ГЕНИЙ — И СТЕБ. К ПОКАЗУ ФИЛЬМА «МОЙ МУЖ ГЕНИЙ» ПО РОССИЙСКОМУ ТЕЛЕВИДЕНИЮ
Юрий МАГАРШАК
Интерконтинентальная реплика
Посмотрел фильм (а также взвешенное и разумное обсуждение в передаче Гордона оного — но главное фильм). Чувство, оставшееся после просмотра фильма о великом физике Ландау глазами его жены (или как бы глазами его жены) — даже не омерзение: ужас. И дело даже не в том, что в нем показан вовсе не гениальный ученый, создатель великой российской школы теоретической физики, оказавший колоссальное влияние на российскую интеллектуальную жизнь вообще. Ужас от того, что фильм этот — свидетельство ужасающей деградации. Не авторов фильма — общества.
Глазами женщины и жены великие люди могут быть очень непохожими на их гламурный образ с иконостаса культуры, это бывает. И женщины, даже любящие, не всегда любят за гениальность, нередко за что-то совсем другое. Что действительно ужасает — это абсолютное отсутствие уважения к тому, что составляет гордость русской культуры. Полное пренебрежение к уникальному — не только в России, в мире — уровню интеллекта и интеллектуальной жизни, которая была в ведущих академических университетах СССР. К людям науки и мысли. В фильме (вовсе не бездарном) показано полное пренебрежение к женщине, русской женщине, на стороне которой — как декларируется авторами фильма — они активно находятся.
Авторов забавляет нижнее белье советской эпохи, примитивность которого они не устают смаковать. Не сомневаюсь, что, раздеваясь, участницы и создательницы фильма в 2008 году демонстрируют тем, кого любят, значительно более совершенные изделия на своем теле. Однако они не понимают того, что женщины, которых привлекали ученые, а также поэты, режиссеры, композиторы, люди интеллекта, — были не просто красивыми. Они были музами. Они умели вдохновлять — и вдохновлялись сами. Это был совершенно уникальный пласт русской культуры, делавший в общем-то довольно беспросветную и серую жизнь в Советском Союзе возвышенной, привлекательной для лучших умов Европы и Америки. Причем, несмотря на то, что сейчас женщинам этого круга и этой эпохи (некоторые из которых были показаны в передаче Гордона) за шестьдесят, они по-прежнему прекрасны. Для того чтобы быть красивой в семнадцать, красивой надо родиться. А для того, чтобы быть красивой в двадцать семь, сороке семь, семьдесят семь и сто двадцать семь, надо светиться изнутри.
Актриса, игравшая жену Ландау, в передаче Гордона выглядела ошеломляюще прекрасной. Однако в фильме эта ее благородная красота, как и красота остальных женщин, постановщиками была полностью перевернута. Она была только телесной, сексапильной, вульгарной. Это неправда! Не такими были и остаются женщины, которых мы — люди науки, искусства, литературы 60-х, 70-х, 80-х любили — а тем более, лучшие из нас, имевшие уникальный вкус и большой выбор (по причине интеллектуального превосходства и общественного статуса) первых среди равных. Это были в подавляющем большинстве благороднейшие и прекрасные во всех отношениях создания. Речь их была столь же прекрасна, как лицо, тело, улыбка и помыслы.
Я полагал, что мое мнение как человека, живущего главным образом на Западе, может показаться предвзятым. Но первый же звонок редактору одной из популярных московских газет показал, что по сравнению с ним я в отношении этого фильма — пылкий поклонник. «Мне кажется — сказал он с горечью, — что этот фильм закрывает традицию фильмов об ученых, начатую «Девятью днями одного года». Думаю, что следующий нормальный фильм о людях интеллекта в России появится лет через тридцать. Фильм этот — конец эпохи уважения к интеллекту в нашей стране — и не оставляет ни малейших надежд на ее возрождение». Говоря по правде, такая перспектива и в самом деле может привести в ужас. Люди, посвятившие жизнь познанию и созиданию, в современной России заслуживают, в лучшем случае, сожаления, а в худшем (как в этом фильме) издевки. Интересно, что сказало бы по этому поводу столь популярное ныне голосование телезрителей?
В искусстве позволено многое. Дадаисты шокировали мир, когда вход на их первую выставку был проложен через мужской туалет. Но стеб уместен, если наряду с ним имеется нормальная культура, неизмеримо более влиятельная, являющаяся системой отсчета. Но о какой точке отсчета уважение к людям созидания и познания может идти речь сегодня, если на всех каналах о науке есть всего лишь одна передача Капицы — да и та отодвинута на неудобное время?
Роскошная жизнь, многомиллионные виллы и персональные самолеты тех, кого называют сегодня Российской элитой, потрясает — и само по себе честно добытое благосостояние не могло бы не радовать. Если бы, говоря с теми, кто должен быть гордостью страны, ее надеждой на возрождение — с докторами наук, с профессорами самых различных специальностей и специалистами-профессионалами в любой области научно-технологического созидания — не оказывалось, что они в подавляющем большинстве существуют на грани выживания. Такая диспропорция является позором России. Фильм, в котором позволяют себе стебаться (другого слова не нахожу) над лучшими людьми Отечества, является составной частью этого позора и вносит в него свою — отнюдь немалую, учитывая имя того, о ком он поставлен, и полное отсутствие других фильмов на ту же тему — лепту.
Давайте забудем об этом фильме. Давайте взглянем на проблему, которую он вольно или невольно затронул. Задумаемся о том, кто является героем страны, ее гордостью, ее надеждой. Неужто только банкир? Неужто чиновники, скупающие виллы в Испании? Неужто (как показывали опросы на заре третьего тысячелетия) самыми популярными профессиями по-прежнему являются рэкетир и (говоря эвфемически) светская львица? Сегодня в странах Европы трудно найти хотя бы какой-то товар, который был бы произведен в России. Если уважение в стране к людям созидания и интеллекта будет оставаться таким, каково оно есть и каковым показано в фильме о Гении, ничего конкурентоспособного Россия не будет производить и в дальнейшем. Потому что положение страны в мире — и уровень жизни ее населения — определяют не те, кто распределяет, а те, кто созидает.
Президент и премьер-министр России призывают к научно-технологическому возрождению страны. Но эта задача останется абсолютно невыполнимой, если в обществе отношение в людям интеллекта, для которых главное в жизни — познание, обучение, созидание — будет стебательским.