МАРШАЛ ТУХАЧЕВСКИЙ ВОЗЛЕ САПОГА ГЕНЕРАЛА ДЕ ГОЛЛЯ

МАРШАЛ ТУХАЧЕВСКИЙ ВОЗЛЕ САПОГА ГЕНЕРАЛА ДЕ ГОЛЛЯ

Тимур БОЯРСКИЙ

Не знаю, как других, а меня Семён Куперман (Хайфа) своей статьёй «Шарль де Голль и Михаил Тухачевский: разные судьбы» сразил наповал.
Он сказал новое слово в журналистике, открыл ранее совершенно неизвестный творческий метод. Мне бы так научиться! Берём двух людей, не имеющих ни малейшего отношения друг к другу, и сводим их с помощью притягивания за уши на одной газетной странице. Например: «Михаил Кутузов и Жанна Фриске», или «Борис Пастернак и Юлия Тимошенко».
Это, какие же творческие возможности открываются! На самом деле, Михаил Тухачевский так же похож на Шарля де Голля, как шакал на жирафа, и нужно иметь очень богатое воображение, чтобы их сопоставлять. Не будем исследовать их детство. Я готов согласиться без сопротивления, что среди игрушек того и другого были совершенно одинаковые игрушечные пушки. Но помыслы и действия того и другого в последние 10 лет их жизни не совпадали. Генерал де Голль был озабочен величием Франции, а маршал Тухачевский был озабочен тем, чтобы спихнуть с занимаемой должности своего начальника наркома Ворошилова и сесть в его удобное кресло. Согласитесь, что разница есть.
Разве когда-нибудь генерал де Голль травил население Франции ядовитыми газами? Это ему и в голову не могло придти. Применение химического оружия запрещено международными соглашениями даже против войск враждебной страны. Малограмотный Тухачевский, который в 1914 году окончил Александровское военное училище, и дальше этого в военных науках не двигался, мог и не знать о международных соглашениях. Поэтому, не обременяя свою голову непосильными умственными нагрузками по поводу военного искусства, он писал такие приказы:
Приказ № 0116 от 12.06.1921 года.
Приказываю:
Леса, где прячутся бандиты очистить ядовитыми газами, точно рассчитать, чтобы облако удушливых газов распространилось по всему лесу, уничтожая всё, что там пряталось.
Инспектору артиллерии немедленно подать на места потребное количество баллонов с ядовитыми газами и нужных специалистов.
Начальнику боевых участков настойчиво и энергично выполнить настоящий приказ.
О принятых мерах донести.
Командующий войсками М. Тухачевский.
О степени преступности приказа говорить не будем, она очевидна.
Оценим уровень воинской грамотности и просто грамотности этого образца военного искусства. Если возможно точно рассчитать, чтобы облако заполнило лес, так рассчитай и укажи в приказе количество баллонов, а не пиши про потребное количество. Да ещё укажи, куда именно доставить баллоны, если ты знаешь, куда будет дуть ветер в момент газовой атаки, иначе облако заполнит позиции твоих собственных войск.
Задаю вопрос всем бывшим военнослужащим: вы когда-нибудь видели в тексте какого-нибудь приказа, будь это даже приказ командира батальона, чтобы там было написано: «Приказываю выполнить настоящий приказ».
Не встречали? Значит, вы в подчинении Тухачевского никогда не служили.
Разве когда-нибудь генерал де Голль арестовывал и расстреливал заложников, взятых из мирного населения своей страны? Пусть даже не своей, пусть чужой? Он скорее сгорел бы от стыда, чем такое себе позволил. Взятие заложников запрещено ещё в 1907 году Гаагской конвенцией. Если Тухачевский когда-нибудь и слышал о Гаагской конвенции, то он чихать на неё хотел. Или лучше сказать так: если бы он об этой конвенции слышал,
то он бы считал своим революционным долгом нарушать её по каждому пункту. Влюблённый в Тухачевского Семён Киперман пишет: «В 1921 году он участвовал в подавлении Кронштадского мятежа, а затем и восстания на Тамбовщине в 1922 году». Чтобы Семён Киперман знал, на чём было основано полководческое искусство будущего маршала, придётся процитировать ещё один приказ Тухачевского. Можно было бы припомнить документы периода Кронштадского мятежа, когда Тухачевский очень умело и эффективно применял не предусмотренные уставами вооружённых сил заградительные отряды, обязанностью которых является бить не врагов, а своих, но я ограничусь всего одним тамбовским приказом, который датирован 23 июня 1921 года. То есть события на Тамбовщине происходили не в1922 году, как думает Киперман, а в 1921-м.
«Опыт 1-го боевого участка показывает большую пригодность для быстрого очищения от бандитизма известных районов по следующему способу чистки. Намечаются особенно бандитски настроенные волости и туда выезжают представители уездной политической комиссии, особого отделения, отделения военного трибунала, и командования вместе с частями, предназначенными для проведения чистки. По прибытии на место
волость оцепляется, берутся 60-100 наиболее видных лиц в качестве заложников, и вводится осадное положение. Выезд и въезд в волость должны быть на время операции запрещены. После этого собирается полный волостной сход, на коем прочитываются приказы Полномочной комиссии ВЦИК, № 130 и 171 и написанный приговор для этой волости.
