НАУЧНЫЙ ФУТУРИЗМ
Уильям Халал (William Halal), профессор Университета Джорджа Вашингтона (George Washington University), один из создателей Института Знаний и Инноваций (Institute for Knowledge & Innovation). Только что вышла из печати его последняя книга «Обещание Технологии: Экспертное Знание о Трансформации Бизнеса и Общества» (Technology's Promise. Expert Knowledge on the Transformation of Business and Society).
— Вы называете свой подход к изучению технологических изменений «эволюционным футуризмом». Что означает этот термин?
— Это ракурс книги, в ней я рассматриваю события в исторической перспективе. Я не думаю, что можно понять современную ситуацию в мире не используя эволюционной перспективы. Большинство людей не видят путей решения сложных проблем, перед которыми стоит мир, таких, как энергетический кризис, климатические изменения, распространение оружия массового уничтожения, глобализация и т.д. Мир становится более зрелым: сейчас мы проходим через «стадию знания» и двигаемся к новой стадии, которую я называю «стадия сознания». Информационные технологии и, в особенности, искусственный интеллект автоматизируют рутинные мыслительные действия человека. Вне зависимости от нашей воли, мы находимся на пороге сложного вопроса, который лежит в основе этих дилемм — вопроса сознания.
— Многие считают, что самые большие угрозы человеческой цивилизации в ближайшем будущем заключены в сферах энергетики и сохранения окружающей среды. Каков ваш прогноз в этом отношении?
— Прежде всего, отмечу, что книга основана на работе проекта TechCast, который опросил сто экспертов, чтобы собрать лучшие прогнозы во всех областях знания. По нашим предположениям, волну альтернативной энергетики следует ожидать примерно в 2020 году, когда 30% всей энергии будет поступать от возобновляемых источников: ветра, солнца, биомассы, ядерной энергии… Я думаю, солнечная энергетика имеет гигантский потенциал. Через 3-4 года она окончательно «дозреет», а через 10-20 лет до 30% всей потребляемой человечеством энергии будет поступать от Солнца.
— А с точки зрения климатических изменений?
— Ведущие страны договорятся о том, как контролировать глобальное потепление, примерно к 2013-2014 годам, в основном, с помощью введения особых налогов на выбросы углерода. В любом случае, сейчас человечество начинает меньше использовать нефть — а именно в ней таится основной источник проблемы. Так что энергетический кризис связан с необходимостью контролировать углерод. Рассматривая эти проблемы с позиции долгосрочной перспективы и учитывая знания экспертов, можно представить временные рамки этих событий.
— Какие еще технологические прорывы будут иметь революционные последствия?
— Прежде всего, стоит упомянуть искусственный интеллект. Важное значение также будут иметь компьютерные технологии: оптические, квантовые, биокомпьютеры и компьютеры, основанные на нанотехнологиях. Первыми разовьются оптические компьютеры: вероятно, мы увидим их уже через 5 лет. Примерно к 2020 году появятся биокомпьютеры и квантовые компьютеры. Новый класс мощных информационных систем будет в миллионы раз лучше, чем все, что у нас есть сегодня. К 2020 году компьютерный разум будет сравним с человеческим мозгом, и программное обеспечение будет достаточно развито для появления искусственного интеллекта. Это не будет идеальный искусственный интеллект — не думаю, что его появление вообще возможно — однако, он будет достаточно мощным, чтобы выполнять рутинные мыслительные задачи, заменяя человека. Хороший пример — навигационные системы GPS, которые упростили нахождение дороги из пункта А в пункт Б, сделав ненужными для шоферов географические карты.
Умные приборы проникнут в жизнь человека, сделав мир более разумным и позволив нам действовать мудрее. Человеческая мысль поднимется на более высокий уровень, точно так же, как механизация сельского хозяйства переместила людей с полей — на заводы и фабрики. Затем, из-за автоматизации работы промышленных предприятий, труд перешел в сферу услуг, которая теперь стремится в сферу знаний. И по мере того, как мы будем автоматизировать знание, человеческая деятельность переместится «за пределы знания» — в сферу убеждений, ценностей, взглядов, целей, выбора и других ценностей из сферы сознания, которое руководит нашей жизнью.
— Сейчас много говорят о технологическом разрыве, когда некоторые страны технологически развиты, а другие кардинально отстают от лидеров...
— Разрыв между развитыми и развивающимися странами на самом деле составляет только 5 лет. Отстающие — догонят. Возьмите, для примера, сотовую связь. В мире насчитывается больше 3 млрд. мобильных телефонов — то есть, такой аппарат есть у каждого второго человека. И это произошло всего за 10 лет. Или взгляните на телевидение: в самых бедных домах развитых стран есть телевизоры. Так что все сольется воедино.
— Как эти технологические изменения повлияют на общество?
— С глобализацией мир станет более сложным и беспокойным. Сейчас чуть менее 1 млрд. человек живут в индустриально-развитых обществах, как, например, американцы, европейцы и японцы. Это число достигнет 5 млрд. к 2020-2030 годам. Объемы мирового валового продукта увеличатся почти в четыре раза. Это огромная перемена! Аналогичными темпами будут изменяться потребности в энергии, расти нагрузка на окружающую среду, происходить глобальные климатические изменения, вестись борьба за дефицитные ресурсы, за место на рынке и т.д. Это будет сложный период, в любом случае, он не будет напоминать Утопию. Люди и организации должны будут меняться и адаптироваться очень быстро.
