60 ЛЕТ СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ ООН ВСЕОБЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Адам ФИЛИПС
В документе всем жителям Земли гарантируются некоторые социально- экономические права, а также политические и гражданские свободы; к первым относится право на прожиточный минимум и жилье, ко вторым — свобода от пыток и рабства.
Сегодня эти права и свободы воспринимаются как неотъемлемые элементы жизни любого цивилизованного государства, однако, как отмечает высокопоставленный сотрудник Amnesty International Ларри Кокс, на тот момент, когда принималась Всеобщая декларация, это было далеко не так.
«Великая экономическая депрессия, — говорит Ларри Кокс, — Вторая мировая война, Холокост — эти исторические события, как бы воплощающие в себе попрание базовых прав человека, вызвали сильнейший резонанс и активизировали во всем мире кампанию за то, чтобы не допустить их повторения. После того, как была принята Всеобщая декларация, государства утратили прежде незыблемое юридическое право обращаться со своими гражданами, так как им заблагорассудится, ибо стало ясно, что существует четкая связь между тем, как государство относится к своим гражданам, и миром и благополучием на Земле».
Как заметил Кокс, тот факт, что Всеобщая декларация была принята единодушно всеми 48 членами ООН, не должен заслонять от нас многочисленных споров между участниками о самой сути понятия «права человека».
«Какие права и свободы должны иметь человек, — продолжает он, — чтобы вести достойное существование? Ответ был двоякий: с одной стороны, это гражданские свободы — свобода слова, недопустимость пыток, право на праведный суд, а с другой, — социально-экономические права, включающие некий прожиточный минимум и жилье. И авторы Декларации четко понимали взаимозависимость между гражданскими свободами, социальными и экономическими правами».
Всеобщая декларация не имеет официального статуса договора, но поскольку она определяет базовые свободы и права человека, которые закреплены в Уставе ООН, то этому документу фактически обязаны следовать все члены организации, отмечает Ларри Кокс.
«Всеобщая декларация, — говорит он, — сыграла большую роль в продвижении демократии в мире, достаточно вспомнить падение диктатур в Латинской Америке, крах коммунизма в СССР или апартеида в Родезии и ЮАР. В Аргентине и Чили матери пропавших без вести диссидентов использовали Всеобщую декларацию, протестуя против произвола властей и мобилизуя международное общественное мнение. Декларация была орудием борьбы против Маркоса на Филиппинах; ее взяли на вооружение и польские профсоюзы, выступившие против режима Ярузельского. Крах диктатур — это дань потомков тем, кто принимал в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека».
Однако и сегодня, как заявляет представитель Human Rights Watch Пегги Хикс, и в развитых, и в развивающихся странах есть те, кто ставит под сомнение универсальность запрета на пытки, введенного Статьей 5 Всеобщей декларации прав человека.
«Аргумент таких людей, — говорит Пегги Хикс, — сводится к тому, что есть обстоятельства, когда применение пыток, скажем, к экстремистам, замыслившим теракт, причинит меньшие страдания, чем их неприменение. Всеобщая декларация прав человека и весь корпус международных соглашений, принятых в ее исполнение, служит заслоном подробного рода доводам, в них утверждается обратная мысль, что вред от применения пыток в любых обстоятельствах будет большим, чем теоретическая польза от них».
Препоны, которые власти какой-либо страны чинят распределению гуманитарной помощи голодающему населению или дискриминируют получателей помощи по этническому признаку, противоречат Статье 25 Всеобщей декларации, которая гарантирует каждому человеку право на тот минимум благ, который необходим для поддержания жизни.
«Мы видим, например, что в Зимбабве, — продолжает Пегги Хикс, — нарушение гражданских прав повсеместно сопряжено с нищетой и болезнями, с тем, что власти не могут обеспечить населению даже минимально приемлемый уровень жизни. И сегодня я спрашиваю себя, как нынешний экономический кризис отразится на состоянии прав человека во всем мире».
Как бы то ни было, подчеркивает Ларри Кокс, а Всеобщая декларация прав человека доказала за 60 лет своего существования, что она не является простым выразителем абстрактных идеалов:
«Восстания поборников прав человека, о которых говорил Мартин Лютер Кинг, — сказал в заключение представитель Anmnesty International Ларри Кокс, — мы наблюдаем постоянно, — петиции, письма, уличные демонстрации, — и их участники неизменно обращают внимание власть имущих на обязательства, которые они приняли на себя, подписывая Всеобщую декларацию… Положения Декларации — это не ветхие заповеди, почитаемые только на торжественных собраниях, а живое руководство к повседневным практическим действиям».
voanews.com