ПРИВЕДЕТ ЛИ БОЛЕЕ СВОБОДНЫЙ РЫНОК К БОЛЕЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ УСТРОЙСТВУ РОССИИ?
ПО МНЕНИЮ АНДЕРСА АСЛУНДА, РОССИЯ ПОВЕРНУЛА НАЗАД — К АВТОРИТАРНОМУ ОБРАЗУ ПРАВЛЕНИЯ
По мнению Андерса Аслунда, Россия повернула назад — к авторитарному образу правления, несмотря на экономический бум, уровень образования и относительно открытое общество. Он считает, что причина этого — коррупция. Аслунд, старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона, является автором книги «Капиталистическая революция в России: Почему рыночные реформы имели успех, а демократия потерпела неудачу» (Russia’s Capitalist Revolution: Why Market Reform Succeeded and Democracy Failed. Peterson Institute for International Economics, 2007).
За последние три десятилетия демократия необычайно распространилась по всему миру. Явление, которое политолог Сэмюэл Хантингтон назвал «третьей волной» демократизации и которое началось в Испании и Португалии в середине 1970-х годов, привело к увеличению числа демократических стран мира с 41 (в 1974 году) до 123 (в 2007 году), согласно авторитетным оценкам неправительственной организации «Фридом хаус». Впервые в мировой истории большинство людей планеты проживает в демократических странах.
В своей фундаментальной статье 1959 года влиятельный политолог и социолог Сеймур Мартин Липсет выступил с утверждением, что вероятность установления демократии в какой-либо стране увеличивается с повышением уровня доходов, образования населения и открытости страны для внешней торговли и зарубежных поездок.
Поскольку уровень доходов, образования и открытости значительно повысился за последние три десятилетия во всем мире, такой прогресс демократии не удивителен. Как правило, демократия и более свободные рыночные отношения развиваются вместе, но это не слишком строгая корреляция.
Тем не менее, в последние годы некоторые известные страны отвернулись от демократии. Самыми яркими примерами являются Россия, Нигерия и Венесуэла, и настоящая статья посвящена России. Многие также указывают на пример Китая, который неуклонно развивается в течение трех десятилетий, но при этом остается глубоко авторитарным государством.
В своей недавней статье интеллектуал-неоконсерватор Роберт Каган утверждал: «Сейчас складывается впечатление, что чем богаче становится страна, будь то Китай или Россия, тем проще автократам удерживать власть. Большие деньги позволяют поддерживать довольство буржуазии и дают правительству возможность контролировать горстку недовольных, которые изливают душу в интернете».
Тем не менее, еще слишком рано делать такие пессимистические выводы. Китай, в отличие от России, все еще остается развивающейся страной. Даже сегодня объем валового внутреннего продукта (ВВП) Китая на душу населения по нынешнему валютному курсу составляет всего лишь четверть ВВП России. В соответствии с традиционными критериями Липсета Китай и должен быть авторитарным государством.
Противоречие
Россия, однако, слишком богата, слишком образована и слишком открыта, чтобы быть настолько авторитарной. Чем быстрее развивается Россия, тем глубже становится это противоречие — между становящейся все более реликтовой политической системой и быстро модернизирующимися экономикой и обществом. Страна превратилась в аномалию.
В настоящее время ВВП России на душу населения, измеряемый в паритетах покупательной способности, то есть уровень жизни, составляет достойную треть от ВВП Европейского союза. Лишь восемь стран мира богаче России и при этом остаются недемократическими: Сингапур и семь небольших нефтяных государств. Россия одновременно гораздо больше по территории и меньше зависит от нефти и газа, чем любая из этих авторитарных нефтяных стран.
Многие политологи указывают на нынешние обильные доходы России от продажи нефти как на главную причину сохранения авторитарного правления. В своей замечательной книге, где регрессивный анализ применяется ко многим странам, Стивен Фиш, профессор университета Калифорнии в Беркли, определяет три причины авторитаризма России: избыток нефти, недостаточное сокращение государственного регулирования экономики и слишком слабую законодательную власть.
Корифей российской истории, профессор Гарвардского университета Ричард Пайпс подчеркивает мощную авторитарную традицию страны — как на практике, так и в идеях. Современная послеимперская ностальгия, как и послереволюционная стабилизация, также вносят свой вклад. Россияне устали от политики, и в экономических трудностях 1990-х годов они винят не развал коммунизма, а демократию, пришедшую вслед за ним. Они восхваляют бывшего президента Владимира Путина за неуклонный рост экономики на 7 процентов ежегодно начиная с 1999 года.
На вопрос о том, стабилен ли авторитаризм России, лучше всего ответить, определив его цели. Начиная с 2003 года, когда Россия стала по-настоящему авторитарной страной, реформы там не проводились, а значит, целью не являлись.
Вместо этого самым заметным процессом в России был рост коррупции, при том, что уровень коррупции обычно снижается, когда страна становится богаче, что и произошло в большинстве других пост-коммунистических стран. По данным неправительственной организации «Транспэренси интернэшнл», единственной страной мира, которая одновременно богаче и коррумпированнее России, является Экваториальная Гвинея, а она вряд ли может служить образцом великой, вошедшей в историю страны.
Крупномасштабная коррупция
Такие достоверные и независимые российские исследования, как «Путин. Итоги» Владимира Милова и Бориса Немцова, фиксируют «откаты» по крупным проектам инфраструктуры в размере по меньшей мере от 20 до 50 процентов общей стоимости проекта. Российские чиновники высшего ранга ежегодно крадут у государства и государственных корпораций миллиарды и миллиарды долларов. Группа офицеров-разведчиков из КГБ возглавляет каждую государственную корпорацию и выдаивает из нее деньги, одновременно приобретая хорошие частные компании на государственные средства и за счет кредитов зарубежных банков.
По-видимому, ни одна страна никогда не испытывала такой крупномасштабной коррупции в высших эшелонах власти, какая сейчас наблюдается в России. Такое вряд ли может продолжаться очень долго. Государство просто перестает функционировать. Описанная ситуация должна измениться уже в краткосрочной перспективе. Любому правителю России придется начать серьезную кампанию против коррупции, но это само по себе может стать дестабилизирующим фактором.
Это усугубление коррупции началось с конфискации нефтяной компании «Юкос», начатой в 2003 году. С тех пор большие, эффективно управляемые частные корпорации ренационализируются одна за другой. Любопытно, что при этом не указывается никакой идеологической цели, а национализация, по всей видимости, является для государственных чиновников способом захвата активов по дешевке или получения «откатов».
Поэтому рост роли государства в российской экономике сопровождается ростом коррупции. Более свободные рыночные отношения сократили бы коррупцию, и тогда чиновникам высшего звена не понадобилось бы так много авторитарности. Государство направляет нефтяное богатство в карманы своих чиновников высшего ранга, а более свободные рыночные отношения не допустили бы этого.
Естественно, столь крупномасштабная коррупция замедляет рост экономики. В настоящее время производство и нефти, и газа пошло на убыль. Россия может позволить себе коррупцию такого размаха только благодаря очень высоким и продолжающим расти ценам на нефть. Если цены на нефть придут в норму, народ России спросит, куда исчезли все деньги — и то, что многие уже знают, станет очевидно каждому.
Ни одно крупное государство с образованным населением не смогло ни сохранить авторитарное правление, ни остаться настолько коррумпированным на том уровне экономического развития, на каком находится Россия.
america.gov