КУЛЬТУРНОЕ МНОГООБРАЗИЕ: ЧТО НОВОГО ЗА 60 ЛЕТ?
Сесиль ДЮВЕЛЬ, руководитель отдела нематериального наследия (ЮНЕСКО)
1948 г.: американский антрополог Рут Бенедикт подчеркивает важную роль культуры для образования и международного сотрудничества.
2008 г.: французский антрополог Сесиль Дювель подводит итоги. Концепция культурного многообразия уже завоевала умы, но пока с трудом претворяется в жизнь.
Статья американского ученого-антрополога Рут Бенедикт, опубликованная в одном из первых номеров «Курьера ЮНЕСКО» в 1948 году, вызвала у меня смешанные чувства.
С одной стороны, некое смятение от того, насколько актуальна сегодня изложенная тогда идея при том, что и шестьдесят лет спустя успехи ЮНЕСКО в этой области представляются весьма скромными. С другой стороны, восхищение ее фундаментальностью и удовлетворение тем, что за свою долгую историю ЮНЕСКО никогда не отклонялась от своей главной миссии.
Совершенно бесспорен вывод Рут Бенедикт о том, что культура есть процесс обучения. «Все эти формы цивилизации, которые во всех обществах люди изобретали для самих себя, являются логически обоснованными… и должны стать для каждого последующего поколения предметом обучения», — пишет она, — Культурные различия (термин, который несколько десятилетий спустя заменили «культурным многообразием») могут содействовать международному сотрудничеству и не являются причиной «мирового хаоса», как утверждают некоторые еще и сегодня.
В заключение, Рут Бенедикт подчёркивала: «Если мы стремимся принять и уважать идеалы и социальные институты, принятые другими, самыми разными народами, необходимо, чтобы те из нас, кто отвечает за воспитание детей, понимали, что их задача не ограничивается только школьной программой. Мы должны уметь предвидеть и быть толерантными, что поможет нам понять истинную ценность всех тех факторов, с помощью которых разные нации могут содействовать становлению мира, в котором нам бы хотелось жить».
Удалось ли нам через 60 лет гарантировать каждому высококачественное образование, основанное на уважении культурного многообразия, которое является важным рычагом устойчивого развития, задуманного и осуществляемого участвующими в нем народами?
Образование как средство передачи культуры
Разумеется, сегодня уже все понимают, что качественное образование — это, прежде всего, образование, которое отвечает потребностям обучения на местном уровне. Специалисты также едины во мнении, что успешно бороться с неграмотностью можно тогда, когда грамоте обучают на родном языке.
Однако во многих странах, в частности, в бывших колониях, система формального образования еще далека от того, чтобы превратиться в средство передачи культуры во имя социального развития. И ряд так называемых «неудач развития» можно, вне всякого сомнения, объяснить тем, что в проектах развития, наряду с экономическими, социальными и экологическими аспектами, не было аспекта культурного.
Несмотря на утверждения некоторых критиков «культурно адаптированного» образования, последнее не лишает учащихся способности к критическому анализу и саморазвитию. Как очень справедливо отмечала Рут Бенедикт, передача культуры из поколения в поколение служит ее постоянной эволюции и процессу воссоздания. «Типичная французская культура, какой, вероятно, она складывалась веками, либо типично голландская, с каждым новым поколением во Франции или Голландии, тем не менее, значительно обновляются. Одно поколение уходит, другое приходит,… дети выбирают те чувства и ощущения, которые позволяют им по-настоящему осознать свою причастность к той или иной группе и национальности», — утверждала она.
Об этом же говорили руководители африканских стран на шестой Конференции Африканского союза, состоявшейся в Хартуме в 2006 году. Убежденные в том, что «культурное наследие и ценности должны составлять основу образования для всех и на всех уровнях», они признали «важность африканских языков как средства обучения и передачи культуры» и подтвердили «неоспоримую связь между культурой и образованием, а также важную роль культуры и образования в устойчивом социально-экономическом развитии». Они также призвали правительства «создать условия для проведения постоянных консультаций для интеграции культуры в образование и образования в культуру, в частности, на основе реформы систем образования в Африке». Как порадовалась бы этому Рут Бенедикт!
Культура как первооснова и задача,
которая стала новым шагом к признанию неразрывной взаимосвязи между культурой и образованием, вселяющим надежду. Конвенция направлена отнюдь не только на защиту исчезающего культурного наследия, имея в виду историческую и музейную перспективу, она помогает народам, постоянно воссоздавая его, увековечить это наследие со всеми идеалами и ценностями, характеризующими его самобытность и непрерывность.
Сегодня действительно, многие элементы нематериального культурного наследия находятся под угрозой. Слишком часто их принимают за бесполезные или устаревшие традиции, которым совершенно нет места в развитии национального общества и в процессе глобализации. Молодежь не проявляет к ним интереса, ее больше интересуют другие страны, что вполне объяснимо. Совершенно очевидно, что за подобное поведение новых поколений в значительной мере несут ответственность нынешние системы образования.
Конвенция о нематериальном наследии 2003 года является основанием для систем образования повернуться лицом к культурному многообразию не только на национальном уровне, но также открыть доступ к огромному богатству нематериального культурного наследия во всем мире. В ней подчеркивается «необходимость принятия дополнительных мер для того, чтобы возросло понимание, в частности, среди молодежи «важного значения культурного нематериального наследия как фактора сближения, обменов и взаимопонимания между людьми».
Это означает, что Конвенция может помочь покончить с такими устаревшими, но укоренившимися идеями, как столкновение цивилизаций. Призывая государства-члены привлечь внимание молодежи к ценностям национального нематериального наследия, в частности, средствами образования, этот документ расставляет все по своим местам: Декларация 2003 года напоминает нам, что культура является одновременно и первоосновой и задачей всех форм развития, при этом образование — ее главная движущая сила. Это очень своевременное напоминание, и будем надеяться, что оно поможет сделать так, чтобы культурное многообразие не оказалось сдано в архивы памяти, а оставалось живой реальностью, наполненной смыслом и творческим содержанием для будущего всех людей планеты.
***
«Формы культуры изменяются во времени и пространстве. Это культурное разнообразие проявляется в неповторимости и многообразии особенностей, присущих группам и сообществам, составляющим человечество. Будучи источником обменов, новаторства и творчества, культурное разнообразие так же необходимо для человечества, как биоразнообразие для живой природы. В этом смысле оно является общим достоянием человечества и должно быть признано и закреплено в интересах нынешнего и будущих поколений».
«Курьер Юнеско»