МАСКА ЛИНКОЛЬНА: ОБРАЗ НЕИСЧЕЗАЮЩЕЙ ЗАГАДКИ

МАСКА ЛИНКОЛЬНА: ОБРАЗ НЕИСЧЕЗАЮЩЕЙ ЗАГАДКИ

(Новая выставка раскрывает роль Линкольна как преобразователя)

Авраам Линкольн (1809-1865) многими считается одним из величайших президентов США и, пожалуй, является одной из самых почитаемых и внушительных фигур в американской истории. Его изучали поколения школьников, энтузиастов и историков Гражданской войны, но Линкольн остается блестящей загадкой, такой же непостижимый сегодня, как и для своих современников.
Загадочный характер личности Линкольна, а также те его качества, которые позволили ему вывести страну из самого тяжелого кризиса — Гражданской войны (1861-1865), стали главной темой новой выставки «Одна жизнь: маска Линкольна» в Национальной портретной галерее при Смитсоновском институте. На выставке представлены редкие фотографии и другие экспонаты, в том числе две прижизненные маски (объемные гипсовые отпечатки лица). Эти предметы приближают к зрителю таинственную фигуру, которая словно нарочно норовит ускользнуть.
Поскольку Линкольн жил в 19-м веке, когда фотография была довольно новой технологией, он пользовался преимуществом, которого были лишены предыдущие президенты: возможностью распространять свое изображение по всей стране, и даже в значительной степени формировать свой имидж. Дэвид Уорд, куратор выставки «Одна жизнь», поясняет, что Линкольн быстро уяснил пользу фотографии и стал активно пользоваться этим новым средством передачи информации.
По мере того, как Линкольн, мало кому известный вначале, начинал делать себе имя сперва как юрист, а позднее и как политик, он регулярно посещал студии фотографов, позируя для портретов. На ранних фотоснимках Линкольна он одет в подчеркнуто деловой костюм, желая «выглядеть влиятельным и ответственным человеком», рассказывает Уорд. Имидж, который проецируется этими снимками, несомненно, помог Линкольну закрепиться в качестве серьезного кандидата на высокую политическую должность, а одна из фотографий, выставленных в экспозиции «Одна жизнь», «практически помогла сделать его президентом», добавляет Уорд.

ПУТЬ К УСПЕХУ В АМЕРИКЕ 19-ГО ВЕКА
Выставка «Одна жизнь: маска Линкольна» ясно дает понять, что Линкольн сумел вырваться из тяжелых материальных условий благодаря своему интеллекту, харизме и острой целеустремленности. Действительно, один журналист-современник однажды неодобрительно сказал о Линкольне, что «неутомимый двигатель его амбиций не знает покоя», отметил Уорд. Однако даже те, кто поначалу недооценивал его, вскоре осознали, что Линкольн был исключительно одаренным человеком.
Чтобы добиться успеха в Америке 19-го века, «требовались две вещи: физическая сила (необходимая в суровой обстановке тех лет) и приветливость, ценимая людьми, живущими на границе», отмечает Уорд. Линкольн был высоким и сильным, его рост достигал 193 см. Он регулярно побеждал в силовых состязаниях с топором — обычный вид развлечений в середине 19-го века, отмечает Уорд. Кроме того, Линкольн «умел занятно рассказывать разные истории и анекдоты», что было важным качеством на политической арене. По словам Уорда, общительность Линкольна и его умение подшутить над собой «немало способствовали тому, что люди шли за ним».
Хотя популистские легенды о «честном Эйбе» не были чистым вымыслом, в первую очередь подобные истории о Линкольне все же распространялись умными руководителями его политических кампаний, которые тогда действовали во многом так же, как и сегодня. Вскоре образ Линкольна как простецкого малого сменился имиджем солидного государственного деятеля, и его многочисленные студийные портреты 1860-х годов внушают представление о нем как о достойном доверия руководителе.
После начала Гражданской войны Линкольн стал отращивать бороду — в основном ради того, чтобы выглядеть более авторитетным, «когда переживающая тревожное время страна шла за ним как за вождем», указывает Уорд. «Борода, будучи внешним признаком тестостерона в организме, показывала, что он настроен воинственно». Фотографии, на которых Линкольн изображен вместе со своими генералами и солдатами на поле боя, указывали на то же самое. «Эти картины демонстрируют, что он активно руководит войной в качестве верховного главнокомандующего, — отмечает Уорд, — а также то, что он осуществляет гражданский контроль над военными. Линкольн дает понять, кто на самом деле командир».

ТРАНСФОРМАЦИЯ
Выступая на стороне Союза, — северян, которые боролись против рабства и отделения южных штатов Конфедерации, — Линкольн «выработал в себе неуклонное ощущение своей миссии», состоящей в сохранении республики, указывает Уорд. Более того, по его словам, Линкольн был «исключительно духовным человеком, хотя и не принадлежал ни к какой церкви. Он чувствовал, что выполняет Божью волю, и это открывало перед ним свободу действий».
Из обычного изворотливого политика Линкольн в годы войны вырос в подлинно историческую фигуру. Вернув свою страну к первоначальным идеалам свободы, Линкольн «превратил Америку в край безграничных возможностей», указывает Уорд. «Он стал незаменимым человеком своей эпохи».
Среди ценнейших экспонатов, включенных в выставку «Одна жизнь: маска Линкольна», — оттиск со светочувствительной пластины с яичным белком и нитратом серебра, получивший название «треснутой пластины», который стал самым известным изображением Линкольна. На снимке, сделанном Александром Гарднером в 1865 году, Линкольн изображен в момент раздумий, явно усталый и изнуренный заботами. Он смотрит прямо в камеру, на лице его спокойно-всепонимающее выражение с легким оттенком грусти. Зигзагообразная линия из верхнего левого угла фотографии перерезает верхнюю часть головы Линкольна.
Этот технический изъян, ставшая результатом трещины в стеклянной пластине-негативе из-за оплошности фотографа или его ассистента, делает снимок особенно запоминающимся и притягательным. Явно случайная трещина превращается в яркий символ раскола страны, который Линкольн стремился преодолеть. Можно увидеть в ней и более зловещий смысл: она предвосхищает траекторию пули убийцы, который застрелит Линкольна два месяца спустя.
«Линкольн всегда сознавал, что он смертен», и отпечаток с треснутой пластины отражает определенный фатализм, отмечает Уорд. «Это почти призрак. Линкольн словно растворяется, удаляясь от нас в историю, пока мы пытаемся к нему приблизиться». Кроме того, по его словам, на лице Линкольна блуждает «смутная улыбка», заставляя вспомнить шедевр Леонардо да Винчи — «Мону Лизу», и это еще более углубляет атмосферу таинственности. То, что фотография сохранилась, — замечательный подарок судьбы, поскольку ее вполне могли выбросить из-за трещины как «бракованный отпечаток», поясняет Уорд.
Можно считать, что это центральный экспонат выставки, наиболее полно передающий загадочный облик 16-го президента США — мифическую фигуру, которая продолжает завораживать и ставить в тупик соотечественников спустя почти 200 лет после своего рождения.
america.gov

На снимке Мэтью Брейди (1860 год) Линкольн предстает без бороды — как он выглядел за год до выбора президентом США

На фото Александра Гарднера (1865 год, накануне убийства президента) — другой Линкольн — усталый и заработавшийся человек