ЕВРОСОЮЗУ ПОВЕЗЛО С САРКОЗИ
Николя Саркози решительно и без промедления отреагировал на войну между Грузией и Россией. Он скоординировал все усилия во время глобального кризиса. Он показал себя в блистательной форме, считает Кристоф Хассельбах.
Ровно полгода Франция председательствовала по ротации в Евросоюзе. В своем прощальном выступлении перед Европарламентом 16 декабря ее президент Николя Саркози, в частности, заявил: «Я пытался изменить Европу, но Европа изменила меня». Каковы же конкретные итоги председательства Франции в ЕС?
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК С БОЛЬШИМИ ПЛАНАМИ
Оценка председательства Франции в Евросоюзе напрямую связана с оценкой личности президента этой страны. Французы знали, кого выбирали: самовлюбленного человека малого роста, зато с большими планами для Франции. За лихорадочную активность французы прозвали его «шустрым Сарко». Это прозвище вскоре закрепилось за ним и за границей. Саркози хотел всюду поспеть, одним это нравилось, другим — нет. Потом кривая популярности пошла вниз, причем так быстро, как и можно было ожидать от «шустрого Сарко».
Саркози прилюдно и демонстративно инсценировал свой роскошный стиль жизни и праздник любви с Карлой Бруни. Он прямо-таки по швам трещал от самодовольства, в то время как реформы во Франции буксовали. Все — шоу, все — показуха, все — поза, а где же конкретное содержание? Французы в ужасе отвернулись от Саркози. Вот так началось председательство Франции в Евросоюзе.
ВИРТУОЗ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Для Европы Саркози тоже заготовил большие планы. С большой помпой он отпраздновал создание Средиземноморского союза, он не скупился на громкие декларации относительно защиты климата и проблемы миграции. Но потом разразилась война на Кавказе, а следом финансовый и экономический кризис. И неожиданно выяснилось, что в кризисных условиях Саркози преображается.
Он решительно и без промедления отреагировал на войну между Грузией и Россией. Был ли он оптимальным посредником, трудно сказать, однако войну ему удалось прекратить. Но давайте, сравнения ради, представим себе, что председателем Евросоюза в тот момент была бы Словения, которую и сменила Франция. Как встретили бы премьер-министра Янеза Янша в Москве? При всем уважении к Словении и главе ее правительства, все мы сегодня рады, что в ЕС в тот момент председательствовала влиятельная Франция.
СЧАСТЛИВАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
Финансовый и экономический кризис вынудил к активности всех: правительства отдельных стран, комиссии Евросоюза, Европейский центральный банк. Но кто-то должен был координировать все эти усилия. И это сделал Николя Саркози.
Так каковы же итоги? Все, что было на повестке дня этого полугодия, все «обычные» вопросы Саркози решал более или менее удовлетворительно. Защита климата, проблема миграции, Средиземноморский союз — все на крепкую «троечку». Зато в условиях кризиса он показал себя в блистательной форме. Всем нам повезло, что случайно, в порядке ротации, именно Саркози председательствовал в Евросоюзе.
Поэтому опыт последнего полугодия можно расценивать и как дополнительный аргумент в пользу реформы Евросоюза. Возглавлять его должен достаточно влиятельный государственный деятель, который мог бы полностью использовать политический вес Евросоюза в мире. И срок его полномочий должен быть продлен.
Кристоф ХАССЕЛЬБАХ, обозреватель Deutsche Welle
dw-world.de