АРМЕНИЯ И ТУРЦИЯ: ДО МИРА ОЧЕНЬ ДАЛЕКО
Рамис ЮНУСОВ
После того, как президент Турции недавно с коротким визитом посетил Ереван, где проходил футбольный матч между сборными Армении и Турции, во многих средствах массовой информации Армении стали поговаривать о возможном потеплении во взаимоотношениях двух соседних стран. Более того, стали поговаривать даже о таком же визите президента Армении Сержа Саркисяна, который, по сообщениям армянских и турецких СМИ, должен состояться 16 октября.
Президент Армении Серж Саркисян в Турцию не едет. «В повестке президента Армении Сержа Саркисяна подобные визиты не запланированы», — заявил пресс-секретарь президента Армении Самвел Фарманян, комментируя сообщения СМИ о якобы запланированном на 16 октября «визите президента РА в Анкару».
Напомним: речь шла о поездке Сержа Саркисяна на ответный матч турецкой сборной против армянской. Первая игра состоялась 6 сентября на стадионе «Раздан» в Ереване, и именно на просмотр этого матча Серж Саркисян и пригласил президента Турции Абдуллу Гюля, после чего главной политической новостью региона стала «футбольная дипломатия» и возможная нормализация отношений между Турцией и Арменией. Напомним, что матч закончился победой сборной Турции со счетом 2:0. Тогда же Абдулла Гюль пригласил Сержа Саркисяна на совместный просмотр ответного матча турецких и армянских футболистов.
Теперь же в Ереване заявляют четко: Серж Саркисян в Анкару не едет, и в переводе с языка дипломатических жестов это означает, что «футбольная дипломатия», начавшаяся на стадионе «Раздан», «турецкого» продолжения не получила, причем точку в ней поставила Армения. И по крайней мере, примечательно, что, стремясь опровергнуть сообщения турецких СМИ, пресс-секретарь президента не советовал подождать и не уточнял, что время еще есть, и решения еще не принято, а выступил с жестким опровержением, «двойного толкования» не допускающим даже в принципе.
И на этом фоне уже совершенно иначе выглядит тот факт, что в своем программном выступлении в парламенте президент Серж Саркисян такой темы, как армяно-турецкий диалог не коснулся вообще. Словом, «футбольная дипломатия» оказалась отброшенной к нулевой точке вскоре после того, как на церемонии вручения своих верительных грамот тому же Сержу Саркисяну новый посол США в Армении Мари Йованович весьма оптимистично высказалась и по поводу скорого урегулирования конфликта с Азербайджаном, и в связи с не менее скорой нормализацией отношений с Турцией.
Плюс ко всему опровержение Самвела Фарманяна прозвучало на весьма интересном фоне: если в первые дни после старта «футбольной дипломатии» в армянских СМИ рассуждали об открытии границы с Турцией как о свершившемся факте, то теперь в проправительственных масс-медиа развернута впечатляющая антитурецкая истерия. Так, официальный «Голос Армении» опубликовал на своих страницах результаты опросов общественного мнения, согласно которым, возможным примирение Армении и Турции считают только 24% опрошенных. 43% выражают сомнения в возможности такого сценария, а еще 33% не верят в примирение в принципе. Кроме того, 76% готовы мириться, только если Турция выполнит армянские «предусловия». И тот же «Голос Армении» опубликовал статью под красноречивым заголовком «Актуализация Севра», автор которой указывает: «Историки считают прерогативу реализации Севрского договора приоритетным направлением внешней политики Армении». Как продолжает газета, «возможности актуализации (то есть политической реанимации) Севрского договора от 10 августа 1920 года и включение этой темы в повестку армянской внешней политики были рассмотрены 25 сентября в ходе «круглого стола», организованного рядом творческих союзов Армении и аналитическим центром «Модус». С докладом по данной проблематике выступил бывший посол Армении в Канаде Ара Папян. Один из основных тезисов докладчика заключался в том, что с правовой точки зрения Севрский договор остается в силе до наших дней, поскольку последовавшие затем договора, регулирующие вопросы армяно-турецкой границы (Александропольский, Московский и Карсский), нелегитимны из-за нелегитимности сторон, подписывавших эти договоры. Именно это обстоятельство, по мнению докладчика, дает официальному Еревану основания поднять вопрос Севрского договора, согласно которому территория Армении должна была существенно превосходить нынешнюю за счет включения в состав республики трех бывших вилайетов Османской империи».
