АГЕНТ 110, МИСТЕР БУЛ
АЛЛЕН ДАЛЛЕС, ПРЕВРАТИВШИЙ РАЗВЕДКУ В ИСКУССТВО
Иосиф ТЕЛЬМАН, кандидат исторических наук,Нешер
Все кто смотрели фильм «17 мгновений весны» хорошо запомнили Аллена Даллеса. Человек, невозмутимо курящий трубку и обладающий привлекательной внешностью, мало похож на «злобного империалиста» времен холодной войны, каким его изображала советская пропаганда. Этот человек был выдающимся разведчиком, самым «долгоиграющим» директором ЦРУ США.
Аллен Даллес родился в апреле 1893 года в Уотертауне (штат Нью-Йорк). Его отец был пресвитерианским пастором. Однако самой судьбой он был избран на роль государственного деятеля. Аллен рос в атмосфере постоянных споров в их доме о судьбах мира. Их вели между собой его дед Джон У.Фостер, бывший госсекретарем при президенте Гаррисоне, и муж тетки, Роберт Лансинг, в скором времени ставший госсекретарем в администрации Вудро Вильсона.
Будущий супершпион, ас разведки вышел из семьи, принадлежащей к верхам американского общества.
Фамильное поместье Даллесов на берегу озера Онтарио напоминало скорее старинный замок европейских аристократов, чем демократичное ранчо американских богачей. Юный Аллен обожал слушать рассказы своего деда о Гражданской войне, на которой он был генералом, о сражениях, в которых тот участвовал. Делился дед с внуком и своими воспоминаниями о пребывании на дипломатической службе. Он был посланником США в Мексике, России и Испании, затем возглавлял Госдепартамент.
Аллен Даллес получил прекрасное образование. Он успешно учился в Нью-Йорке, Эльзасской школе в Париже, а затем в престижном Принстонском университете.
После окончания университета Даллес отправился в свою первую поездку в Азию. В 1916 году он становится сотрудником посольства США в Вене. Последующие два года (1917-1918) Даллес работал в Швейцарии, в Берне, где впервые приобщился к разведке и быстро освоился на этом поприще. В этот город он затем вернется в период Второй мировой войны в 1942 году и возглавит миссию американской разведки.
В 1920 году Аллен вместе со своим старшим братом Джоном Фостером находился в Париже в составе американской делегации, прибывшей подписать Версальский мирный договор, официально положивший конец Первой мировой войне. В следующем году Даллес женился на Клоувер Тодд, дочери профессора университета, которая осчастливит будущего шефа ЦРУ рождением сына и двух дочерей. Он получает назначения на работу в американских посольствах в Берлине, затем в Стамбуле, после чего некоторое время трудится в Госдепартаменте в Вашингтоне.
В 1926 году Аллен Даллес оставил дипломатическую службу и занялся углубленным изучением права. Затем поступил на работу в крупнейшую юридическую фирму на Уолл-стрит «Салливан и Кромвель», где уже работал его брат Джон Фостер.
Представители «Салливан и Кромвель» были вхожи в высшие правительственные круги Америки и имели тесные связи в европейских банках, инвестиционных компаниях и промышленности. Как и другие сотрудники фирмы, Даллес нередко выполнял поручения правительства, выступал советником американских делегаций, принимал участие в различных международных конференциях. Уже тогда он познакомился со многими из тех людей, с которыми судьба его снова сведет, когда он уже будет разведчиком.
После вступления Соединенных Штатов во Вторую мировую войну, Даллеса привлек к работе в разведке — в Управлении стратегических служб (УСС) — его шеф Уильям Донован. Некоторое время Даллес находился при штабе УСС в Нью-Йорке.