Жителям даётся 2 часа на выдачу бандитов и оружия, а также бандитских семей, и население ставится в известность, что в случае отказа дать упомянутые сведения заложники будут расстреляны через два часа. Если население бандитов и оружия не указало по истечении 2-х часового срока, сход собирается вторично, и взятые заложники на глазах у населения расстреливаются, после чего берутся новые заложники…».
Ну и так далее до полной победы социализма в одной отдельно взятой стране. Так кто он такой Михаил Тухачевский — полководец или ублюдок?
Семён Куперман думает, что полководец.
Если бы командующий войсками Тухачевский расстрелял не сотни и тысячи ни в чём не виновных людей, а только одного, он в соответствии с действующим в стране законодательством подлежал бы отдаче под суд, а суд просто обязан был бы вынести ему на серебряном подносе высшую меру наказания, и не в 1937 году, когда это, наконец, случилось, а ещё в 1921-м.
Блеск полководца Тухачевского несколько тускнеет, если вспомнить, как он во главе Западного фронта бежал от Варшавы до Минска под натиском польского войска во главе с маршалом Пилсудским.
Но, может быть, он, будучи начальником Генерального штаба РККА, предложил и осуществил такие реформы, после которых армия стала непобедимой. Предлагал он много чего. Большинство предложений отклонялось из-за их нецелесообразности или невозможности осуществить.
Были случаи, когда он, минуя своего непосредственного начальника, обращался с письмами к главе государства. Обычно так делают, когда хотят, чтобы на тебя обратили благосклонное внимание. Некоторые письма рассекречены и опубликованы. Например, в 1927 году он предложил Сталину произвести в наступающем 1928 году 50-100 тысяч танков.
В это время в армиях всех государств мира вместе взятых (кроме СССР) насчитывалось 3, или может быть 4 тысячи танков. Предположим, что все государства, имеющие танки,
сговорились между собой и в 1928 году совершили нападение на Советский Союз. Из теории военного искусства известно, что противостоять наступающему противнику можно, имея в распоряжении в 3 раза меньше сил и средств. Если исходить из задач обороны страны в тех конкретных условиях, то достаточно было бы иметь 1500 танков. Но, может быть, будущий маршал Тухачевский хотел объявить войну одновременно всем странам, имеющим танки. Тогда, исходя из необходимости тройного перевеса, нужно было бы иметь, скажем, 15 тысяч танков. Сталин, считавший себя обязанным осуществить задуманную Лениным мировую революцию, это понимал. Его резолюция на письме Тухачевского о красном милитаризме хорошо известна, потому что многократно опубликована. Удивительно, что он продолжал держать на ключевой должности такого некомпетентного человека.
Следует помнить, что индустриализация была ещё впереди, промышленность была полукустарной, и стали в 1927 году выплавлялось примерно 5 млн. тонн. Если считать, что вес одного танка того времени был 30 тонн (кстати говоря, его ещё предстояло спроектировать), то Тухачевский предлагал половину стали отдать на танки. А морской флот, а артиллерия? Я уже не говорю, что для невоенных целей сталь тоже требовалась. Теперь представьте себя на месте чиновника Госплана, который получил письмо Тухачевского с указанием главы государства принять его к исполнению. Этого, конечно, не могло быть, но пофантазируем. Если начальник Генерального штаба позволял себе фантазии из раздела «По щучьему велению», то нам тоже можно. Прежде всего, чиновник спросил бы: так, сколько нужно танков для армии — 50 тысяч, или 100 тысяч? Для первой цифры нужна одна мощность танкостроительных заводов, а для второй совсем другая. Потом бы чиновник спросил про ремонтные мастерские, про бензин, про танкистов и других специалистов, которых надо где-то учить, про автомобили, которые нужны в танковых частях, причём на каждую тысячу танков нужно 5000 автомобилей, про казармы для солдат и квартиры для офицеров. Получается, что одного щучьего веления может не хватить.
Таких простых вещей Тухачевский почему-то не понимал. Сложных тоже.
Так можно ли сопоставлять Тухачевского и генерала де Голля, который в условиях, когда Франция перестала существовать, как самостоятельное государство, создал движение сопротивления и французские вооружённые силы. Почему Семён Киперман так любит Тухачевского? Потому что в школе и в институте у него были пятёрки по истории. А учился он тогда, когда Н.С. Хрущёв приказал возвеличить Тухачевского, создать ему ореол полководца и военного мыслителя и был примерным учеником. По истории у него всегда были пятёрки. Наследие самого Хрущёва разрушено.
Но сказки, которые он нам в своё время рассказал, продолжают жить в головах тех, кто получал пятёрки, изучая сфальсифицированную историю.