НИ ВОЙНЫ, НИ МИРА
Максим ВАСИЛЕНКО
Теракты в Мумбаи организовала исламистская группировка «Лашкар-и-Тайба» и непосредственно Юсуф Музаммил — один из ее руководителей, отвечающий за операции против Индии. Нью-Дели требует у Исламабада выдать всех организаторов терактов, но пакистанские власти отказываются это сделать. Представленные Индией доказательства будут изучены, но суд над Музаммилом и другими членами «Лашкар-и-Тайба», если они будут пойманы, состоится в Пакистане.
В прошлом кашмирским исламистам удавалось серьезно ухудшить отношения между двумя державами Южной Азии. Каждая из них обладает ядерным потенциалом. Подписать мирное соглашение им не удается. Отказ президента Пакистана Али Асифа Зардари выдать Индии боевиков может лишь отрицательно сказаться на мирном процессе, чего не скрывают в Нью-Дели. Ряд лиц из представленного Пакистану списка — граждане Индии, и Исламабад не может объяснить свой отказ их выдать.
Последний раз фон индо-пакистанских переговоров был ухудшен в июле этого года. Исламисты устроили теракт у посольства Индии в Кабуле. Среди десятков погибших было двое индийских дипломатов. Советник президента Индии по национальной безопасности обвинил в причастности к нападению Пакистан.
Переговоры о перемирии ведутся с 2004 года. Стороны не могут достичь компромисса по поводу штата Кашмир. Формально он принадлежит Индии, его жители тяготеют к Пакистану, а фактически он разделен между двумя государствами. Исламисты, совершающие теракты против Индии и индийских объектов за рубежом, требуют независимости для штата.
Кашмир населен преимущественно мусульманами, но в колониальную эпоху власть в штате принадлежала индусской знати. В 1947 году, когда Британскую Индию делили между мусульманами и индусами, махараджа Кашмира пожелал, чтобы его штат стал индийской территорией. Этим он обрек две огромные страны на три войны, а население штата — на затяжной конфликт, который унес десятки тысяч жизней.
Власти Пакистана, не признав Кашмир за Индией, понадеялись, что штат можно будет отвоевать, коль скоро его жители не хотят быть индийскими гражданами. Война, начавшаяся в октябре 1947 года, продлилась до 31 декабря 1948 года, когда вступило в силу перемирие. Погибли 3 тысячи человек, а Пакистан стал фактически контролировать 40% территории Кашмира. Пытаясь овладеть оставшейся частью штата, Исламабад поддерживал местных мусульман.
В 1965 году мусульмане индийской части Кашмира попытались поднять восстание, и в августе-сентябре произошла вторая война между державами. Силы соперников были равны. За месяц с обеих сторон погибли 5 тысяч человек. Войну остановило вмешательство ООН. Кашмир остался поделенным между двумя государствами, а население его индийской части так и не смирилось со своей судьбой. Дели отомстил Исламабаду в декабре 1971 года, устроив войну в тогдашнем Восточном Пакистане. В результате войны эта территория получила независимость в качестве государства Бангладеш.
Пакистан мог ответить лишь на кашмирском фронте, поддерживая боевиков. В 1989 году в индийской части штата началось активное сепаратистское движение. Индия сразу же обвинила Пакистан в том, что он предоставляет убежище исламистам. Затяжной конфликт унес более 68 тысяч жизней. Большинство погибших — мирные жители.
В 1999 году, уже после того, как Индия и Пакистан по очереди провели ядерные испытания, произошел Каргильский конфликт. Некоторые считают его четвертой индо-пакистанской войной. Исламабад отрицает свою причастность к событиям, хотя сразу же после них многие пакистанские военные получили боевые награды. Район Каргила в штате Кашмир был занят пакистанскими военными при поддержке местных партизан и афганских наемников, но Индия сумела отвоевать эту территорию.
В 2001 году мусульманские сепаратисты опять поставили страны на грань новой войны. Исламисты из пакистанской части Кашмира под видом индийских полицейских сумели проникнуть в здание парламента в Дели, где открыли стрельбу и устроили взрывы. Индийская армия дала понять, что готова перейти границу, чтобы атаковать базы террористов. Пакистан заявил о своей непричастности к атаке и стянул к границе войска. Силы были стянуты и с индийской стороны. Военные эксперты уже оценивали шансы сторон, высчитывая соотношения танков и самолетов, но лидеры двух стран сумели не допустить военного столкновения.
После терактов в Мумбаи группировка индийских войск на границе с Пакистаном была усилена. Пакистанская армия также была приведена в боевую готовность. Командование объявило, что войска отразят любую внешнюю агрессию. Сценарий 2001 года повторился. Как и семь лет назад, Индия не в силах вторгнуться на территорию Пакистана и нанести удар по базам боевиков, а подписание перемирия между Дели и Исламабадом отдалилось на несколько лет.
Выдать Индии организаторов терактов президент Пакистана Али Асиф Зардари не может при всем желании. Население страны симпатизирует кашмирским мусульманам, а радикальные исламисты могут устроить чудовищные беспорядки. Вряд ли кому-нибудь на Западе придет в голову обвинять его в симпатиях к исламистам. Год назад они убили его жену — экс-премьера Беназир Бхутто.
Rosbalt