КОНФЛИКТ ОСЛОЖНИТ СИТУАЦИЮ НЕ ТОЛЬКО НА КАВКАЗЕ

КОНФЛИКТ ОСЛОЖНИТ СИТУАЦИЮ НЕ ТОЛЬКО НА КАВКАЗЕ

Ситуацию в Закавказье по просьбе Русской службы «Голоса Америки» прокомментировал профессор Колумбийского университета Линкольн Митчелл.

— В какой мере, на ваш взгляд, развитие грузино-осетинского конфликта было прогнозируемым?
— Я думаю, в краткосрочной перспективе попытка Грузии взять под контроль Цхинвали была тактической ошибкой — потому что реакция России была полностью предсказуема. В более широком контексте, думаю, постоянные беспокоящие действия со стороны России в Южной Осетии и Абхазии поставили Грузию в очень трудное положение. Сказав это, должен признать, что не понимаю действий Тбилиси. Накануне военных действий я говорил своим друзьям в Грузии и американцам, которые следят за развитием событий, что для Грузии это плохо кончится, потому что Россия не будет сидеть сложа руки. Так и произошло, и это плохо для Грузии.

— Каково, по вашему мнению, может быть дальнейшее развитие событий?
— Я не думаю, что Россия собирается оккупировать Грузию. В какой-то момент Россия прекратит атаки, однако ущерб Грузии будет нанесен. Я имею в виду не только физический ущерб. Конфликт существенно ослабит грузинское правительство, что, я думаю, соответствует целям Москвы в регионе. Это будет иметь для Грузии отрицательные последствия: думаю, что план действий по членству Грузии в НАТО снимется с повестки дня.
Я также думаю, что это отдалит перспективы возвращения контроля Грузии над Абхазией, потому что Россия скажет всему миру: «Посмотрите, Грузии нельзя доверять, поэтому мы должны удвоить наши усилия по защите абхазов и русских в Абхазии». Россия усилит свое присутствие в Абхазии, и Грузия ничего не сможет сделать. Я думаю, что у западных друзей Грузии, и, прежде всего у США, связаны руки в этой ситуации. Несомненно, мы хотим помочь нашему другу, но было бы глупо ввязываться в конфликт с Россией. И русские это сознают. Если это понимаю я, сидя у себя в Манхэттене, то люди, сидящие в Кремле, это тоже понимают…
США сейчас вовлечены в другие конфликты, и нужно помнить, что Россия – сильное государство, а не какая-то маленькая страна, куда мы можем войти и навести порядок. Любой конфликт между США и Россией или между Россией и НАТО не будет способствовать решению конфликта в Южной Осетии. Никто в этом не заинтересован, и это не произойдет.

— Неужели руководство в Тбилиси не просчитало ходы, о которых вы говорите?
— Существует несколько вариантов. Возможно, в Тбилиси думали, что если они проведут молниеносную операцию, пока весь мир смотрит Олимпиаду, это им сойдет с рук. Возможно, у грузинского правительства есть соображения внутриполитического характера. Ведь правящая партия в Грузии объявила решение замороженных конфликтов приоритетной задачей, поэтому, возможно, это стало одним из факторов. Не исключено также, что в Тбилиси действительно думали, что ситуация развивается в опасном для них направлении.

— Что может в данной ситуации делать американская администрация?
— Наша первоочередная задача — остановить российские атаки против Грузии. Во-вторых, необходим серьезный разговор о путях разрешения этого конфликта. Нам не следует автоматически занимать прогрузинскую позицию. В то же время США не должны позволить России запугивать соседей. Но мы и не должны позволить втянуть себя в конфликт, который для всех плохо кончится…
США должны рассматривать наши дружеские отношения с Грузией в контексте наших отношений с Россией. Эти отношения могут быть разносторонними: по каким-то вопросам у нас могут быть разногласия, по другим мы можем сотрудничать. Но важно рассматривать эту ситуацию в более широком контексте.

Беседовал Михаил ГУТКИН, voanews.com