СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ С КУБИНСКИМ УКЛОНОМ

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ С КУБИНСКИМ УКЛОНОМ

Тимур БОЯРСКИЙ, Петах-Тиква

На Кубе празднуют юбилей — 50 лет кубинской революции. Некоторые считают, что это праздничный день, некоторые считают, что скорбный — как кому нравится

Обращают на себя внимание два на первый взгляд не связанных друг с другом события. Первое событие произошло 20 октября 2008 года. В этот день русская православная церковь наградила братьев Фиделя и Рауля Кастро орденами «Слава и честь». Второе событие произошло накануне юбилейного дня: президент России Дмитрий Медведев направил в Гавану поздравление с праздником. В нём, в частности, говорится: «Эта революция вошла в историю, как легендарный пример борьбы за высокие идеалы социальной справедливости». Конечно, это можно расценить, как насмешку, но в Москве и в Гаване это расценили, как признание пятидесятилетних успехов. Каков уровень этих успехов, хорошо известно из опубликованной статистики, но я позволю себе сослаться не на статистику, а на воспоминания скромной, никому не известной женщины из Набережных Челнов Галины Яблочкиной: «Мы с мужем работали на Кубе. Нищета, дефицит всего, даже бананов, манго и гуавы, разве это не смешно? Люди бедствуют».
Нет, это не смешно. Кубу даже нельзя назвать банановой республикой. В банановых республиках бананы не распределяют по карточкам и талонам.
Не всегда есть прямо пропорциональная зависимость между уровнем демократии и уровнем благосостояния населения, но на Кубе эта зависимость налицо. Главу государства Фиделя Кастро никто не избирал, когда его здоровье пошатнулось, во главе государства встал его брат Рауль, которого тоже никто не избирал. Одни считают, что кубинцы и без выборов любят своих вождей, другие считают, что если открыть границы, то на Кубе никого не останется, кроме двух вождей. Поскольку это предположение никогда не было проверено на практике, будем считать его буржуазной пропагандой.
Для полноты картины можно вспомнить несколько событий 50-летней давности.
12 января 1959 года был устроен показательный суд над 72-мя полицейскими, которых обвинили в том, что они служили преступному режиму свергнутого диктатора Батисты. Защитник у полицейских был. Когда он сказал, что всё население страны в той или иной мере служило режиму Батисты, председательствующий Рауль Кастро лишил его слова и заявил: «Если один виновен, виновны все. Они приговариваются к расстрелу». Приговор был немедленно приведён к исполнению. Рауль Кастро не был юристом. Он закончил иезуитский колледж, то есть в определённой степени был подготовлен к роли священника, но через две недели после революции переквалифицировался в юристы высшей категории.
Че Гевара, портреты которого до сих некоторые носят на футболках и дамских сумках, тоже не был юристом. Он был врачом. Но оказалось, что юристом быть предпочтительнее. Он так инструктировал только что назначенных кубинских судей: «Не следует устраивать волокит с судебными разбирательствами. Это революция. Доказательства тут вторичны. Мы должны действовать по убеждению. Они все — банда преступников и убийц. Кроме того, следует помнить, что есть апелляционный трибунал».
Председателем этого трибунала был сам Гевара. Этот трибунал ни разу не отменил ни одного обвинительного приговора. Зато немногочисленные оправдательные приговоры отменялись молниеносно. 3 марта 1959 года суд, состоящий из революционных офицеров, неожиданно оправдал 44 лётчика, которые тоже провинились тем, что служили свергнутому режиму. Это был настолько небывалый случай, что на другой после суда день по кубинскому телевидению выступил лично Фидель Кастро, и заявил, что суд принял неправильное решение: «Революционная справедливость, — утверждал он, — базируется не на правовых предпосылках, а на моральном осуждении». После выступления главы государства, председателя суда убили из-за угла. Кто — неизвестно до сих пор. Лётчиков судили вторично, и каждый из них был приговорён на срок от 20 до 30 лет тюремного заключения.
Революционная справедливость осуществлялась с размахом. В гаванской крепости-тюрьме Ла Кабанья было казнено 600 человек, в том числе 16-летний мальчик. Казнями руководил вездесущий Че Гевара, который, оказывается, был не только председателем трибунала, но по совместительству и комендантом тюрьмы.
Подобных событий было множество. В горах Эскамбрай вспыхнуло восстание крестьян, недовольных сельскохозяйственной реформой, если можно так назвать то, что вытворяло новое правительство с кубинскими крестьянами. Жителей провинции переселили в концлагеря, их дома и сады сожгли. Казнили 4 тысячи человек.
В 1960 году верховный юридический авторитет Че Гевара создал на полуострове Гуанахакабибес первый в стране трудовой лагерь. Юридическое обоснование было такое: «Мы должны направлять в этот лагерь людей, когда мы не уверены, что их следует сажать в тюрьму. Там тяжелая работа, условия труда там суровы». Одного лагеря не хватило, они стали быстро размножаться. В каждом из них были свои особенности. Например, в лагере на острове Пинос заставляли работать в одних кальсонах, а провинившихся заставляли стричь траву собственными зубами.
По подсчётам правозащитных организаций режим Кастро содержал в тюрьмах и концлагерях в 3 раза больше политзаключённых в процентном отношении к численности населения, чем Гитлер и Сталин за то же время.
При диктаторе Батисте, режим которого называл кровавым, на Кубе было 500 политических заключённых, братья Кастро довели эту цифру до 100 тысяч. Сейчас это цифра значительно уменьшилась, то ли большинство врагов уже истребили, то ли к старости уровень свирепости снижается.
Совсем без статистики всё-таки обойтись не удалось. Ещё несколько цифр. Статистика свидетельствует, что при Батисте Куба по уровню благосостояния населения была впереди Испании и Японии того времени. Братья Кастро покончили с этим безобразием. В экономической науке самым главным интегральным показателем считается ВВП — валовой внутренний продукт. По размерам ВВП на душу населения можно судить о развитости экономики той или иной страны. На Кубе ВВП на душу населения составляет 3900 американских долларов в год.
Можно сопоставить, скажем, с Израилем, где эта величина — 26 тысяч долларов. Но будет более корректно, если мы сравним между собой экономику Кубы и Чили. Был период, когда государство Чили имело такого же неутомимого лидера, как Фидель Кастро. Его звали Сальвадор Альенде. Под его руководством государство Чили устремилось вдогонку за Кубой. На пути этого движения встал генерал Пиночет, поэтому Чили до плачевного состояния довести не удалось. Сегодня ВВП на душу населения в Чили — 14,7 тыс. долларов. Не будь Пиночета. сегодня в мире было бы на одну беднейшую страну больше.
Государственным девизом Кубы являются широко известные испанские слова «Патриа о муэрте», то есть, «Родина или смерть». Что касается смерти, то на Кубе это всем более чем понятно. Но в глубине души кубинцы мечтают, чтобы их государство избрало для себя другой девиз, например, «За достойную жизнь на родине». Если бы подобный девиз на Кубе осуществился, к поздравлениям президента России присоединилось бы ещё двести стран.