АРМИЯ ИСКУССТВ
В США насчитывается 1.99 млн. профессиональных работников искусств, которые составляют 1.4% от общего числа американцев трудоспособного возраста (еще 300 тыс. человек периодически подрабатывают на этом поприще, но официальная статистика их не учитывает, поскольку основной доход они получают не от занятий искусством). Это достаточно значительная цифра. Для сравнения, в вооруженных силах США ныне служат 2.2 млн. человек. Деятелей искусств в США больше, чем юристов, врачей и фермеров.
Бюро Переписи Населения США к числу работников искусств относит следующие группы профессий: «актеры»actors, «дикторы»аnnouncers, «архитекторы»аrchitects, «танцоры и хореографы»dancers and choreographers, «дизайнеры»designers, «музыканты и певцы»musicians and singers, «фотографы»photographers, «продюсеры и режиссеры»producers and directors, «писатели и авторы»writers and authors (к этой категории не относятся журналисты, редакторы и составители технических описаний и инструкций), «художники»fine artists (точного аналога этого понятия в русском языке нет — в США в эту категорию попадают живописцы, скульпторы, художники-иллюстраторы, мастера художественных промыслов и т. п.), «эстрадные артисты»entertainers and performers (артисты кукольных театров, жонглеры, акробаты, наездники и пр.).
Сравнительно с другими работающими американцами, деятели искусств, как правило, лучше образованы (особенно высок образовательный уровень в среде архитекторов, писателей и продюсеров) и более предприимчивы. Они вдвое чаще, чем среднестатистический житель США трудоспособного возраста, имеют высшее образование и в 3.5 раза чаще управляют собственным бизнесом.
В целом, деятели искусств зарабатывают $70 млрд. ежегодно. Однако творческая профессия — занятие не особо надежное и материально невыгодное. Деятели искусств редко сидят без работы, однако они заняты далеко не всегда. Треть из них работает лишь часть года: для актеров, танцоров, музыкантов привычна сезонная безработица. Лишь 15% актеров заняты круглый год. В среднем, среднестатистический деятель искусств зарабатывает $34.8 тыс. в год, что заметно меньше, чем заработок среднестатистического работающего американца. Судьба особенно тяжела у танцоров. Среднестатистический профессиональный танцор в год получает лишь $15 тыс. — для сравнения, средняя зарплата в США составляет $39.4 тыс.
Работники искусств неравномерно распространены по территории США. Наиболее часто они селятся в районе Лос-Анджелеса (именно там находится кинематографическая столица страны — Голливуд), в Нью-Йорке, Чикаго, Вашингтоне и Бостоне. В этих пяти городах обитает каждый пятый работник творческой профессии.
«Меккой» фотографов являются Гавайи, писателей — Вермонт, музыкантов — Теннеси (там находится «столица музыки кантри» — город Нэшвилл), актеров — Калифорния (и Голливуд), а продюсеров и режиссеров — Нью-Йорк (здесь находится Бродвей, прославленный своими театрами). Среди городов наибольшее число деятелей искусств на душу населения наличествует в Санта-Фе, за ним следует Сан-Франциско. В целом, на Тихоокеанском побережье США эта прослойка деятелей искусств наиболее солидна — здесь приходится 95 людей искусства на каждые 10 тыс. жителей (минимум отмечен на юго-востоке США — 47 на каждые 10 тыс.).
В целом, в США наиболее многочисленны «дизайнеры» (их почти 780 тыс., что составляет почти 40% от общей численности «армии искусств»). За ними следуют «художники» (216.9 тыс.), «архитекторы» (198.5 тыс.), «писатели» (185.3 тыс.) и «музыканты» (169 тыс.). За период с 1990 по 2005 год наиболее быстрыми темпами росла численность «писателей».
Любопытно, что в искусство идут работать на основе определенных гендерных предпочтений. Четверо из каждых пяти архитекторов, дикторов, две трети музыкантов, продюсеров и фотографов — мужчины. Трое из четырех «танцоров» — женщины.
___________________________________
ГРАНИ КУЛЬТУРЫ. КОЛЛЕКЦИЯ ФАКТОВ
За последние три десятилетия Национальный Фонд Искусств (National Endowment for the Arts) трижды проводил общенациональное исследование популярности искусства в США. В последний раз оно было проведено в 2002 году (предыдущее — в 1992 году). В целом, искусство в той или иной степени привлекало примерно 39% взрослых американцев. В эту категорию попали люди, которые посещали театры, концерты, музеи и пр. — кинолюбители, как и любители домашних просмотров-прослушиваний не учитывались.
По данным этого исследования, 11.6% взрослых американцев посещали концерты симфонической музыки, 10.8% — джаз-концерты, 3.25% — оперу. 17.1% ходили на музыкальные представления (например, мюзиклы), 12.3% смотрели драматические театральные постановки, 3.9% — балет. 26% посещали художественные выставки.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
По оценкам Европейского Фонда Изящных Искусств, за период с 2002 по 2006 год объемы мирового арт-рынка увеличились на 95%.