В ноябре 1942 года Аллен Даллес прибыл в Берн. Здесь он организовал и возглавил представительство УСС и, по сути, стал руководителем американской разведки в Европе. И хотя он имел дипломатическое прикрытие — работу в американском посольстве, — Даллес действовал абсолютно самостоятельно и превратил в штаб УСС свой дом на Херренгассе,23. У него было два оперативных псевдонима «агент 110» и «мистер Бул». Дипломаты различных стран, аккредитованные в Берне, знали, что он руководит американской разведкой в Европе и является специальным эмиссаром со связями в Белом доме. Он вербовал многих людей, и в том числе своих соотечественников, застигнутых в Швейцарии войной. Среди них были даже летчики армейской авиации США, приземлившиеся на своих подбитых самолетах в Швейцарии и интернированные там.
Одним из самых доверенных лиц Даллеса была 38-летняя американка Мэри Банкрофт. Она стала помощницей и одновременно любовницей Даллеса. Ее муж-бухгалтер часто отлучался по делам из Берна и не очень мешал их «служебному» роману (см. Норманн Полмар и Томас Аллен «Энциклопедия шпионажа», М, «Крон-Пресс», 1998). Агентов у Даллеса было много, но самым ценным из них оказался Фриц Кольбе, работавший в министерстве иностранных дел Германии. Находясь в служебной командировке в Берне, он через американское посольство вышел на связь с Даллесом и предложил свои услуги. На первых порах ему не доверяли и тщательно проверяли, но довольно скоро убедились в подлинности передаваемых им документов. Джордж Вуд (такой был его псевдоним в американской разведке) стал воистину драгоценной находкой для американцев и их спецслужб. Он к весне 1944 года передал свыше 1200 документов, среди которых не было ни одного более двухнедельной давности.
Фриц Кольбе был референтом Карла Риттера, возглавлявшего отдел по связям министерства иностранных дел с вермахтом. Через его руки проходили не только телеграммы и меморандумы, поступающие из немецких посольств, но и материалы по военным операциям, секретному планированию подводной войны, передислокации войск и положению дел в военной администрации оккупированных районов, а также деятельности авиации.
Среди прочих ценных сведений, полученных через Кольбе, была, в частности, информация, что у британского посла в Анкаре работает камердинером немецкий шпион. Это был албанец Базна, известный теперь под именем «Цицерон» — опаснейший агент нацистов. Его деятельность была пресечена с помощью Кольбе. Даллес также получил от германского МИДовца данные о работе немецких ученых над созданием атомного и ракетного оружия.
Впоследствии Даллес не без гордости называл Фрица Кольбе (он же Джордж Вуд) главным шпионом периода Второй мировой войны.
* * *
Весной 1945 года в Берне проходили секретные переговоры между Алленом Даллесом и шефом СС и полиции в Италии генералом Карлом Вольфом о возможности заключения сепаратного мира. О секретных переговорах в Берне стало известно в Москве. Состоялся обмен посланиями по этому вопросу на самом высоком уровне. По требованию Сталина сепаратные переговоры были прекращены.
Как утверждают некоторые историки, именно с того времени Даллес стал ярым антикоммунистом и противником СССР. Он не мог простить провала своей миссии.
В разгар холодной войны, в 1960 году генерал Вольф сказал о целях своих переговоров:
«Я хотел сохранить жизнь немецким солдатам, так как знал, что они понадобятся, и как вы видите сегодня, я был прав».
После войны, обиженный на то, что его недооценили после сепаратных переговоров в Берне и держат на «скамейке запасных» (вместо того, чтобы сделать номером первым УСС в Европе, ему поручают эту роль только в американской оккупационной зоне в Германии), Даллес подает в отставку. Два года он работал в коллегии адвокатов. Но азарт разведчика засел в нем глубоко. И он своими личными средствами помогает проведению ряда разведывательных операций, направленных против советского блока.
В юности Аллен Даллес прочитал «КИМ» Редьярда Киплинга и на всю жизнь оказался покорен «Большой игрой», какой она виделась главному герою книги — разведчику Киму.
* * *
В 1947 году президент Трумэн назначил Даллеса главой комиссии для оценки деятельности разведслужб. В результате появляется доклад Даллеса о необходимости создания должности центрального управляющего для координации деятельности всех спецслужб.
