ДОРОГА ДЛЯ «ПРАВОВЕРНЫХ» ПРИВЕЛА К КОНФЛИКТУ

ДОРОГА ДЛЯ «ПРАВОВЕРНЫХ» ПРИВЕЛА К КОНФЛИКТУ

Захарий КОПЫСТЕЦКИЙ

Впервые с момента окончания последней Балканской войны в Боснии и Герцеговине разразился крупный межэтнический скандал. Решение городских властей Сараево выкрасить часть тротуаров в зеленый цвет вызвало бурю протеста со стороны православных сербов и католиков-хорватов. Как утверждают аналитики, дело может дойти до открытых уличных столкновений на религиозно-этнической почве.
Трудно сказать, кому из чиновников сараевской мэрии впервые пришло в голову покрасить асфальт тротуаров исторической части города в зеленый цвет. Пожалуй, уже никто точно не ответит на вопрос, зачем на «художественное оформление» автомобильных парковок, остановок общественного транспорта и даже пешеходных зон были истрачены сотни тонн краски, которую в экспертной среде называют «поздним апрелем».
Представители коммунальных служб, выполнявшие распоряжение горадминистрации, наверняка и подумать не могли, до чего доведет попытка «облагородить внешний вид федеральной столицы». И, наконец, полиция пока не выдвигает даже версии того, каким образом в соответствующих зонах появились таблички с надписью «Только для мусульман». Но факт остается фактом: восточная сторона главных улиц города радикально отличается от западной своей «зеленью», а многие местные жители путаются в выборе «правильного пути».
Первыми на акцию сараевской мэрии отреагировали католики. Глава влиятельной организации «Хорватская свобода» Лео Плочкинич подчеркнул, что разделение улиц по религиозному принципу не только противоречит всем нормам международного права, но и провоцирует жителей федеративного объединения Босния и Герцеговина на новые конфликты. «В свое время на оккупированных нацистами землях были созданы так называемые «зеленые зоны для арийцев» — одна сторона улицы предназначалась для немцев, а другая — для всех остальных», — напомнил Плочкинич, — Чем мусульмане Сараево отличаются от гитлеровцев?».
Той же точки зрения придерживаются и сербские радикалы. «Получается, что мы, христиане, в Боснии и Герцеговине — люди второго сорта», — сказал руководитель боснийского отделения организации «Славянский фронт» Красимир Велич. «Все это происходит в XXI веке на глазах у европейского сообщества, куда так стремится вступить Боснийская Федерация», — отмечает он.
Дальше — больше. В дело вмешались завсегдатаи кафе — мест, где на Балканах традиционно делается политика. Вооружившись краской соответствующих цветов (хорваты — красной, сербы — белой), они принялись «искоренять зелень» вокруг своих заведений. Пресловутые таблички, регулирующие хождение граждан по той или иной стороне улицы, были заменены на единодушные «Открыто для всех», но вот именно в этих районах города нападения на мусульман стали приобретать постоянный характер.
Сараевская полиция недоумевает — зачем кому-то понадобилось в очередной раз играть на религиозных чувствах боснийцев? «Прежде всего, стоит отметить, что таблички с надписью «Только для мусульман» на «зеленой части» тротуаров — не более чем провокация или хулиганская выходка, — говорит патрульный инспектор Недим Прелич, — сейчас таковых в центре Сараево не осталось. Мы будем их ликвидировать по мере поступления, а самих провокаторов — задерживать».
В мэрии Сараево полагают, что зеленый цвет тротуаров — неплохое творческое воплощение идеи создания позитивного имиджа боснийской столицы. Ни о каком религиозном подтексте якобы речи быть и не может. «Я не понимаю, что может быть криминального в обычном облагораживании города, — заявляет архитектор Арима Хафизович, — если так пойдет и далее, мы будем обвинять в разжигании религиозной розни власти тысяч городов мира, где есть, скажем, граффити».
Впрочем, ситуация уже вышла за рамки банального городского скандала. Парламент Республики Сербской (кантональной части Боснии и Герцеговины) обратил внимание Европейского Союза на участившиеся случаи притеснения христиан региона. Так, например, подавляющее большинство глав местных администраций составляют мусульмане. Представители этой конфессии получают льготы при разделе земли и начислении пенсии, в то время как православные сербы и католики-хорваты порой сталкиваются с дискриминацией даже при приеме на работу.
Согласно основным пунктам международного законодательства, регулирующего существование Федерации Боснии и Герцеговины, все административные функции поровну делятся между представителями трех основных этносов страны. Федерация, как кандидат на вступление в ЕС, провозглашает своей целью «создание сильного демократического общества, в котором соблюдаются все права и свободы человека». Но, создавая в 1995 году многонациональную федеративную республику Босния и Герцеговина, США и Евросоюз явно не обратили внимания на целый ряд исторических ошибок, допущенных «политиками-миротворцами». Принцип «все отобрать и поделить» здесь оказался попросту неприменим.
Относительно зажиточные мусульманские регионы страны никогда не будут отчислять львиную долю своих доходов малоимущим сербским и хорватским анклавам, а формирование «совместных органов власти» приводит не только к откровенному мордобою в парламенте, но и к столкновениям на улицах.
Как стало известно накануне, Республика Сербская уже инициировала выход из состава федерации, а местные радикалы призывают по принципу «сараевских тротуаров» выкрашивать автобусные остановки в Баня-Луке и Пале в белый цвет («только для сербов»). Похоже, именно сейчас в Боснии и Герцеговине назревает грандиозный межэтнический конфликт.
Бывший президент Социалистической Федеративной Республики Югославия Иосип Броз Тито как-то сравнил Боснию с гигантской цистерной, в которой находятся тонны горючего. Любая спичка, поднесенная к ней, может привести к огромному пожару. Что ж, подобной спичкой вполне могут стать зеленые тротуары Сараево.

Rosbalt