По данным Всемирной Торговой Организации, в 2005 году (последние доступные данные) крупнейшими мировыми рынками искусства (включая антиквариат) были Великобритания и США. За ними со значительным отставанием следуют Швейцария, Франция, Германия, Канада, Индия, Гонконг, Южная Корея и Италия.
По данным Министерства Торговли США, больше всего произведений искусства в США импортируется из Великобритании, Швейцарии, Франции, Мексики, Канады, Японии, Испании, Нидерландов и Гонконга (оценивались данные по объемам продаж за 2005-й год). В этом перечне Россия занимает 24-е место, Украина — 53-е, Таджикистан — 64-е, Армения — 84-е, Узбекистан — 92-е.
По данным консалтинговой фирмы IBISWorld, в США действуют около 6.3 тыс. арт-дилеров (в основном, магазинов), объемы продаж которых в 2007 году составили около $4 млрд.
По данным компании Artprice, в 2007 году на долю покупателей, живущих в США, пришлось 46% аукционных продаж произведений искусства.
2007 год оказался удачным годом для торговцев произведениями искусства. Аукционные дома Sotheby's и Christie's сообщили, что их продажи составили около $6 млрд. Для Christie's это был год рекордных продаж. В 2007 году эти две компании продали на $324.9 млн. произведений русского искусства, что на 45% больше, чем в 2006 году.
За последние 12 месяцев три современных художника были признаны «самыми дорогими». Сперва этот титул получил британец Дэмьен Херст (Damien Hirst). В июне 2007 года на аукционе Sotheby's его работа была продана за рекордные $19.1 млн. (покупателем стал российский миллиардер Роман Абрамович). В ноябре он уступил трон американцу Джеффу Кунсу (Jeff Koons), чья скульптура была реализована тем же аукционным домом за $23.6 млн. В 2008 году Кунс уступил этот титул Люсьену Фрейду (британский художник немецкого происхождения, внук «отца» психоанализа Зигмунда Фрейда). На Sotheby's его картина была продана за $33.6 млн.
Американец (выходец из России) Марк Ротко (Mark Rothko) стал самым «дорогим» художником послевоенного времени. В мае прошлого года его картина была продана Sotheby's за $72.8 млн.
В 2000 году бывшие советские, а ныне американские художники Виталий Комар и Александр Меламид определили среднестатистический художественный вкус среднестатистического американца. Для этого было проведено социологическое исследование, которое показало, например, что половина американцев хотела бы видеть на картине диких животных (птиц, рыб), а четверть — домашних. 63% предпочли бы, чтобы сюжет картины не был связан с религиозной тематикой, прямо противоположного мнения придерживается каждый пятый опрошенный. 6% очень нравится, когда на картине изображена какая-нибудь знаменитая личность, 41% выступает за то, чтобы художники отдавали предпочтение обычным людям. 50% — выступает за то, чтобы на полотне соседствовали великие и обыкновенные люди. 60% американцев хотели бы, чтобы художник не допускал излишних вольностей и все предметы на картине выглядели так же, как и в реальной жизни (при изображениях, например, ангелов — это весьма затруднительно), а 30% эта идея не нравится. Чтобы преуспеть на американском художественном рынке, необходимо, чтобы на картине доминировал синий цвет (любимый цвет 44%), можно также добавить немного зеленой (12%) и красной (11%) краски, а также сделать пару мазков или штрихов черного или фиолетового цвета (их любят 4% опрошенных).
Опрос, проведенный Nation Foundation, показал, что самый популярный в США художник — Норман Роквелл (в 1930-1940-е годы приобрел известность как журнальный художник, впоследствии писал картины маслом). За ним в списке любимых живописцев американцев — Рембрандт, Клод Моне и Пабло Пикассо.
КИНО
По данным Ассоциации Кино Америки (Motion Picture Association of America), стоимость среднестатистического фильма, выпущенного американской киностудией в 2007 году, составила $106.6 млн. Из них $70.8 млн. тратились на производство картины, $35.9 млн. — на ее рекламу, маркетинг и продвижение. Всего было произведено 603 киноленты.
В 2007 году средняя стоимость билета в американский кинотеатр составляла $6.88, что на 5% больше, чем в 2006-м. Всего в прошлом году было продано 1.5 млрд. билетов, в кино сходили около 172 млн. зрителей (население США составляет примерно 300 млн. человек). Среднестатистический американец ходит в кино 6 раз в год. Почти половина американских киноманов (то есть людей, которые посещают кинотеатры чаще шести раз в год) — подростки и молодые люди 12-24-х лет.
В США новые кинофильмы собрали $9.63 млрд., в мире — еще $26.7 млрд. В 2007 году в тройку фильмов, которые собрали наибольшее количество зрителей в США, вошли: «Человек-Паук-3»Spider-Man 3 ($336.5 млн.), «Шрек Третий»Shrek The Third ($322.7 млн.) и «Трансформеры»Transformers Paramount ($319.2 млн.).
По данным рекрутингового портала Salary.com, профессия кинорежиссера в США оплачивается неважно: люди этой профессии в год зарабатывают $22.8-34.7 тыс.