Формально, конечно, Ара Папян никого, кроме себя, не представляет, и приставка «экс-» дает ему право на куда более свободные высказывания, чем в бытность его послом Армении в Канаде. Но если учесть, как пространно и с какой явной симпатией освещает его выступление проправительственный «Голос Армении», это повод задуматься о многом. Тем более на фоне того, что притязания на турецкие земли официально закреплены в армянской Декларации о независимости,
Версия, что президент Серж Саркисян просто не выдержал внутриполитического давления, как минимум имеет право на существование. В особенности с учетом того факта, что в Армении, похоже, только теперь осознали: приезд Абдуллы Гюля в Ереван еще не означает, что Анкара готова выполнить все требования Армении, и для открытия границы все равно придется выводить войска с оккупированных азербайджанских земель и отказываться от территориальных притязаний к самой Турции. А это решение, мягко говоря, непростое.
Руководство Армении проводит «предательскую внешнюю политику» в вопросе Нагорного Карабаха, заявил на своей пресс-конференции 2 октября председатель общественной инициативы «Защита освобожденных территорий» Жирайр Сефилян. По его мнению, внешнеполитическая линия руководства Армении связана с желанием Сержа Саркисяна «легитимизировать свой незаконный режим в глазах мировой общественности, продлить свое пребывание у власти», и это, по убеждению Сефиляна, происходит ценой уступок Турции, о чем, как и о тайных переговорах, Сефилян узнал из турецкой и азербайджанской прессы.
«Во время своего визита в Баку президент Гюль в прессе заявлял о том, что скоро армянские войска будут выведены из Карабаха, и что армянская сторона дала на это свое согласие. Гюль не простой человек, чтобы делать такие заявления, а руководитель состоявшегося государства. Руководители же нашей страны никак не реагировали на них — было полное молчание, поэтому я склонен думать, что тайные переговоры имели место, и наше руководство пошло на уступки», — отметил бывший участник карабахской войны. Жирайр Сефилян также раскритиковал предложение Сержа Саркисяна к Азербайджану об инвестировании экономики Карабаха. «Это верх предательства. Они превращают в предмет торга нашу историю, борьбу, память жертв, наше будущее. Азербайджанцы смеются над нами, предлагают нам определиться с ценой и продать им Карабах», — заявил он. Жирайр Сефилян на политическом поле Армении, быть может, и не «звезда первой величины», но вот в том, что так в Ереване думает не только он, сомневаться не приходится.
Но точно так же имеет право на существование и версия, что армянские ультранационалисты получили вполне ощутимую поддержку извне. Потому как и статьи в газете, и результаты социологического опроса можно было без труда «обойти» или же просто проигнорировать. А вот заявление Самвела Фарманяна о том, что визит в Анкару не планируется — это уже событие иного порядка. И как минимум заслуживает внимания тот факт, что прозвучало оно как раз в те дни, когда в Армении находился с визитом министр иностранных дел России Сергей Лавров.
По вполне понятным причинам, наиболее интригующие подробности переговоров, которые Сергей Викторович вел в армянской столице, остались за закрытыми дверями, однако вряд ли стоит в который уже раз напоминать, что нынешние процессы на южнокавказском политическом поле не могут не тревожить Россию. В Москве прекрасно отдают себе отчет, как далеки от действительности новомодные уверения, что, дескать, в основе готовности Турции нормализовать отношения с Арменией лежит стремление Анкары сблизиться с Москвой: в реальности эта нормализация лишит Россию последнего «стратегического союзника» на Южном Кавказе, тем более что эта страна после войны в Грузии и так осталась в изоляции от своего «гранд-патрона»: неслучайно, что армяно-турецкий диалог продвигали главным образом США. Не говоря уже о том, что Москву не может не тревожить и изменение баланса сил в Минской группе, где все большую активность проявляет Турция и где участие самой России оказалось под вопросом. Не говоря уже о том, что в случае урегулирования конфликта как такового Москва теряет единственный безотказный рычаг давления и на Армению, и, что еще более важно, на Азербайджан. А тогда уже по меньшей мере не стоит исключать, что в ходе своего визита Сергей Лавров прямо посоветовал Сержу Саркисяну не особо усердствовать на турецком направлении.