ЗАДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

ЗАДВИЖЕНИЕ КАНДИДАТОВ

Владимир ПЛЕТИНСКИЙ

Если демократия возносит к вершинам власти людей, неугодных для первого лица, то тем хуже для демократии

В Израиле есть два типа партий. В первом предвыборные списки определяются путем тайного голосования. Во втором — лидер либо группа лидеров определяют, кому какое место занять. Не исключено, что появится и третий тип, в котором распределение мест станет прерогативой суда. Но это произойдет не сегодня. Может быть, завтра. Может, на будущей неделе. Может, эпоха судей и не вернется на израильскую землю никогда...
А пока что каждая партия по-своему показывает, как ей демократизировать страну. В «Ликуде» верные бибинцы, ведомые воинствующим борцом с правым уклоном Офиром Акунисом, недовольные двадцатым местом «правого экстремиста» Моше Фейглина, сделали финт ушами и «вдруг» перевели на более реальные места солидную группу выдвиженцев с мест. Фейглин же был задвинут на 36-е. По самым благоприятным опросам общественного мнения — тоже реальное. Но, как не то шутят, не то всерьез говорят некоторые товарищи в ликудовском ЦК, «есть мнение, что нам и 35 мандатов хватит».
Однако, избавляясь от Фейглина, «бибигоны» выплеснули вместе с ним и «младенца». Михаэль Рацон, вроде бы, вполне умеренный «хаверищ», оказавшийся после апелляции Акуниса на 37-м месте вместо вполне законного 24-го, обратился с протестом в высший партийный суд. Он требует отменить скандальное решение не только в отношении себя, но и остальных «задвиженцев», включая Моше Фейглина.
Любопытно, что, выплеснув «младенца» по имени Михаэль, борцы «за чистоту рядов» вплеснули на более реальные места сразу несколько сторонников Фейглина, победивших на местном уровне. А уж на то, чтобы прополоть кандидатские грядки еще раз, у «центробежчиков» решимости не хватило — все-таки существуют еще какие-то демократические ограничители. Так что, так или иначе, а правое крыло «Ликуда» имеет все шансы увеличить представительство в депутатском корпусе.

* * *
К партиям второго типа относятся «Наш дом Израиль», ШАС и ряд движений национального и религиозного лагерей. Там все решают лидеры или раввины. Ничего не поделаешь, как писал Юрий Левитанский, каждый выбирает для себя...
Особняком стоит Партия пенсионеров «Гиль». Вроде бы, как социально ориентированная, она должна быть и очень даже демократической. Однако какая там демократия-шмемократия, когда, по данным руководителя «русского» штаба партии Алекса Тенцера, репатрианты составляют 70% ее членов и на праймериз попросту способны снести всю крышу? Вот эта «крыша» и решила: во-первых, никаких внутренних выборов, и, во-вторых, лучше избавиться от этих чрезмерно активных «русских». Посему, по данным портала www.izrus.co.il, и Тенцер, и еще пятеро его сподвижников были попросту уволены.
По большом счету, для общины в целом (но не для самих уволенных) — невелика потеря. Потому что «Гиль», основанный высокопоставленными и состоятельными пенсионерами, активно отстаивал интересы своей верхушки и отставных «квиютчиков» в целом, а получатели пособий по старости с социальной надбавкой Рафи Эйтана сотоварищи особо не волновали. Ну а смотреть в далекую перспективу в золотом возрасте иногда просто не хочется. Погрели депутатские и даже министерские кресла чреслами своими, выбили из правящей коалиции бонусы — и можно отдохнуть. Ну а если повезет, то еще на несколько лет пару-тройку мандатов получить. А эти самые мандаты, видимо, и без странных русскоязычных стариков можно поиметь.

* * *
А самым крутым «демократизатором» оказался наш дважды соотечественник Аркадий Гайдамак. Он породил партию «Цедек хеврати» («Социальная справедливость»), он же ее и разогнал. Так что теперь у нас нет ни социальной, ни справедливости, ни рабочих мест, к которым так привыкли гайдамаковские функционеры...
А впереди — новые политические схватки. И, как показывает опыт, без новых «вонючих трюков», дело едва ли обойдется ни в одной из существующих партий.

«Секрет» — «Континент»