МУЗЫКА
По оценкам Международной Федерации Звукозаписывающей Индустрии (International Federation of the Phonographic Industry), в 2007 году продажи музыкальных записей (все форматы) в мире составили $19.4 млрд. (это самый низкий уровень с 1997 года — падение сбыта объясняется бурным развитием «пиратства»). США являются крупнейшим музыкальным рынком мира — в прошлом году объемы продаж составили более $6 млрд. В пятерку крупнейших также входят Япония, Великобритания, Германия и Франция (Россия на 20-м месте). Эти данные не совпадают с информацией компаний Peter Hart Research и Taylor Research & Consulting Group, которые оценили объемы музыкального рынка США в $10.3 млрд.
По данным Ассоциации Звукозаписывающей Индустрии Америки (Recording Industry Association of America), в 2007 году в США наиболее удачно продавалась рок-музыка (34% от общего объема продаж), ритм-энд-блюз (11.8%) и кантри (11.5%). На долю классической музыки пришлось 2.3% продаж.
По оценкам исследовательского Института Политических Инноваций (Institute of Policy Innovation), за счет пиратства музыкальная индустрия США теряет $5.3 млрд. ежегодно.
Международная Федерация Звукозаписывающей Индустрии утверждает, что в 2007 году музыка, которую возможно скачать или прослушать в Интернете, составляла 15% мирового рынка аудиозаписей (ноль — в 2003 году).
По данным Лиги Американских Оркестров (League of American Orchestras), в США действуют около 1.8 тыс. оркестров, из них — 350-400 — профессиональных (это значит, что все их музыканты и дирижер получают зарплату). В оркестрах работают более 500 тыс. человек, в их числе 3.5 тыс. дирижеров и 150 тыс. музыкантов. Более 75% из них тратят время и силы на оркестры в качестве волонтеров. В 2006 году (последние доступные данные) на 38 тыс. концертов побывали более 29 млн. слушателей. Произведения американских композиторов составляют примерно 17% от их репертуара. Оркестры получают от продажи билетов и иной коммерческой деятельности не более 45% своего дохода — остальные средства предоставляют органы власти и различные филантропы.
ЛИТЕРАТУРА
Исследование маркетинговой фирмы Jenkins Group показало, что около 80% взрослых американцев были бы не прочь написать книгу. В то же время, треть выпускников средней школы и четверо из десяти выпускников ВУЗов вообще не читают книг после окончания обучения. 70% взрослых американцев не заходили в книжные магазины на протяжении последних пяти лет.
Впрочем, опрос компании Harris Interactive показал, что пессимистические заявления об упадке книготорговли в США пока сильно преувеличены. Ныне 37% американцев читают более 10-ти книг в год. Лишь 9% вообще книг не читают. Еще 23% жителей США ежегодно читают 1-3 книги, 19% — 4-6 книг, 13% — 7-10 книг. Книголюбы неравномерно распределены в американском обществе. Больше всего книжных червей можно найти среди пожилых людей — 63 лет и старше. Среди них запойными читателями (то есть читающими более десяти книг в год) являются 47%. В возрастной группе 44-63-летних подобной привычкой обладают 33%. Среди представителей более юных поколений запойных книжников 11-12%, однако, в то же время, среди них меньше людей, которые вообще книг не читают. Каждый пятый американец обычно книг не покупает, удовлетворяя свое желание читать за счет библиотек или книжных собраний друзей. 23% покупают 1-3 книги в год, 12% — 6-10 книг, 27% — более десяти книг. При этом пожилые люди, которые читают больше других, книг покупают рекордно мало.
82% читающих американцев постоянно читают документальнуюнаучную литературу, 80% — художественную. Среди документальных изданий наиболее популярны книги по истории, биографии и религии. Среди художественных — детективы, «литература» (согласно существующей в США градации в эту группу — literature — входят литературные произведения «высоких» жанров) и научная фантастика.
По данным агентства Bowker, ежегодно в США выпускаются 120 тыс. наименований книг.
По данным газеты Publishers Weekly, 57% новых книг не дочитываются до конца, а 70% публикуемых в США книг не приносят прибыли.
По оценкам Гильдии Писателей (Authors Guild), «успехом» можно считать, когда продаются 5 тыс. экземпляров книги, содержащей новое литературное произведение (роман, рассказы, стихи и пр.), и 7.5 тыс. экземпляров книги нелитературного содержания (научно-популярные издания, энциклопедии и пр.).
Исследование, проведенное Фондом Поэзии (Poetry Foundation) в 2006 году, показало, что в США стихи чаще всего читают молодые люди 18-24-х лет.
ТЕАТРЫ
По данным компании Theater Communication Group, в 2006 году (последние доступные данные) в США действовали около 1.7 тыс. профессиональных театров. В них играли 70.5 тыс. актеров. Совокупная аудитория в 2006 году составила 30 млн. человек. В 2006 году более 47% своего дохода театры получили за счет грантов, пожертвований и иных дотаций со стороны.
Washington ProFile