почти всегда оказываются деньги

С одной стороны, Израиль по-прежнему считается государством, где очень высокие налоги, с другой, у нас раскручиваются лихие дела с отмыванием капиталов. В 2005 году Израиль потрясла история с отмыванием крупных капиталов через банки. 535-е отделение банка «Апоалим», расположенное на улице А-Яркон в Тель-Авиве, было названо израильской прессой едва ли не главной мировой прачечной по отмыванию капиталов черного рынка. Разумеется, подозрение пало на «русскую мафию». По делу были допрошены известные бизнесмены из России и состоятельные репатрианты российского происхождения. Детектив набирал обороты, как вдруг все стихло, и буквально на днях, к изумлению публики, появилось сообщение, что подозреваемые в отмывании денег через банк «Апоалим» просто откупились от следствия, заплатив 95 миллионов шекелей. Как такое стало возможным?
С этим и другими вопросами, касающимися данной темы, я обратилась к Арье Груберу, главе комиссии по вопросам налогообложения при коллегии адвокатов Израиля.
— Итак, на днях гора в очередной раз родила мышь… После рассказов о фантастических финансовых махинациях, которыми в течение двух лет кормили нас СМИ, после сообщений об аресте множества счетов в банках, через которые прошли миллиарды долларов нелегальных капиталов, вдруг выяснилось, что дело сведено к минимуму. Многие фигуранты, в большинстве своем евреи, проживающие в странах бывшего СССР, просто откупились от государства Израиль, заплатив выкуп за размораживание счетов в обмен на прекращение уголовного расследования. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Безусловно, мы видим огромную разницу между тем, как это дело было подано в прессе, и его, так сказать, юридическими итогами. Да, никто на сей раз не попал в тюрьму, и сделка выглядит достаточно скромной, по сравнению с тем, как она описывалась в печати. Но это первое проявление израильского Закона о борьбе с отмыванием капитала. Мы прекрасно осознаем, что Израиль — часть мирового процесса по обращению нелегальных средств, и пытаемся сформулировать правовые акты, основываясь на которых можно будет с этим явлением бороться. То, что банки согласились на выплату денег, — факт совершенно уникальный для нашей страны, и многие представители правовой системы видят существенный прогресс в том, что удалось каким-то образом повлиять на нелегальный капитал, а государственная казна при этом процессе получила определенные средства. Прецедент создан. Несомненно, что Закон о борьбе с отмыванием капитала будет развиваться и совершенствоваться.
— Существуют очень серьезные подозрения по поводу того, что через Израиль прокручиваются очень большие деньги, и ныне власти пытаются нащупать методы по обращению с ними. Но вот сейчас мы сталкиваемся с совершенно новой ситуацией. Отмена визового режима во взаимоотношениях с Россией, возможно, побудит российских бизнесменов вкладывать деньги в израильские предприятия. Готовы ли к этому наши правовые структуры?
— Иностранные бизнесмены не должны стать субъектом для налогообложения, но если они действуют в паре с израильтянами, то израильские партнеры, несомненно, будут подвергаться налогообложению в обычном порядке, за исключением тех случаев, когда мы имеем дело с репатриантами или возвращающимися из-за границы на ПМЖ израильтянами. Я был среди тех, кто разрабатывал новые правила налогообложения для этих категорий населения. Люди, входящие в эти категории, должны получить очень значительные налоговые льготы. Это очень существенная поблажка, и делается она потому, что сейчас нашему государству позарез нужны деньги для ускорения экономического развития.
— Кто-то, а русскоговорящие израильтяне прекрасно помнят дела против Лернера, Черного... А сколько неприятностей пришлось пережить Гайдамаку! Неужели Израиль перестал бояться богатых «русских»? Я имею в виду новых репатриантов, привозящих в страну капиталы.
— Израиль не просто перестает бояться прибытия в страну на постоянное место жительства супербогатых людей — он приглашает и ждет людей масштаба Михаила Черного. И обещает им, что на сей раз проблем у них не возникнет. Это, разумеется, касается, не только россиян, мы говорим о бывших израильтянах, сколотивших огромные состояния за границей и в течение многих лет мечтавших вернуться, но не отважившихся на это из-за нашей налоговой системы. Сейчас мы (я один из инициаторов этого проекта) предлагаем ввести систему tax amnesty, которая действует в некоторых странах Запада, например, в Канаде, и действительно реально содействует привлечению в страну капитала.
