СВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ
Юрий ЗЕЛЬЦЕР, Детройт
Что случилось с Великой страной, страной мечты всех народов? Жизнь из благодати (но не лежа на диване в ожидании манны небесной, а трудно работая и создавая себе и стране счастливую жизнь) превращается в преодоление трудностей и ожидания достойной жизни в БУДУЩЕМ. Иммигранты из «красного пояса» это слышали и не дождавшись сбежали в страну их мечты. Я не знаю, как живут в настоящее время по всей стране, но в Мичигане и особенно в пределах Большого Детройта, — живут трудно. Катастрофическая безработица, по причине частичной остановки автогигантов, которые «кормят» этот регион. Гиганты автостроения влачат жалкое существование, и все предприятия, завязанные на эти заводы, уже почти не живут. На улицу выброшены работники высокой квалификации, и что особенно грустно — они уже не молоды. Работая на ответственных инженерных должностях и получая хорошую зарплату, они и жили совсем неплохо — большие и хорошие дома в престижных районах, дорогие машины, НО ЭТО ВСЕ КУПЛЕННО ВЗАЙМЫ. И вот они потеряли работу, платить кредиты и продать свою недвижимость не могут. В Большом Детройте недвижимость не покупается, а только продается. Положение не решаемое, так как накопить деньги за 10-15 лет невозможно и поэтому за кредиты платить нечем. По моему мнению, Президент должен признать Мичиган или Большой Детройт территорией СТИХИЙНОГО БЕДСТВИЯ и направить для этого федеральные средства. Но эти, пока мифические деньги, должны быть переданы АДРЕСНО. Руководители и топ-менеджеры обязаны выправлять положение за счет СВОИХ ЛИЧНЫХ СРЕДСТВ, из получаемых ранее заоблачных зарплат. Где они были раньше, почему не предвидели, что помимо мощных и прожорливых авто нужны и малолитражки? Почему правительство не защитило своих производителей от агрессии японских и корейских производителей? Безоглядная любовь к свободному рынку и глобализации дорого обходится местным предприятиям, а ведь, играя таможенными квотами и политикой взимаемых налогов, эту катастрофу отечественного автостроения можно было предотвратить.
Помогать нужно уволенным работникам, например, увеличивая время получения пособия и предоставления им беспроцентных ссуд на продолжительное время, но это должно касаться только владельцев домов, которые используются для жизни своей семьи, но не должно касаться владельцев домов для бизнеса.
Но экономическая ситуация очень плоха не только в Мичигане, где она стала катастрофой, она чрезвычайна и по всей стране. Как могло это случиться? Правительство занималось не тем, что надо было для народа. Почуяв неладное в экономике, Президент добился уменьшения налогов владельцам «заводов и пароходов» в надежде, что они организуют новые рабочие места. Президента предупреждали, что из этой затеи ничего не получится, так и случилось — появилось немного рабочих мест, но не в стране, а вне ее, экономика не воспряла и стало очевидным, что БОГАТЫЕ СТАЛИ БОГАЧЕ, а БЕДНЫЕ БЕДНЕЕ. Дальше — больше: финансовые «боги» Гринспен и Бернанке почти все время уменьшали кредитные ставки и добились — КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ОБЕСЦЕНИВАНИЯ ДОЛЛАРА (забыло правительство, что доллар МИРОВАЯ ВАЛЮТА), отсюда заоблачные цены на бензин и очень доступные кредиты. Начался строительный бум, перешедший в ПУЗЫРЬ, который и лопнул. Да тут еще две очень прожорливые войны (кстати, совершенно ненужные). Вот и результат. Президент начал НАЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ банки (кстати, социалистическая мера), бросил на спасение ликвидности 700 млрд. Кому и кого надо спасать — УОЛЛ-СТРИТ, а где те контрольные органы, которые проморгали ДУТУЮ Ипотеку, где топ-менеджеры, финансовые воротилы с их ЗАОБЛАЧНЫМИ ЗАРПЛАТАМИ и простые спекулянты. Вот они и должны спасать страну своими ЛИЧНЫМИ, НЕ СПРАВЕДЛИВО ЗАРАБОТАННЫМИ ДЕНЬГАМИ. Я давно писал, свободный рынок надо «НЕМНОГО» регулировать, конечно, ГОСПЛАН И ГОССНАБ не нужны, но какие-то рычаги должны быть, а то свободный рынок и глобализация такое устроят, что мало не покажется. Да, свободный рынок и глобализация — это ВЕЛИКОЕ БУДУЩЕЕ, но сегодня мир еще не готов к этому. Не надо торопиться, а то получится как попытка несвоевременного построения демократии в Ираке и Афганистане.