В сфере бизнеса будут происходить два процесса, которые заметны уже сегодня. Во-первых, бизнес-структуры станут более децентрализованными, чтобы люди сами контролировали свою работу, а не были скованы безжизненными бюрократическими рамками. Под термином «организация» следует понимать собрание самоуправляемых единиц, ответственных за собственную продуктивность, свободных и предприимчивых. Организации становятся системами, которые управляются снизу вверх.
Это очень мощная идея. Мы наблюдаем этот процесс уже сейчас, и он ускоряется, совпадая с приходом нового поколения, поколения миллениума. Это люди, которые не хотят работать в бюрократических системах, а хотят делать то и тогда, что и когда выбирают сами. Новое поколение хочет иметь возможность продвигаться, действуя максимально эффективно.
Сущность второй кардинальной перемены — в том, что прибыль перестает быть главной целью корпораций. Это уже устарело. Подобная философия имела значение в индустриальных обществах, когда главной целью капитала было строительство заводов и кадровой инфраструктуры. Но сейчас главный фактор производства — не капитал, а знания, которыми обладают люди. Корпорация превращается в политическую коалицию акционеров: инвесторов, служащих, клиентов, поставщиков, дистрибьюторов и потребителей. Организация становится «корпоративной общиной»: все эти люди важны для успеха предприятия.
Принцип всеобщей ответственности не исчезнет, потому что никто не хочет нести индивидуальную ответственность за свою работу, но все хотят так или иначе получать выгоду. А концепция совместной корпоративной общины наделяет бизнес новой ролью — создавать больше различных ценностей, в том числе больше прибыли для инвесторов. Когда это произойдет, все изменится. Корпорация превратится в систему, целью которой является общественное благо, и только часть этого блага — прибыль для инвесторов.
— А как насчет государственной и политической систем?
— Национальный суверенитет — еще одна устаревшая идея. Конечно, государства хотят сохранять как можно больше власти. Но идея о том, что любая страна может делать, что хочет, стала провальной для Администрации Буша. Вторжение в Ирак не удалось, потому что оно было нелегитимным, у него не было поддержки.
Пришло время всем странам работать сообща. Я не знаю, как это произойдет, может быть, с помощью ООН, может быть, путем создания каких-то специальных комиссий. Но сегодня сотрудничество — явно недооцененная возможность. Со временем будет расти сотрудничество с целью формирования глобального общества, потому что проблемы энергетики, сохранения окружающей среды и распространения оружия массового уничтожения нельзя решить по-другому. Люди знают это.
— Обычно за революциями следуют контрреволюции. Где есть прогресс, там есть и регресс. Не ждет ли новый мировой порядок более мрачная перспектива?
— Многим людям придется тяжело. Тем, кто предан идеалам прибыли и капитализму, будет чрезвычайно сложно отказаться от принципов, на которых основана их экономическая деятельность. Они будут называть эти процессы «социализмом». Но это не социализм — это просто форма демократии, экономической демократии. Это более плодотворная среда для корпораций, которые функционируют в гармоничном обществе.
Сложно будет заставить людей принимать на себя ответственность в самоуправляемых организациях. Часть населения способна это делать, например, те люди, которые владеют домами и воспитывают детей. Но так способен поступать далеко не каждый. Будет сложно, и будет совершено множество ошибок, за которые придется платить. Но эти изменения необходимы, чтобы выжить в новом мире.
— Однако в любой игре всегда есть и победители, и проигравшие...
— Проиграют те, кто не захочет войти в новый мир — как, например, американские автопроизводители. Стыдно то, каким образом они позволили японцам завладеть рынком. В результате энергетического и экологического кризисов у японских производителей автомобилей есть огромное преимущество — «гибридные» технологии и электромобили. Американские автомобильные концерны утратили конкурентоспособность, зарабатывая деньги на больших машинах. Японцы поступили осторожнее, обратив внимание на тенденции в энергетике и экологии. Вопрос в том, чтобы знать, в каком направлении меняется мир и иметь смелость начинать новые рискованные проекты, бросая устаревшие отрасли, продукты, привычки...
— Каков ваш прогноз на 2050 год?
— К 2030 году или даже раньше мир столкнется с тем, что я называю «глобальным кризисом зрелости» — потребностью адаптироваться к новым парадигмам объединенного экологически рационального мира, с учетом новейших технологий. К 2050 году все стабилизируется, мы разработаем всемирную систему какого-то нового типа. Астрономы называют это «Цивилизацией типа 1» — объединенной планетой. Обычные люди начнут считать себя гражданах мира, так же как европейцы сейчас считают себя гражданами Европы, а не французами, немцами или испанцами. Мир станет одной системой, состоящей из разных стран, которые действуют сообща.
— Опишите обычный день среднестатистического человека в 2050 году. Как люди будут работать и отдыхать?
— У нас будут электромобили, которые будут получать питание из децентрализованной энергосистемы с огромным количеством поставщиков: малый бизнес и частные дома будут поставлять в эти системы свою излишнюю энергию. На задних дворах можно будет увидеть ветряные мельницы, а на крышах — солнечные батареи. Без сверхзвуковых самолетов будет не обойтись в объединенном мире, где от 5 до 6 млрд. человек будут жить в индустриально-развитых обществах. Путешествие из Нью-Йорка до Токио будет занимать всего 3 часа. Китай и Индия будут развитыми странами. Большинство людей будут работать в высокоразвитых индустриях, но самая сложная работа будет связана с социальными дилеммами, сохранением жизнеспособности системы.
Я не думаю, что сейчас люди к этому готовы. Мы до сих пор придерживаемся провинциальных взглядов: «Мы американцы, вы европейцы...». Поэтому человеческое сознание должно перейти на новый уровень.
Washington ProFile