АМЕРИКАНСКАЯ ЭКОНОМИКА В ПРЕДВКУШЕНИИ ОБАМЫ
Анна САКОЯН
ПЛАН СПАСЕНИЯ КОРПОРАЦИЙ
Правительственное решение предоставить рухнувшей гигантской корпорации Citigroup финансовую поддержку вызвало волну негодования среди некоторых американских экономистов. 21 ноября акции компании упали на 20%, в связи с чем встала необходимость оперативно искать пути выхода из сложившейся ситуации. На сегодняшний день известно, что министерство финансов готово выплатить корпорации 20 млрд. долларов наличными в обмен на привилегированные акции стоимостью в 27 млрд. долларов; плюс к тому государство собирается обеспечить гарантии займов и ценных бумаг Citigroup на сумму более 300 млрд. долларов.
Американский профессор экономики Роберт Рейч высказывает резко негативное отношение к такому решению. «Если у вас до сих пор оставались сомнения в том, что интересы Уолл-стрита превалируют над интересами простых потребителей, … то теперь эти сомнения должны рассеяться окончательно». Еще в прошлом месяце корпорация получила 25 млрд. долларов в рамках «Программы по освобождению от проблемных активов». Такое бесперебойное финансовое снабжение, по мнению Рейча, свидетельствует только о том, что правительство и крупные предприниматели (а также их кредиторы) ведут какую-то свою, никому неизвестную игру, в которой учитываются только интересы непосредственных участников, но никак не тех, на чьи средства она ведется.
Рейч совсем недавно уже сетовал на тенденцию тратить деньги налогоплательщиков на спасение гигантов, которые могут воспользоваться установленными юридически процедурами о реорганизации при банкротстве. Он также выразил надежду, что остаток средств, выделенных на спасение экономики, дождется прихода к власти демократической администрации, которая направит их на помощь малому бизнесу, автомобильной индустрии и участникам ипотеки.
В одном из блогов на The Economist автор напоминает, что еще совсем недавно Генри Полсон заявлял о прекращении действия плана выкупа проблемных активов, то есть корпорациям, казалось бы, больше не было смысла рассчитывать на такого рода помощь со стороны государства. Видимо, это относилось не ко всем корпорациям.
Таинственная ФРС
Подозрения в том, что подлинные планы и цели министерства финансов и Федеральной резервной системы (ФРС) замалчиваются, высказываются, конечно, не только в отношении ситуации с Citigroup. Так, экономисты и бизнесмены уже не первую неделю ломают голову, пытаясь понять причины странного поведения процентных ставок ФРС. В начале ноября ФРС установила размер ставки, по которой начисляются проценты на избыточные депозиты, на уровне, равном целевому уровню ФРС, что составляет 1%; предполагалось, что ниже целевого уровня процентные ставки не упадут. С тех пор фактическая процентная ставка не превышала 0,35%.
18 ноября в телепередаче на Bloomberg.com выступил Уильям Пул, старший экономический консультант в Merk Investments LLC, бывший президент Федерального резервного банка Сент-Луиса, который высказал свои опасения в том, что ФРС держит изменения своего курса в секрете.
Пул считает: попытки понять, что происходит на самом деле, обречены на поражение, потому что действия ФРС по каким-то причинам принципиально расходятся с тем, что она декларирует. Эксперт приводит тот факт, что пересчитанные резервы банка в течение нескольких месяцев составляли около 100 млрд. долларов, а сейчас они взлетели за две недели до 400-470 млрд. долларов, что не может быть случайностью.
Пул считает, что эффективное воздействие на экономику возможно только при постоянном контакте ФРС с рынком, когда рынок понимает, что делает центральный банк, причем ФРС уверяет, что она всемерно стремится к прозрачности.
Нобелевский взгляд
На общем фоне тон последних записей в блоге Пола Кругмана — нобелевского лауреата по экономике, колумниста NY Times, — отличается спокойствием, если не безмятежностью. Надо сказать, что обычно именно ему присущ крайне мрачный и критический взгляд на вещи.
По поводу истории с Citigroup автор язвительно напомнил, что в прошлом году была опубликована статья, превозносившая Citigroup как самую мощную финансовую структуру со времен House of Morgan (столетие назад), хотя крах корпорации можно было предвидеть еще тогда.
Формулируя свою позицию более отчетливо, Кругман заметил: «Выкуп был необходим, но такой выкуп — это произвол: подленькая сделка в отношении налогоплательщиков, никакой подотчетности, только бы сделать так — вероятнее всего, неадекватным образом — чтобы Citi еще постояла. Удивительно, сколько успевает навредить уходящая администрация за оставшееся время».
В связи с ФРС Кругман говорит о периоде Великой депрессии, усматривая параллель между тогдашней ситуацией и беспомощностью ФРС сейчас, когда ей уже некуда понижать процентные ставки, ибо они близки к нулю. «И это требует принятия радикальных мер», — подчеркивает он. Впрочем, он тут же высказывает надежду, что когда экономикой будет руководить администрация Обамы, ей удастся достичь значительного улучшения, — конечно, при условии, что будет учтен исторический опыт.
По всей видимости, радужное настроение Кругмана объясняется сведениями о том, что на ключевых позициях в администрации Обамы наконец окажутся «не хищники и “близкие друзья”», а люди который действительно знают свое дело. Это еще не говорит от том, что они смогут добиться успехов… но каков прорыв!». Он имеет в виду проанонсированное назначение министра финансов Тимоти Гейтнера, члена вашингтонского консультационного комитета по финансам «Group of Thirty» куда входит и сам Кругман.
polit.ru