ВЫБОРЫ В КОНГРЕСС

ВЫБОРЫ В КОНГРЕСС

Л. СЭНДИ МАЙЗЕЛЬ

Выборы членов Конгресса так же важны для народа Соединенных Штатов, как и выборы президента. В предлагаемой статье описываются состав Конгресса США, факторы, действующие на выборах конгрессменов, и возможное воздействие выборов 2008 года на политику правительства США. Л. Сэнди Майзель (L. Sandy Maisel ) — профессор колледжа Колби (Уотервилл, штат Мэн), специалист по вопросам государственного управления.

4 ноября 2008 года, когда повсюду в Соединенных Штатах граждане отправятся на избирательные участки, они будут голосовать не только за президента, но и за всех 435 членов Палаты представителей и за треть состава Сената США. Внимание будет сосредоточено на президентских выборах, но выборы в Конгресс не менее важны.
При системе власти, установленной Конституцией США, принятие решений распределяется между исполнительной и законодательной властью. Разделение властей не имело бы большого значения, если бы одна и та же партия всегда контролировала президентский пост и Конгресс и если бы члены партии дисциплинированно следовали за своими руководителями. Ни то, ни другое не соответствует действительности. Властные полномочия разделены не только в том смысле, что две избираемые ветви федеральной власти заполняются разными людьми, то есть ни один сенатор или член Палаты представителей США не может одновременно занимать должность в исполнительной власти, но и в том, что люди на выборных должностях избираются на разных выборах, хотя они и проводятся в один и тот же день. Граждане имеют возможность голосовать за президента от одной партии, сенатора от другой, а члена Конгресса — от одной из этих двух или от третьей партии. Не только возможна, но и вполне обычна ситуация, когда Белый дом контролирует одна политическая партия, а одну или обе палаты Конгресса — другая. Такая ситуация называется «раскол власти». Более того, члены Конгресса и сенаторы не зависят от партийных лидеров при переизбрании и часто выражают эту независимость, голосуя за интересы своих избирателей, даже если они отличаются от партийных позиций.

СОСТАВ КОНГРЕССА
Конгресс состоит из двух органов — Палаты представителей и Сената. Палата представителей создавалась как орган, наиболее близкий к народу. Ее члены избираются всенародным голосованием от относительно небольших округов при частых выборах (каждые два года). Сегодня Калифорния, штат с наибольшей численностью населения, имеет в Палате представителей 53 места. У семи самых малонаселенных штатов — по одному.
Сенат предназначался для того, чтобы выражать интересы штатов. Каждый штат, независимо от численности населения, представлен двумя сенаторами. Сенаторы отрабатывают шестилетние сроки, сдвинутые таким образом, чтобы треть мест в Сенате подлежала переизбранию каждые два года. Первоначально сенаторов выбирали законодательные собрания штатов, но с 1913 года они стали избираться всенародным голосованием. Американские отцы-основатели считали, что народ будет достаточно безразлично относиться к сенаторам, поскольку они избираются не прямым голосованием на более длительные сроки. Многие задаются вопросом, так ли обстоит дело сегодня.
Хотя Сенат и Палата представителей наделены равными полномочиями, место в Сенате обычно считается более престижным, чем в Палате представителей: избирательный округ больше (за исключением семи самых маленьких штатов, где они совпадают), срок полномочий дольше, в масштабах страны сенаторам уделяют больше внимания, потому что их меньше.
Выборы в Палату представителей и Сенат проводятся по одинаковым правилам, с незначительными изменениями по штатам. Демократическая и Республиканская партии и любые другие партии, действующие в штате, выдвигают кандидатов путем первичных выборов; независимые кандидаты включаются в бюллетень по ходатайству избирателей. Победителем ноябрьских общих выборов становится кандидат, набравший наибольшее количество голосов; абсолютное большинство не требуется.

ФАКТОРЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ ПРИ ИЗБРАНИИ ЧЛЕНОВ КОНГРЕССА
Ход выборов в Конгресс определяют три основных элемента: партийные симпатии округа, наличие или отсутствие действующего конгрессмена и злободневные вопросы. Политическая система США может быть охарактеризована как состязательная двухпартийная система; Демократическая и Республиканская партии доминируют в политической жизни страны с середины 19-го века. Более 99 процентов конгрессменов, избранных за последние годы, либо демократы, либо республиканцы. Система с одномандатными округами и определением победителей по относительному большинству голосов предпочтительна при двухпартийной системе. Кандидаты от третьих партий или независимые, которые выиграли бы при системе пропорционального представительства, не извлекают никакой выгоды в случае небольшого разрыва голосов.
Соперничество за контроль над Конгрессом в последние десятилетия носит острый характер — точно так же как и в борьбе за президентство. Однако упорная борьба идет не в каждом округе и не в каждом штате. Некоторые округа и даже целые штаты сильно тяготеют к той или иной партии. Например, в Массачусетсе обычно побеждают демократы, в Вайоминге — республиканцы. Бывали и исключения, но ни один политик не возьмется участвовать в выборах 2008 года в Конгресс, не зная обычных партийных пристрастий избирателей округа или штата.
Результаты выборов могут объясняться наличием или отсутствием действующего конгрессмена. На протяжении более трех десятилетий свыше 95 процентов действующих членов Палаты представителей, которые стремились к избранию на новый срок, добивались успеха. Действующие сенаторы США также успешно добивались переизбрания. Даже на выборах, на которых многие места переходят от одной партии к другой, сторонники той или иной партии активнее приходят на голосование в случаях, когда действующий конгрессмен не баллотируется. Влияние этих факторов прослеживается, если посмотреть на потенциальных кандидатов, добивающихся выдвижения от своих партий в Палату представителей и Сенат. Если речь идет о местах, за которые, скорее всего, развернется острая борьба, например, если действующий конгрессмен не баллотируется в округе, где разрыв между демократами и республиканцами невелик, в праймериз от обеих партий, вероятно, будет участвовать много кандидатов. Если место вакантно, но одна из партий доминирует в округе, на первичных выборах от этой партии, скорее всего, будет острая конкуренция, но в другой партии она будет незначительной. Наконец, если действующий конгрессмен баллотируется, он вряд ли столкнется с серьезной конкуренцией, и лидеры другой партии, возможно, с трудом подберут кандидатуру. Каждое из этих обобщений в меньшей степени относится к Сенату, чем к Палате представителей, поскольку места в Сенате считаются более ценными, и результаты выборов реже можно легко предсказать заранее.
В 2008 году предстоит избрать нового президента, и главную роль в политической жизни будут играть общенациональные проблемы — война в Ираке, терроризм, иммиграционная политика, энергетическая зависимость. Если рейтинг поддержки президента Буша среди избирателей останется низким, и эти вопросы не будут решены до ноябрьских выборов, демократы могут получить преимущество в округах, где соперничество обычно бывает острым.

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
После выборов 2006 года в Конгресс раскол власти обозначился в Вашингтоне, поскольку республиканцы контролировали Белый дом и исполнительную власть, а демократы — обе палаты Конгресса, хотя и с минимальным перевесом в Сенате.
Республиканцы в настоящее время занимают в Сенате 22 из 34 мест, за которые развернется борьба в 2008 году. Даже небольшие завоевания демократов не дадут их партии подавляющего большинства в Сенате. Сенатские правила требуют 60 голосов для принятия важных решений. Крайне маловероятно, что демократы смогут приблизиться к этой цифре.
В Палате представителей у демократов примерно на 30 мест больше, чем у республиканцев. Хотя планы многих действующих конгрессменов остаются неясными, приблизительно 25 членов Палаты представителей, скорее всего, освободят свои места по окончании работы нынешнего состава Конгресса. Большинство из этих мест — и, возможно, еще 25, занимаемые во многих случаях демократами, которые перехватили их у республиканцев в 2006 году, — станут предметом острого соперничества в 2008 году. Демократы, похоже, имеют небольшое преимущество на этих гонках и могут немного увеличить свое большинство, но опять же этого будет недостаточно для того, чтобы править по своему усмотрению.
В результате предстоящих выборов в Конгресс, если республиканец будет избран в 2008 году президентом, он может столкнуться с решительной оппозицией, обладающей большинством в обеих палатах Конгресса. Если же будет избран демократ, он, скорее всего, будет руководить исполнительной властью в ситуации, когда Конгресс контролируется его партией, но при этом республиканцы сохранят достаточную силу для того, чтобы блокировать важные политические инициативы.
Система управления с разделением властей, существенными сдержками и противовесами и ситуацией, когда результаты выборов в законодательные органы в большинстве случаев определяются силой действующего конгрессмена, а не общенациональными тенденциями, приводит к тому, что изменения в государственной политике происходят медленно. Именно на это и рассчитывали авторы Конституции. На выборах 2008 года главную роль будут играть принципиальные вопросы. Хотя в некоторых вопросах новый президент сможет действовать без согласия Конгресса, в очень многих других аспектах политика правительства США — не на словах, а на деле — претерпит лишь незначительные изменения.

usinfo.state.gov