В 1947 году президент Трумэн создает ЦРУ. Даллес назначается заместителем директора по проведению специальных операций. В 1951 году он становится помощником директора ЦРУ генерала Уолтера Беделла Смита.
В январе 1953 года президентом США становится генерал Дуайт Эйзенхауэр, который очень ценил братьев Даллесов. Он назначает Джона Фостера Даллеса государственным секретарем США. 9 февраля Беделл Смит уходит в отставку из вооруженных сил и занимает пост помощника госсекретаря, а еще через три недели Аллен Даллес официально становится новым шефом ЦРУ.
Таким образом родился грозный тандем двух Даллесов, способный ради борьбы с коммунистической опасностью идти в первой линии фронта официальной и секретной дипломатии, разведки и подпольной деятельности.
«Каверт Экшн» (секретная операция) — ключевое слово в лексиконе ЦРУ времен Аллена Даллеса. Какая разница между шпионом и разведчиком? На этот вопрос Даллес ответил так: «Если ты нашел чиновника, который передает тебе важную информацию, — это разведка. Если же он оставил секретный документ на столе, а ты его украл, то это — шпионаж».
Одно из достижений Даллеса после того, как он стал директором ЦРУ, — превращение разведывательной работы из непопулярной в высокоуважаемую профессиональную карьеру.
А.Колпакиди и О.Лемехов в своей книге «Главный противник. ЦРУ против России» (М, «Вече», 2003) отмечают, что новый шеф американской разведки имел, как минимум, два достоинства. Он был первым профессиональным разведчиком в кресле директора ЦРУ и, кроме того, имел старшего брата — государственного секретаря в правительстве Эйзенхауэра. Благодаря этому обстоятельству резко возросла роль ЦРУ в американской политике. В сущности, Аллен Даллес считал необходимым согласовывать свои действия только с президентом и своим братом-госсекретарем.
Аллен Даллес обладал широкой возможностью, манипулируя доводимой до президента Эйзенхауэра информацией, склонять его к принятию правильных (с точки зрения директора ЦРУ) решений. Влияние братьев Даллес на президента было столь велико, что некоторые историки задавали вопрос: а не был ли сам Эйзенхауэр статистом при братьях Даллес? Это, конечно, преувеличение. Однако то что при принятии важных решений президент руководствовался их рекомендациями, не вызывает сомнений.
* * *
В 1953 году «горячей точкой» был Иран. Там премьер-министр Мосаддык начал национализацию нефтепромыслов и другие реформы. Перемены в стране начали принимать радикальный характер. ЦРУ вместе с британскими спецслужбами решили свергнуть Мосаддыка. Они сделали ставку на шаха Пехлеви и преданных ему офицеров-роялистов. Операция «Аякс» под руководством Даллеса была успешно проведена. Мосадыку пришлось отправиться в изгнание. В результате США приобрели верного союзника на четверть века.
Еще одну секретную операцию ЦРУ провело на Филиппинах, где в то время росло влияние коммунистов и успешно действовала закаленная в борьбе с японцами армия национального освобождения. Посланец Даллеса Эдвард Лансдейл прибыл на Филиппины. Он, по сути, возглавил кампанию психологической войны против «красных». При материально-технической и финансовой поддержке американцев победу на выборах президента Филиппин одержал ставленник ЦРУ Рамон Магсайсай. Он стал одним из инициаторов создания в 1954 году блока СЕАТО, азиатского эквивалента НАТО.
В Гватемале ЦРУ провело спецоперацию, в результате которой был свергнут президент Хакобо Арбенс. Офицер крайне левых убеждений, который все левел и сближался с коммунистами, Арбенс конфисковал у американской многонациональной компании «Юнайтед фрут» 110 тысяч гектаров плодородной земли. Президент Эйзенхауэр был крайне озабочен положением в Гватемале. Новая тайная операция ЦРУ избавила его от беспокойства. Правительство Арбенса было свергнуто. Президент на совещании в Белом доме сказал Даллесу:
— Аллен, благодарю. Вы предотвратили появление советского плацдарма в Центральной Америке.
