ЗЕМЛИ НА КРЮЧКЕ
С.БЕЛКИН, писатель-маринист
Некогда на одном из островков, затерянных посреди Тихого океана, жил-был молодой рыбак по имени Мауи. Однажды с братьями собрался он на рыбалку, но в последнюю минуту прогневил их, и те решили не брать его с собой. Раздосадованный, но не подчинившийся, Мауи спрятался в лодке и объявился только когда отослать его обратно не было уже никакой возможности. Но братья придумали Мауи другое наказание: они начали ловить рыбу, а Мауи не дали наживки.
Однако юноша и тут не растерялся. Он отрезал собственное ухо, наживил его на крючок и начал рыбачить. Добыча не заставила себя долго ждать, но она оказалась настолько тяжелой, что Мауи с трудом вытащил ее на поверхность. Велико же было его удивление, когда вместо ожидаемой рыбы он вытащил… остров. Это был Северный остров Новой Зеландии.
Таким же образом (правда, эта наивная сказка умалчивает, пришлось ли Мауи расстаться со вторым ухом или, чего доброго, отрезать уши у своих жестокосердных братьев) на поверхность были подняты Гавайские острова, архипелаг Тонга и другие благословенные земли Океании.
Согласно другой версии этой легенды, рыбак ловил удочкой рыбу и вытащил кусок коралла. Хотел рыбак выбросить коралл в море, но жрец посоветовал принести в жертву богам свинью и прочитать молитву. И свершилось чудо: коралл начал расти на глазах и превратился в один из островов Гавайского архипелага. Аналогичным образом рыбак поймал на крючок еще несколько кораллов и вырастил из них другие острова.
Современный читатель может с иронической улыбкой отнестись к этим бесхитростным сказкам, и тем не менее в них заключен глубокий смысл: рыбаки если не крючками, то своими дерзкими плаваниями извлекли из пучины неизвестности немало земель и нанесли их на карту, так что в полинезийских мифах есть изрядная доля истины. Впрочем, из этих легенд есть и более достоверные. Согласно одной из них, в Х веке, то есть за много столетий до плаваний А. Тасмана и Дж. Кука, которые официально считаются первооткрывателями Новой Зеландии, на одном из центральных островов Полинезии жил рыбак по имени Купе. Однажды он ловил на удочку рыбы, но подплыли кальмары и утащили с крючка наживу (кстати, по личному опыту автора, это сущая правда: кальмары обладают удивительной способностью обсасывать наживку так аккуратно, что сами на обычные крючки никогда не попадают).
Купе очень рассердился и поклялся убить вожака кальмаров. Погоня была долгой. Давно скрылись за горизонтом родные земли, а Купе все гнался за бессовестными похитителями. Наконец, показалась земля. Это была Новая Зеландия. В узком проливе между Северным и Южным островами Купе настиг вожака и убил его, а вернувшись домой, рассказал соплеменникам о вновь открытых землях.
Если исключить сомнительный эпизод о преследовании вожака кальмаров, все остальное в этой истории вполне правдоподобно. В поисках новых районов промысла (может быть, тех же кальмаров) полинезийцы вполне могли обнаружить Новую Зеландию и заселить ее.
Но вот уже не легенды, а доподлинные факты. Уже в XIV веке европейские рыбаки успешно промышляли на Большой Ньюфаундлендской банке (сокращенно БНБ), которая находится в непосредственной близости от американского берега (во всяком случае современные рыбаки, работающие на БНБ, видят огни Нью-Йорка), так что не может быть никаких сомнений, что средневековые рыболовы высаживались на американский берег по крайней мере, за 100 лет до Христофора Колумба, и есть все основания полагать, что великий первооткрыватель Америки пользовался географическими картами и другой информацией, полученной от капитанов промысловых судов.
Многие открытия в Северном Ледовитом океане были сделаны промысловиками разных стран и прежде всего русскими поморами, которые открыли Новую Землю, заселили остров Грумант (Шпицберген), и уже в XV-XVI веках стали безраздельными хозяевами северных морей. Мореплаватель Борро писал, что еще в 1556 г. русские промышленники говорили о своих плаваниях на Новую Землю как о чем-то заурядном, а в начале XIX века геолог Кельгау называл поморских рыбаков настоящими хозяевами Шпицбергена. Доподлинно известно, что поморы на своих деревянных лодьях и шняках поднимались на север так высоко, куда не смогли пробиться уже в ХХ веке первые ледоколы Ермак и Красин.
Огромный вклад внесли рыболовы и китобои в открытие и освоение шестого континента — Антарктиды.
В двадцатых годах XIX века лихой английский шкипер Джеймс Уэдделл на своих китобойных судах Джейн и Буофой открыл у берегов Антарктиды море, которое до сих пор носит его имя. Есть на материке Земля Пальмера, названная в честь Ната Пальмера — знаменитого капитана китобойного судна Хара.
В 1873 г немецкий китобой Дельман, промышляя у берегов Антарктиды, открыл пролив, который он назвал в честь выдающегося государственного деятеля Германии Бисмарка. В 1892-1893 гг. норвежский капитан Ларсен на китобойном судне Язон открыл берег, который назвал именем шведско-норвежского короля Оскара II, и ряд других островов. Китобоями же были открыты Южные Шетландские и некоторые другие острова Антарктиды.
24 января 1895 г члены экипажа китобойного судна Антарктик впервые в истории ступили на берег Антарктиды.
Впрочем, открытия, сделанные рыбаками, это только одна сторона медали. До последнего времени в распоряжении исследователей не было специальных экспедиционных судов, и поэтому многие знаменитые мореплаватели, собираясь в далекие путешествия, подбирали для себя подходящие суда из числа уже построенных и плавающих. Поскольку испокон веков самыми прочными и приспособленными для длительных плаваний были в основном военные и рыбацкие суда, нет ничего удивительного, что, снаряжая самые трудные экспедиции (особенно арктические и антарктические), организаторы походов искали себе суда прежде всего из промысловых шхун, ибо до начала ХХ века только они могли противостоять натиску льдов, выдерживать свирепые штормы и полярную стужу.
Вот почему знаменитые путешественники, такие как Н.А.Норденшельд, Р.Амундсен, Э.В.Толль, Г.Л.Брусилов, В.А.Русанов, Г.Я. Седов и десятки других покорителей Арктики и Антарктики, использовали для своих бессмертных походов промысловые суда, которые вошли в историю мореплавания и географических открытий наравне с их славными капитанами и руководителями экспедиций.
Вега, Йёа, Святой мученик Фока, Святая Анна, Геркулес, Заря, Александр Сибиряков, Терра Нова — вот только несколько из большого перечня промысловых судов, которые совершили исторические плавания в поисках новых открытий, судов, которые на рыболовных крючках извлекали на поверхность человеческих знаний новые острова, моря и проливы.