— Но при этом Израиль рискует стать своего рода прибежищем для крупных международных капиталов.
— Да, и пусть станет. Только для легальных, законным образом переведенных капиталов. Более того, мы призываем тех, кто ввез к нам деньги нелегально, заявить об их существовании и получить свои льготы. Такая позиция поддерживается министром финансов Рони Бар-Оном. Мы убеждены: такая система поспособствует и борьбе с отмыванием капитала, и притоку средств в Израиль.
— Дело Мориса Талански произвело совершенно неожиданный эффект на американских евреев, традиционных спонсоров Израиля. Многие из них больше не хотят помогать нашим политикам и косвенно способствовать развитию коррупции. Они больше не хотят верить героическим мифам, которые слагались вокруг Израиля десятилетиями, но с охотой вложили бы деньги в конкретные израильские предприятия. Каков будет подход к ним налоговых служб?
— О, это любопытный вопрос. В свое время — речь идет о 50-х годах — существовал так называемый Закон Айзенберга. Предыстория его такова... К тогдашнему министру финансов Пинхасу Сапиру обратился известный еврейский бизнесмен Айзенберг, который скопил огромное состояние, вкладывая деньги в японские предприятия. Он приехал в Израиль, пошел на прием к министру и сказал, что готов вложить десятки миллионов долларов в развитие израильской промышленности, но при этом не желает платить налоги. Сапир мгновенно сообразил, насколько выгодно такое предложение для экономики страны, и тут же ответил, что в течение нескольких месяцев он проведет специальный закон Айзенберга, который позволит предпринимателям вкладывать средства и не платить налоги. В тот период этот закон действительно способствовал расцвету экономики страны. Теперь он отменен. Бизнесмен умер, его дети отчаянно сражаются между собой за наследство, ну а нам пора подумать о таких, как Айзенберг, и о подобных ситуациях. Вместо бывшего Закона Айзенберга для зарубежных вкладчиков будут предусмотрены очень значительные налоговые льготы, которые, как мы надеемся, сумеют привлечь к нам капиталы.
— Мы говорим об очень больших деньгах. Но люди сталкиваются с недостатками системы налогообложения и в других ситуациях. Например, малые бизнесы, подвергающиеся очень жесткому налогообложению. Еще пример — наемные работники, которые получают на своих предприятиях зарплату минимум и вынуждены подрабатывать, выплачивая при этом очень высокие налоги. Это огромная масса людей. Получается, что много работать простому человеку невыгодно, все уйдет на налоги. Тем, кто работает «по-черному», по-прежнему живется лучше.
— Вы поднимаете очень серьезную проблему. Мы знаем, что у многих работников в Израиле зарплата находится на низком или минимальном уровне, и им приходится идти на дополнительные работы, которые облагаются налогом. Пока эта проблема не получила должного внимания наших законодателей, несмотря на то, что она действительно стоит весьма остро. Думаю, уже в обозримом будущем этот вопрос потребует решения из-за очевидной несправедливости положения. С одной стороны, эти люди тянут очень тяжелый груз малооплачиваемых работ, с другой — им не удается нормально подзаработать на дополнительных работах, а устроиться на высокооплачиваемую должность не всегда возможно. То же самое касается малого бизнеса. Но мне бы хотелось, чтобы ваши читатели обращали внимание на другую сторону проблемы: они должны быть очень хорошо информированы, открывая собственное дело или принимаясь за подработку, потому, что у них, кроме дополнительных доходов, есть и дополнительные расходы, которые будут учитываться, если о них грамотно и своевременно доложить.
— Совсем недавно Израиль был буквально потрясен сообщением о том, что наш отечественный миллиардер, гордость современного сионизма Лев Леваев выехал на постоянное место жительство в Лондон из-за высоких налогов. Неужели нельзя было найти какой-то удобный вариант для такого уникального человека?
— Леваев сам нашел для себя очень удобную нишу. Он платит налоги Великобритании не как гражданин, а как иностранец, находящийся на ПМЖ. Что касается Израиля, и здесь налоговая ситуация Леваева облегчается, поскольку теперь он официально не проживает в Израиле. Но правила налогообложения в Великобритании быстро меняются, так что, вполне вероятно, ему придется искать еще какую-то страну...

«Новости недели» — «Континент»