Потом Даллес стремился предотвратить распространение «красной опасности» в Коста-Рике, Египте, Вьетнаме, на Кубе. Однако далеко не всегда успешно.
* * *
Конечно, главное внимание ЦРУ и его директор Даллес уделяли СССР и странам, которые входили в советский блок. Здесь следует отметить операцию «Моби Дик» — шпионскую аэрофотосъемку советской территории с воздушных шаров. Каждый такой шар имел специальную аппаратуру, большой запас пленки и технические устройства для определения координат снимаемой местности. С мая 1954-го по декабрь 1956 года в советское воздушное пространство были запущены тысячи таких шаров. Только в январе 1956 года с американских баз в Турции было выпущено более 500 штук. Однако плохая управляемость шаров, высокая их стоимость, значительное количество сбитых ПВО и выставки сбитой шпионской аппаратуры — все это заставило в конечном счете свернуть эту программу.
Воздушные шары использовались и в психологической войне, особенно после событий в Венгрии 1956 года. Уже на начальном этапе операции «Поход за свободу» в небе социалистических стран появилось 42 тысячи шаров с 200 миллионами листовок. Однако по тем же причинам, что и «Моби Дик» операция с пропагандистскими шарами вскоре тоже была свернута. Эффект от нее явно не оправдывал огромных затрат.
Успехом американской разведки стала операция со знаменитым туннелем в Берлине. Агенты ЦРУ прорыли из контролируемого американцами сектора разделенной немецкой столицы туннель в Восточный Берлин и подключились к магистральным телефонным линиям Западной группы советских войск в ГДР. Для работы был выбран заброшенный дом вблизи границы, откуда по ночам и рылся туннель. Хотя этот проект обошелся в миллионы долларов, он оправдал себя — принес массу ценной информации о Советском Союзе. Подключившись к секретному кабелю, американцы всегда были в курсе дел и намерений командования советских войск в ГДР. Все перехваченные переговоры тщательно фиксировались и направлялись для последующего детального анализа в штаб-квартиру ЦРУ. Улов был большой, так что аналитикам спецслужбы работы хватало.
Американская разведка осуществляла массированную заброску шпионов в СССР. В основном она осуществлялась по воздуху. Однако лавров эта операция ЦРУ не принесла. Некоторые парашютисты после приземления сразу же сдавались властям, других ловили.
Так, бывшие власовцы Лахно, Маков, Горбунов и Ремига после войны бежали в Западную Германию. Здесь они попали в поле зрения американской разведки. Прошли курс обучения шпионажу и были переправлены на американскую базу в Греции. Они получили задание пробраться в Киев и Одессу, раздобыть паспорта и другие подлинные документы и ждать дальнейших указаний. В ночь на 26 апреля 1953 года эта группа была сброшена с американского самолета над территорией Украины. Лахно и Маков были арестованы уже на следующий день, а к концу дня пойманы и оставшиеся два парашютиста. Вскоре Даллес решил свернуть и операцию по массовой заброске агентов в Советский Союз.
Американский историк профессор Д.Ричелсон по этому поводу отмечает:
«В 1954 году заброска агентов практически прекратилась. Потери были большими, затраты — значительными, а результаты — минимальными. Появились другие возможности».
К числу таких возможностей относилась работа кадровых разведчиков под дипломатической «крышей».
* * *
На Тайване ЦРУ поддерживало китайских националистов — удалось спасти режим и обезопасить остров от угрозы вторжения с материка.
К числу успехов американской разведки в годы, когда ее возглавлял Даллес, надо отнести и поддержку организации генерала Геллена в Западной Германии, которая из полулегальной стала мощной правительственной спецслужбой ФРГ и активно сотрудничала с ЦРУ.
