КОНЕЦ «ЧЕЛОВЕКА ТЕНЕЙ»
Петр ЛЮКИМСОН
НАНЕСЕН ОЩУТИМЫЙ УДАР ПО СИРИЙСКИМ СПЕЦСЛУЖБАМ
«Человек теней» — таково было прозвище генерала Мухаммеда Сулеймана, убитого на прошлой неделе в городе Тартусе на пляже с романтическим названием «Золотой песок». Кто бы ни стоял за этим убийством, он нанес ощутимый удар и по сирийским спецслужбам, и лично по президенту Сирии Башару Асаду.
Официально генерал Мухаммед Сулейман значился одним из советников по национальной безопасности президента Башара Асада. Ни для кого никогда не было секретом и то, что он являлся самым близким к Асаду советником. Однако подлинная роль генерала Мухаммеда Сулеймана в военных кругах Сирии стала ясна лишь недавно. Не исключено, что это «прояснение» самым непосредственным образом связано с теми показаниями, которые дал американцам (при молчаливом присутствии сотрудников «Моссада») бежавший в США иранский генерал Рези Аскар.
Как выяснилось, в последние годы генерал Мухаммед Сулейман специализировался на так называемых «особых проектах» сирийского военного ведомства. В числе прочих, таким проектом являлось строительство ядерного реактора, разрушенного не так давно израильскими ВВС. Кроме того, Мухаммед Сулейман был тем самым человеком, который отвечал за связи сирийской армии с руководством организации «Хизбалла», и в этом качестве постоянно находился в контакте с Имадом Мугние — до того самого момента, разумеется, пока Мугние не взлетел на воздух в самом центре Дамаска.
Для того чтобы понять, как много значил генерал Мухаммед Сулейман для режима Асада, стоит хотя бы бегло пролистать основные страницы его биографии. Его вхождение в высшие армейские и политические круги Сирии было обусловлено тем, что Сулейман волею судьбы оказался однокурсником и близким другом Баселя Асада, старшего сына президента Хафеза Асада. Эта дружба продолжилась и после окончания обоими молодыми людьми Дамасского университета и обеспечила стремительную армейскую карьеру Мухаммеда Сулеймана — он очень быстро дорос до командира батальона. Затем следует новый виток его карьеры: Сулейман направляется в качестве военного атташе Сирии в Советский Союз. Здесь он в течение короткого времени не только в совершенстве освоил русский язык, но и стал крупным специалистов в области систем ПВО, а также танковой и артиллерийской техники.
Вернувшись из Москвы, Мухаммед Сулейман входит в ближайшее окружение Басаля Асада и практически руководит всеми закупками оружия для Сирии. В это же время он становится командующим элитным 41-й бригадой республиканской гвардии — подразделением, которое, по сути дела, осуществляет личную охрану президента и его семьи. После гибели Басаля Асада в весьма странной автокатастрофе, генерал Сулейман сближается с Башаром Асадом. Он становится личным инструктором Башара на специально организованных для того офицерских курсах и вообще неотступно следует за сыном президента. После того, как Хафез Асад назначил Башара своим официальным преемником вместо покойного Баселя, Мухаммед Сулейман входит в круг официальных советников последнего.
Так что вряд ли стоит удивляться тому, что по-настоящему звезда генерала Мухаммеда Сулеймана взошла после смерти Хафеза Асада. С этого момента и до последнего своего дня генерал Мухаммед Сулейман играл ключевую роль в окружении сирийского президента. Поначалу он был своего рода начальником отдела кадров Башара Асада: любое назначение на сколько-нибудь ответственный пост в партийной, военной или административной системе Сирии требовало одобрения генерала Сулеймана. Затем, как уже было сказано, в сфере деятельности Сулеймана оказались «особые проекты». Он по-прежнему осуществлял все связи с Россией, и в итоге добился от Владимира Путина разрешения на продажу Сирии новейших систем российских ПВО и других видов оружия. В качестве связного между Дамаском и Багдадом генерал Сулейман отвечал за переправку в Сирию в 2003 году всех запасов иракского химического оружия. Как ответственный за связи с «Хизбаллой», именно он, возможно, стоял за покушением на Рафика Харири. И, что уж совершенно точно, именно Мухаммед Сулейман организовывал все военные провокации, позволявшие сирийской армии вновь и вновь продлевать свое пребывание на территории Ливана. Наконец, как уже было сказано, именно генерал Сулейман руководил сирийской ядерной программой и осуществлял контакты с руководством Южной Кореи.
О ликвидации генерала Сулеймана известно немногое. По версии арабских СМИ, он был убит снайперским выстрелом в тот самый момент, когда наслаждался солнцем и шумом прибоя на берегу моря. Причем стрелял снайпер со стороны моря, видимо, из качающегося на волнах катера, что требовало от него немалого искусства. Ясно одно: это была прекрасно спланированная и блестяще осуществленная операция, которая сделала бы честь спецслужбе любой страны мира. Башар Асад после всего происшедшего находился в состоянии шока, и это было немедленно отмечено ведущими новостей телеканалов всех арабских стран.
Вопрос о том, кто именно ликвидировал Мухаммеда Сулеймана, остается открытым. Военные обозреватели различных мировых СМИ в числе стран, заинтересованных в гибели генерала Мухаммеда Сулеймана, первым назвали Израиль. В то же время они не исключают того, что киллер мог быть послан американцами. Наконец, учитывая запутанность взаимоотношений между Сирией, Ираном и «Хизбаллой» в последнее время эти обозреватели не исключают того, что Сулейман мог быть ликвидирован иранцами или боевиками «Хизбаллы». Почему?! Да хотя бы потому, что иранцы и люди Насраллы заподозрили Сулеймана в том, что это он организовал убийство своего старого боевого товарища главнокомандующего «Хизбаллы» Имада Мугние.
Более того — нашлись и те, кто утверждает, что Сулейман вполне мог стать жертвой внутренних разборок в сирийском руководстве.
Официальный Иерусалим, как всегда, никак не отреагировал на сообщение об убийстве человека, который долгие годы был, по сути дела, правой рукой нынешнего президента Сирии. Лишь некий анонимный представитель «Моссада» заявил, что «кто бы ни провел операцию по ликвидации генерала Сулеймана, он нанес чрезвычайно болезненный удар и по президенту Башару Асаду, и по его режиму. Генерал Сулейман держал в своих руках многие нити, или, точнее, важнейшие рычаги как военной машины Сирии, так и ее спецслужб. Так что я не удивлюсь, если после его гибели эти спецслужбы начнет довольно сильно лихорадить».
«Секрет» — «Континент»