Основная доктрина, которой руководствовались президент Эйзенхауэр и братья Даллесы — это сдерживание коммунистического влияния и затем вытеснение его. Для этого президент создал специальный комитет во главе с Алленом Даллесом. В его состав вошли министр обороны, заместитель госсекретаря и др. Этот комитет занимался «кризисными» делами. Подрывная деятельность, ведение психологической войны наряду с разведкой составляли основное направление деятельности ЦРУ, когда им руководил Даллес.
Однако ему пришлось познать не только радость побед, но и горечь поражений. Потерпела крах операция воздушной разведки над территорией СССР с помощью самолетов У-2. 1 мая 1960 года в районе Свердловска был сбит самолет-разведчик. Летчик Фрэнсис Пауэрс успел спастись, выпрыгнув на парашюте. Он не раскусил ампулу с ядом и сдался властям. Пауэрс подробно рассказал о программе ЦРУ по организации воздушной разведки над территорией СССР, в которой он принял участие. На суде он каялся и совсем не был похож на супермена. Эта скандальная история дала повод Хрущеву отказаться от встречи с Эйзенхауэром и сорвать намеченную конференцию руководителей четырех держав в Париже.
В начале 1959 года на Кубе потерпел поражение режим Батисты, победила революция во главе с Кастро. На первых порах в Вашингтоне отнеслись к этому спокойно. Когда спохватились, было уже поздно. Кастро оказался совсем не тем «демократом», который был нужен ЦРУ и США. Американская разведка фактически проглядела кубинскую революцию и все негативные для США ее последствия. Подготовленная наспех и проведенная ЦРУ операция против Кастро потерпела провал. Высадившиеся в Заливе Cвиней кубинские эмигранты при поддержке американцев потерпели поражение и были сброшены в море. Это стало концом карьеры Даллеса. Новый президент Джон Кеннеди сказал: «Аллен Даллес — легендарная личность, а с легендами крайне трудно заниматься практическими делами».
Еще в 1959 году по инициативе Даллеса началось строительство нового здания штаб-квартиры ЦРУ в Лэнгли (штат Вирджиния). Кто говорит «Лэнгли», подразумевает «ЦРУ». В 1961 году здание было построено, но Даллесу не пришлось здесь работать. В кабинете директора обосновался Джон Маккоун.
20 ноября 1961 года Аллен Даллес ушел в отставку. Он не выносил безделья и решил заняться литературным трудом. Писал, конечно, о спецслужбах. Его книга «Искусство разведки» стала сенсацией. Ее сразу признали библией разведчика. Даллес, охотно дававший интервью по поводу своего бестселлера, запомнился американцам не мрачным шпионом, а живым, очень остроумным человеком.
Даллес был автором и других бестселлеров, в том числе книги «ЦРУ против КГБ». Последний раз он послужил своей стране, участвуя в работе правительственной комиссии по расследованию обстоятельств убийства президента Кеннеди.
* * *
Сотрудничество ЦРУ и «Моссада» — это отдельная тема. Но об одном эпизоде мы расскажем. На ХХ съезде КПСС Хрущев выступил с секретным докладом о культе личности Сталина. Аллен Даллес стремился во что бы то ни стало добыть полный текст доклада. Разведки других стран Запада тоже охотились за ним.
Эту задачу решил «Моссад». Текст доклада разослали секретарям компартий социалистических стран. Агент «Моссада» добыл его через свою знакомую в ЦК ПОРП и принес резиденту израильской разведки в Варшаве на два часа. Этого времени хватило, чтобы снять фотокопию. Этот «подарок» директор «Моссада» (тогда им был Иссер Харель) лично доставил Даллесу. После этого было подписано соглашение о сотрудничестве ЦРУ и «Моссада» и об обмене информацией.
* * *
Аллен Даллес умер в 1969 году — от осложнения на легкие после азиатского гриппа. У него было много друзей и немало врагов. Но никто не может отрицать того факта, что он был одним из самых выдающихся разведчиков в истории Америки, да и в мировой тоже. Шеф ЦРУ еще при жизни стал человеком-легендой.